Защита участника "Марша миллиона масок" сочла необоснованным отказ в УДО
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Суд отказал участнику "Марша миллиона масок" Вардану Варданяну в условно-досрочном освобождении. Защита намерена обжаловать решение суда. Варданян получил отказ по политическим мотивам, уверен правозащитник Артур Сакунц.
Как писал "Кавказский узел", Вардан Варданян в октябре 2014 года получил пять лет лишения свободы по делу о беспорядках на акции "Марш миллиона масок" 5 ноября 2013 года. Акция, организованная лидером партии "Цегакрон" Шантом Арутюняном, проходила под лозунгами в поддержку революции и завершилась столкновениями активистов с полицией. Срок заключения Варданяна истекает в ноябре 2018 года.
Суд общей юрисдикции административных районов Эребуни – Нубарашен 17 декабря "без всяких обоснований" отклонил жалобу Варданяна на решение Независимой комиссии, рассказала адвокат активиста Инесса Петросян корреспонденту "Кавказского узла".
Вардан Варданян обратился в Независимую комиссию с просьбой об УДО в конце октября, и комиссия вынесла отрицательное заключение, никак не обосновав при этом свое решение, отметила адвокат Петросян. Она добавила, что решение суда первой инстанции будет обжаловано в Апелляционном суде Армении.
По данным властей, в ходе столкновении активистов с полицией на "Марше миллиона масок" пострадали восемь правоохранителей, были задержаны 37 человек. 12 активистов, в числе которых лидер партии "Цегакрон" Шант Арутюнян, были арестованы и приговорены к реальным срокам. Кроме того, один фигурант дела, сын Шанта Арутюняна Шаген, осужден условно, еще одному участнику акции, Мисаку Аракеляну, был назначен штраф.
Представитель Минюста рассказала о работе комиссии
Решение Независимой комиссии при рассмотрении прошений об УДО до недавнего времени считалось окончательным, однако теперь осужденный может обжаловать его в суде. Законодательное изменение, позволяющее обжаловать решение комиссии, вступило в силу 1 июля 2017 года, пояснила руководитель пресс-службы Минюста Армении Лусине Мартиросян корреспонденту "Кавказского узла".
Как отметила Мартиросян, состав Независимой комиссии определяется решением президента страны. В нее входят представители администрации президента, Минюста, офиса омбудсмена, психолог или психотерапевт из Минздрава, социальный работник из министерства труда и социальных вопросов, криминалист, а также представители общественных организаций, которые в последние пять лет проводили с осужденными работу социального, психологического и юридического характера.
Независимая комиссия состоит из семи человек, в том числе председатель комиссии, срок его деятельности составляет три года. Кандидатов в члены комиссии представляет президенту на утверждение министр юстиции, рассказала представитель ведомства.
Лусине Мартиросян также добавила, что свое решение относительно предоставления осужденному УДО Независимая комиссия выносит в течение 45 дней после получения заявления. Решение принимается большинством голосов членов комиссии в ходе тайного голосования. При этом в заседании принимают участие руководитель уголовно-исполнительного учреждения (УИУ), где содержится осужденный, сам осужденный и его адвокат.
Условно-досрочное освобождение по делу "Марша миллиона масок" получили только Айк Арутюнян и Альберт Маргарян. Полные сроки отбыли Тигран Петросян, Армен Ованнисян, Севак Мнацаканян, Алек Погосян, Мкртич Ованнисян. В заключении остаются Ваге Мкртчян, осужденный на семь лет, лидер партии "Цегакрон" Шанта Арутюнян, приговоренный к шести годам, а также Аветис Аветисян, Вардан Варданян и Липарит Петросян, получившие по пять лет.
Правозащитник счел политическим отказ Варданяну в УДО
Проблема условно-досрочного освобождения для Армении является системной, регулировать ее очень сложно, считает руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц.
Условно-досрочное освобождение в Армении не применяется к осужденным за распространение наркотиков, изнасилование, особенно изнасилование несовершеннолетних, а также за убийство. При этом наряду с перечисленными категориями осужденных отказы в УДО обычно получают осужденные по политическим мотивам, рассказал Сакунц корреспонденту "Кавказского узла".
"Однако даже тут все индивидуально - был случай, когда руководителю УИУ, осужденному за убийство, предоставили УДО, и в целом он отсидел всего один год. То есть, условно-досрочное освобождение в Армении носит в себе коррупционные риски", - заметил Артур Сакунц. По его словам, осужденные с низкими шансами на УДО редко идут законным путем и часто "прибегают к разным договоренностям".
Правозащитник убежден, что Вардану Варданяну комиссия отказала в УДО именно по политическим мотивам. Сакунц добавил, что в конце ноября Независимая комиссия вынесла отрицательное решение об УДО в отношении еще одного фигуранта дела "Марша миллиона масок" Липарита Петросяна. Петросян обжалует решение комиссии, его интересы будет представлять адвокат Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, добавил он.
Независимая комиссия, по словам Сакунца, не дает никакие объяснения своим решениям - решение зачастую может состоять из одного предложения об отказе в УДО, без всяких обоснований. Вместе с тем причины для отрицательного решения в большинстве случаев могут найтись очень легко. "К примеру, работники УИУ помогают осужденному приобрести телефон, затем сами же устраивают обыск в камере, находят этот телефон и наказывают человека. А при наличии малейшего наказания комиссия без всяких трудностей может вынести отрицательное решение", - пояснил правозащитник.
Осужденный в Армении не имеет возможности обжаловать решение о наказании за нарушение внутреннего режима - во-первых, он не будет иметь никаких доказательств в свою пользу, а во-вторых, не определено, в какой суд должны направляться такие жалобы, административный или уголовный.
"Риски есть и с практической точки зрения - у осужденного нет никаких гарантий, что после обжалования действий руководства УИУ он не окажется в еще худших условиях. В тюрьмах нет механизма контроля, поэтому осужденный отбывает свой срок с дополнительными наказаниями, что существенно влияет на принятие Независимой комиссией решения об УДО в отношении него", - отметил Сакунц.