Гособвинитель рассказал о призывах Нурмагомедова к брату сбежать из ИГ*
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Уроженец Дагестана Шамиль Нурмагомедов, обвиняемый в финансировании терроризма, призывал своего брата сбежать с контролируемой ИГ* территории и не участвовать в “смуте между мусульманами”, об этом свидетельствует оглашенный сегодня гособвинителем фрагмент переписки между братьями. Рассказывая об эпизоде передачи денег, прокурор сослался на интервью “Кавказскому узлу” отца братьев Нурмагомедовых.
Как писал "Кавказский узел", Московский окружной военный суд 22 января приступил к основному слушанию дела в отношении уроженца Махачкалы Шамиля Нурмагомедова, который обвиняется в финансировании терроризма. Шамиль Нурмагомедов отказался признать финансированием терроризма свою помощь брату, который пытался выбраться с контролируемой ИГ* территории.
Коммерческий директор подмосковной фирмы Шамиль Нурмагомедов был арестован в Москве по обвинению в финансировании запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство". О завершении следствия по его делу стало известно 18 декабря 2017 года. 15 января суд продлил срок ареста Шамиля Нурмагомедова на три месяца.
Обыски по делу проводились в Москве и в селении Карата
На второй день слушаний из представителей СМИ на заседании присутствовал только корреспондент “Кавказского узла”. Помимо участников процесса, на заседании также присутствовали Казим Нурмагомедов, один из близких его семьи, а также человек, сопровождающий незрячего адвоката Шейхова.
Сегодняшнее заседание судебного процесса по делу Шамиля Нурмагомедова было практически полностью посвящено оглашению представителем прокуратуры материалов и документов уголовного дела, отмечает корреспондент “Кавказского узла”.
В ходе заседания прокурор сообщил, что среди документов, подшитых к делу, имеются протоколы обыска дома и в офисе Шамиля Нурмагомедова в Московской области, в доме Казима Нурмагомедова в селении Карата в Дагестане, протоколы осмотра вещественных доказательств, заключения о принадлежности банковских карт и результаты других экспертиз.
Отдельно прокурор отметил, что среди документов есть “протоколы выемки и изучения уголовного дела в отношении Фаталиевой, возбужденного в ноябре 2015 года Магарамкентским РОВД по статье об участии в НВФ”. Тогда же, в ноябре 2015 года, она была объявлена в розыск, рассказал представитель гособвинения.
Дело было возбуждено спустя год после отъезда Фаталиевой из России. Однако адвокат Шейхов обратил внимание, что по делу Фаталиевой “нет решения суда до сих пор, а родственники не получали от неё вестей с ноября 2014 года”.
Марат Нурмагомедов рассказывал брату о своем участии в конфликте
Прокурор в ходе заседания частично огласил заключение экспертов о содержании переписки в Skype между Шамилем и Маратом Нурмагомедовыми.
“В переписке содержится информация обстоятельств нахождения Марата Нурмагомедова в Сирии и участия его в НВФ. Ключевые моменты - это сообщения о переводе и получении суммы в 5000 долларов США. Есть в переписке и информация от Марата Нурмагомедова о приобретении им оптики ночного и дневного видения. Братья обсуждали ход войны в Сирии, жизненный уклад в зоне конфликта”, - заявил гособвинитель.
По его утверждению, в переписке Марат Нурмагомедов “делился планами ведения боевых действий”. “Он описывает особенности населения Сирии и строгости порядков в том городе, где находился. Марат сообщает, что его боевая группа входит в ИГИЛ*. Говорит, что лично знал того, кто осуществил взрыв в Волгограде. Также он прислал свои фотографии в военной форме, с оружием в руках и на фоне военной техники”, - рассказал прокурор.
По его словам, комплексная экспертиза установила, что Шамиль Нурмагомедов “перевел средства Марату Нурмагомедову, которые были впоследствии использованы для покупки военного оборудования”.
“Шамиль Нурмагомедов прямо выразил готовность финансировать своего брата Марата и выразил косвенную готовность к финансированию других членов НВФ, в том числе тех, кто только едет туда”, - привел прокурор выводы экспертов.
Это вызвало возражение защиты Шамиля Нурмагомедова. “Мы видим заключение экспертов, но не видим самой переписки. Мы не знаем, что в реальности сказали Нурмагомедовы в ходе общения”, - сказал адвокат Умалат Сайгитов.
В свою очередь адвокат Шейхов обратил внимание судьи, что “в оглашаемой переписке нет ни слова о Шамиле Нурмагомедове”. Приводятся слова только его брата, Марата Нурмагомедова, отметил адвокат.
Отец Шамиля Нурмагомедова Казим Нурмагомедов обратился на юридический онлайн-сервис "Кавказского узла", сообщив о необоснованном уголовном преследовании сына. В окончательной редакции предъявленного обвинения Нурмагомедову вменяется финансирование террористической деятельности, за это ему грозит до пятнадцати лет лишения свободы.
