Открытое письмо декану факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского университета А.В. Ващенко

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Уважаемый Александр Владимирович!

В сентябре с.г. по каналу ГТРК «Кубань» был показан сюжет о деятельности краснодарского краевого общества «Мемориал», подготовленный журналистом Ольгой Тимохиной. Сюжет содержит тенденциозно подобранные факты и поверхностные оценки деятельности организации. Он начинается с информации о том, что общество работало на Кубани 20 лет, им было подготовлено 9 томов Книги памяти жертв политических репрессий по Краснодарскому краю.

Краевое общество «Мемориал» было создано в 1987 году, последняя дата регистрации - 2002 год. В период с 2005 по 2016 год с участием «Мемориала» было подготовлено и издано 9 томов Книги памяти, в которых содержатся более 20 тысяч кратких биографических данных о репрессированных и реабилитированных жителях края разных национальностей. Так же представлены многочисленные документы и фотографии о людях, ставших жертвами политических репрессий и аналитические статьи о том времени.

Журналист О. Тимохина «забыла» сказать, что издание Книги памяти осуществляется Администрацией Краснодарского края, Управлением ФСБ по краю, Краевым военным комиссариатом, Краснодарским краевым советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Краснодарским краевым советом Всероссийской общественной организацией ВООПИК. Издание финансируется Администрацией Краснодарского края и является серьезной региональной программой. Всего в регионах России на сегодняшний день издано около 400 томов Книг памяти. Процесс этот необратим и он будет продолжаться.

В сюжете О. Тимохиной в качестве упрека обществу «Мемориал» говорится о книге «Мартиролог поляков Кубани», которая вышла в 2016 году. Упоминается, что она подготовлена «в основном на воспоминаниях». Для подкрепления своего негативного мнения о книге, журналист обратилась к Вам. Комментируя выход «в свет» мартиролога, Вы сказали буквально следующее: «в последнее время появилось большое количество работ о репрессиях против поляков, греков, чеченцев, крымских татар, но страдали не только они, но и русские, украинцы, белорусы».

Вы назвали изучение трагедии репрессированных народов «ненаучным» подходом. Всё это говорит об одном - ни журналист, ни Вы книгу не читали. Во-первых, в ней нет воспоминаний. Основой работы послужили тома Книги памяти, т.е. документальный материал. Мартиролог содержит Список поляков, которые были репрессированы в крае в ходе осуществления органами НКВД «польской операции» (август 1937-ноябрь 1938 г).

В нём опубликовано 614 кратких биографических справок. Во втором Списке обнародованы фамилии 273 граждан девятнадцати национальностей, которые были арестованы на Кубани как «польские шпионы». Это, в том числе, русские, украинцы, белорусы. Никто никогда не говорил о том, что поляки пострадали в годы государственного террора больше, чем русские, а немцы больше, чем украинцы! Жаль, что этого Вы не понимаете!

Во-вторых, по поводу Вашего заявления о том, что «в последнее время появилось большое количество работ о репрессиях поляков, греков, чеченцев»….Первые работы о трагедии народов в период сталинской диктатуры появились ещё в хрущёвскую «оттепель». Во второй половине 1980-х годов начался новый этап в изучении массовых политических репрессий. На сегодняшний день опубликованы тысячи работ, состоялись сотни конференций, в т.ч и на тему «национальных операций» НКВД СССР в годы «большого террора».

В Краснодарском крае исследователи этой проблематикой занимаются очень давно. Несколько примеров. В конце 1980-х годов появились первые публикации о трагедии эстонцев, компактно проживавших в Отрадненском районе края и работавших в колхозе «Уус-Тее». Всех мужчин в 1937 году, арестовали и расстреляли (более 100 человек). На эту тему вышла в 1990 году книга Х. Саббо «Гибель». Большое количество работ посвящено трагедии греческой диаспоры на Кубани. Этому посвящены работы И.Г. Джухи. В 2013 году вышла его «Книга Памяти греков Краснодарского края. Жертвы греческой операции 1937-1938 года».

Она так же основана на материалах Книги памяти жертв политических репрессий по Краснодарскому краю. Репрессированным эстонцам и грекам потомки поставили памятники. Трагедию кубанских поляков историки изучают около 20 лет. С 2002 года в Краснодаре польским обществом «Единство» проводятся научные конференции «Поляки в России». Последняя конференция состоялась в ноябре 2017 года, в Краснодаре.

На конференциях неоднократно звучали доклады и сообщения о репрессиях в отношении поляков, пострадавших в годы массовых политических репрессий. Только в 1937-1938 годах на Кубани было осуждено 1916 поляков, из которых 1807 расстреляно (95%). Польское население Краснодарского края с 1928 по 1939 год сократилось в два раза! Ваше заявление о том, что работы на эти темы «появились в последнее время», не соответствуют действительности! Стыдно этого не знать, Александр Владимирович!

В-третьих, в своём интервью Вы фактически выступили против свободы творчества, когда говорили о селективном подходе к темам исследования. Трагедию русского народа в годы государственного террора изучать можно, а трагедию польского народа –нет! Что же делать? Запретить представителям польского, греческого, чеченского и других репрессированных народов изучать прошлое, в том числе, его драматические страницы, судьбы своих расстрелянных родственников? А, может быть, сразу восстановить цензуру? Есть очень хорошая кандидатура на руководителя Главлита!

Из истории тоталитаризма хорошо известны такие приёмы борьбы с оппонентами как шельмование, навешивание ярлыков, лжесвидетельствование, провокации, клевета, огульное обвинение. Схема: «Я этой книги не читал, но она мне не нравится!» неоднократно применялась в прошлом-это было в 1930-х годах в ходе борьбы с «врагами народа», в 1940 х годах- с «безродными космополитами», в 1960-1970 х годах - с диссидентами.

Остаётся сожалеть, что автор сюжета и Вы опустились до приёмов сталинской пропаганды. Как человек с такими взглядами может возглавлять исторический факультет, где зародился «Мемориал», а студенты и преподаватели которого всегда отличались свободолюбивыми, демократическими убеждениями?

Александр Владимирович! Локомотив под названием «жизнь» ушёл далеко вперёд! Мы живём в свободной стране, «железный занавес» давно разрушен! Вы же остались на платформе «1937 километр». Наверное, в своих тяжких раздумьях над «научными подходами» и фабрикацией компроматов, Вам некогда оглянуться вокруг! 30 октября, в День памяти жертв политический репрессий, Президент России В.В. Путин открыл мемориал «Стена скорби» на проспекте Сахарова в Москве, в ноябре в Екатеринбурге открыт ещё один памятник, посвящённый этой драматической странице нашей истории.

Процесс увековечения памяти жертв политических репрессий запретами и «научными подходами» не остановить. Это часть наших демократических ценностей и свобод!

И. Джуха, руководитель проекта «Греческий мартиролог».

А. Ждановский, кандидат исторических наук, профессор Кубанского университета.

С. Кропачев, доктор исторических наук.

А. Майоров, президент Российской геральдической палаты, член Союза писателей России.

Н. Петров, Ph.D, заместитель председателя совета научно-информационного и просветительского центра «Мемориал» (Москва)

Автор: