Защита ингуша потребовала перенести из Владикавказа суд по делу о похищении человека

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня во Владикавказе начинается процесс по делу жителя Ингушетии, обвиняемого в похищении односельчанина 19 лет назад. Сам он вину не признает. Защита добивается изменения территориальной подсудности дела, считая, что осетино-ингушский конфликт 1992 года не позволит присяжным и суду объективно оценить доказательства по делу.

Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат обвиняемого Муса Плиев, на сегодня в Верховном суде Северной Осетии назначено предварительное заседание по делу Хамзата Чаниева, обвиняемого в похищении человека в 1998 году.

"В начале судебного заседания мы планируем заявить ходатайство об изменении территориальной подсудности. Преступление может быть рассмотрено по месту его завершения, а это Республика Ингушетия, либо быть перенесено в любой соседний регион", - рассказал Муса Плиев.

Суд во Владикавказе начинает слушание дела обвиняемого в похищении человека ингуша

53-летний житель станицы Троицкой Республики Ингушетия Хамзат Чаниев обвиняется в похищении человека в составе группы лиц с применением насилия, вымогательстве и использовании подложных документов.

Преступление, в котором обвиняется Хамзат Чаниев, произошло утром 31 мая 1998 года в лесу на окраине села Тарского Пригородного района Северной Осетии.

По версии следствия, в этот день вместе со своими знакомыми Чаниев напал на двух местных жителей, которые собирали лекарственные травы. В ходе нападения один мужчина был убит, а другого под угрозой применения огнестрельного оружия увели на территорию Ингушетии, и поместили в заранее подготовленное подвальное помещение, где содержали под вооруженной охраной, периодически подвергая избиениям и издевательствам.

С июня по сентябрь 1998 года Чаниев и другие участники организованной группы, звонили родственникам похищенного и под угрозой убийства требовали 1 миллион долларов США за его освобождение, утверждают следователи. В итоге многократных переговоров участники организованной группы снизили сумму выкупа до 380 тысяч рублей и автомашины "Нива" стоимостью 60 тысяч рублей. 17 сентября 1998 года после получения выкупа похищенный был освобожден. В дальнейшем Чаниев на основании представленных им подложных анкетных данных, получил паспорт гражданина Российской Федераций и водительское удостоверение на другое лицо, которые использовал, утверждает следствие.

Один из членов организованной группы, которая причастна к похищению человека и в которую, по данным следствия, входил Чаниев, был осужден и уже отбыл наказание, а еще двое – находятся в федеральном розыске.

Чаниеву предъявлено обвинение в совершении преступлений по ч.3 ст.126 УК РФ (похищение человека организованной группой), п."а" ч.3 ст.163 УК РФ (вымогательство), ч.3 ст.327 УК РФ (использование заведомо подложного документа – три эпизода), говорится в сообщении на сайте Следственного управления Следственного комитета России по Северной Осетии от 30 мая 2017 года.

Дело Чаниева поступило в Верховный суд Северной Осетии 22 ноября 2017 года, значится в информации на сайте суда.

Защита требует переноса процесса в другой регион

7 декабря во время продления меры пресечения судом во Владикавказе защита заявила ходатайство о направлении дела для рассмотрения в Верховный суд Ингушетии.

"Для этого есть два основания. Согласно УПК, если преступление начато в одном месте, а закончено в другом, то оно может быть рассмотрено в месте окончания. Так как мы заявили о желании передать дело суду присяжных, то, поскольку исключается объективность присяжных по этническому признаку из-за последствий межнационального конфликта, имевшего места в 1992 году, мы просим передать в Ингушетию или другой субъект РФ", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Муса Плиев.

Напомним, осетино-ингушский вооруженный конфликт произошел осенью 1992 года на территории Пригородного района Северной Осетии, где совместно проживали представители обеих национальностей. Последствия этих трагических событий до сих пор ощущаются местными жителями, сообщили участники прошедшего в ноябре в Санкт-Петербурге "круглого стола", назвавшие осетино-ингушский конфликт проблемой всей России. От 30 до 60 тысяч ингушей в результате конфликта были вынуждены покинуть территорию исторического проживания в Северной Осетии, говорится в статье "Осетино-ингушский конфликт" доктора исторических наук В. А.Тишкова, опубликованной в "Справочнике" "Кавказского узла".

Защита и родственники Чаниева настаивают на его невиновности

Обвинение в убийстве Чаниеву не предъявлено, сообщил адвокат Муса Плиев. "В 2004 году дело в отношении Чаниева возбуждено прокуратурой Северной Осетии, он был объявлен в розыск. Само дело о похищении возбуждено в 1999 году", - рассказал Муса Плиев.

По его словам, в материалах уголовного дела имеется протокол опознания Чаниева похищенным, которое было проведено спустя 19 лет с момента похищения. "Чаниев все эти годы жил в Ингушетии, спокойно жил, передвигался. Он не знал, что в отношении него было возбуждено дело. Его задержали весной 2017 года. Следствие никак не объясняет то, что 19 лет он жил рядом, а его не задерживали. Они говорят, что дело все это время расследовалось. Соответственно, никогда за эти годы он не допрашивался ни в каком статусе", - рассказал Муса Плиев.

После задержания на Чаниева, по словам адвоката, оказывалось давление с целью получения признательных показаний. "Пыток не было, но, тем не менее предпринимались попытки любым образом добиться от него признания вины. Он содержится в СИЗО Владикавказа. Жалоб на содержание нет. Это единственный человек, у которого нет оттуда жалоб", - рассказал адвокат.

С 1993 по 1997 год Хамзат Чаниев работал в структурах МВД, рассказал его брат Лом-Али Чаниев в комментарии корреспонденту "Кавказского узла".

"В 1997 году у него родились мальчик и девочка – инвалиды, после чего он ушел из МВД и начал работать на стройках. Жена скиталась по больницам. В ночное время ему постоянно приходилось быть дома, потому что за детьми надо было следить, у него всего семеро детей. Все в селе знают, что Хамзат никогда бы такого себе не позволил совершить", - рассказал брат обвиняемого.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"