Нурмагомедов просил брата “бежать от этой фитны”
Адвокат Сайгитов также указал, что в материалах расшифровки переписки имеются слова Шамиля Нурмагомедова, который уговаривает своего младшего брата покинуть ряды ИГИЛ*.
По просьбе стороны защиты, прокурор процитировал указанный адвокатом фрагмент переписки. “От этой фитны (смута, хаос — арабск., - прим. “Кавказского узла”) бежать надо. Есть хадисы, что если две группы мусульман воюют друг с другом, то лучше удалиться от этого, если не можешь примирить”, - процитировал гособвинитель слова Шамиля Нурмагомедова.
Адвокат Сайгитов отметил, что прокурор “огласил только некоторые выводы экспертов, оставив невыгодные ему частности”. С разрешения судьи Сайгитов зачитал из томов дела другие выводы экспертов.
“Один из итогов экспертного заключения звучит так - в тексте переписки не выявлено, что те люди, которые на деньги Шамиля Нурмагомедова уехали из России, отправлялись для участия в какой-либо вооруженной группировке”, - процитировал экспертов Сайгитов.
Обвинителем также было оглашено “интервью Казима Нурмагомедову средствам массовой информации”, где тот поясняет обстоятельства перевода денег Марату. Как сказал Казим Нурмагомедов, речь идет о его интервью “Кавказскому узлу”.
Наряду с этим, прокурор огласил также решение Верховного суда России о внесении ИГ*, Джабхат ан-Нусры и ряда других формирований в список террористических организаций.
"Кавказский узел" опубликовал интервью с отцом братьев Нурмагомедовых, Казимом Нурмагомедовым - "Вернуть живым: за сыном из Дагестана в ИГИЛ"*. "Сыну вменяют вот что: в декабре 2013 года, то есть через три месяца, как уехал Марат, средний мой сын отправил ему через карточку какие-то 200 тысяч рублей. Потом каким-то образом оперативным путем выяснили, что эти деньги дошли. Дошли до него 5 тысяч долларов где-то. Остальные по дороге за услуги. 200 тысяч рублей — это было около 6 тысяч долларов, а до него 5 дошли. Я даже не знал, что он отправлял эти деньги. Я же эту информацию о том, что он отправлял, от правоохранительных органов узнал. Предъявили мне постановление Басманного суда на обыск, и там было написано - что вменяют финансирование этой террористической организации", - рассказал Казим Нурмагомедов. По его словам, отправленные деньги "предназначались на выезд сына из Сирии". "При этом собственником этих денег был младший сын. Когда он работал с Шамилем, у него оставались деньги — всего 220 тысяч. Эти деньги — 200 тысяч — были по просьбе Марата отправлены ему", - подчеркнул Казим Нурмагомедов.
Сторона обвинения намерена допросить засекреченных свидетелей
Долгое и нудное зачитывание обвинителем перечня документов вызвали к концу заседания утомление участников поцесса, в том числе и судей. Председательствующий судья даже попросил прокурора ускорить оглашение документов.
Перед завершением заседания судья спросил, сколько времени понадобится обвинителю для окончания этой процедуры. “Осталось два тома, наверное, завтра хватит 1,5-2 часов. Но если прибудут свидетели обвинения, то прошу изменить порядок и допросить их в первую очередь”, - ответил прокурор.
Помимо этого, сторона обвинения намерена на следующем заседании, которое состоится 25 января, допросить секретного свидетеля и двух экспертов, подготовивших психолого-лингвистическое заключение переговоров и переписки братьев Нурмагомедовых - Янгалычева и Платонову из Калуги.
При этом прокуратура предложила допросить экспертов через видеоконференцсвязь из зала Калужского гарнизонного военного суда. Защита Нурмагомедова согласилась с этим предложением.
В свою очередь защитники отметили, что они “также хотели бы пригласить своих свидетелей”. Одним из них, по словам адвокатов, является супруг Фаталиевой, которой, по версии следствия, Шамиль Нурмагомедов купил билет в Турцию и которая якобы стала “членом НВФ”.
Помимо неё, адвокаты предложили допросить в суде оперуполномоченного Ахвахского ОВД, к которому ещё в августе 2013 года Шамиль Нурмагомедов обратился по просьбе отца с сообщением об отъезде Марата в Сирию и просьбой о содействии в его возвращении.
Прокурор возразил против допроса этого свидетеля, так как посчитал, что “его показания не имеют отношения к существу обвинений против Шамиля Нурмагомедова”. Судьи в итоге удовлетворили ходатайство о вызове в суд свидетеля Фаталиева, но отказали в приглашении полицейского из Дагестана.
“То, о чем защита хотела бы спросить оперуполномоченного, уже было сообщено свидетелем Казимом Нурмагомедовым, и этим фактам суд обязательно даст оценку”, - пояснил председательствующий судья.
Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также опубликован материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"*.
* - организация признана террористической и запрещена в России судом.