Мы потихоньку фашизеем

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сценарист Володарский опять отличился: опубликовал в популярной газете статью, в которой обвинил Алексея Германа в регулярной неуплате членских взносов, а кинематографистов стран СНГ - в паразитировании на каменном теле Центрального Дома кино, а заодно и всей России. И опять Алексей Герман не смог не ответить. Не на статью Володарского (что - Володарский!), скорее на собственные боли в области сердца?

- Когда в главное кинокресло страны сел Никита Михалков, мой приятель-кинематографист сказал: "Наконец-то выбрали настоящего русского человека". Я очень удивился: "А Соловьев? Он что - арап?". "Ну все ж таки", - ответил он.

Это "все ж таки" меня до сих пор мучит. Отец в таких случаях не маялся: он сразу бил в морду. Однажды при нем некто обозвал Григория Никулина, абсолютно русского человека: "жид длинноволосый". Гриша скушал, а папа развернулся и врезал. Но Гришин обидчик оказался бывшим чемпионом Европы по штанге и сломал папе ногу. Папин друг, начальник питерской милиции Соловьев, навестил сначала папу, потом штангиста. В результате штангиста посадили за разжигание национальной розни, предварительно немного помяв, и папа нанимал ему адвоката. Потому что на самом деле тот никаким антисемитом не был, а просто был сильно пьян.

Мы потихоньку фашизеем. Национализм захлестывает Россию.

Сегодня почти любая выпивка кончается разговорами о "черных". Вот и мое патриархальное Репино все ощетинилось на Кавказ. Разговор только на эту тему и идет - "хачики" скупили это, "хачики" скупили то. Рестораны - их, рынки - их, стройплощадки - их. А суть ненависти в том, что все эти бесчисленные молдаване, украинцы, азербайджанцы, армяне умеют и хотят работать... Местные же хотят ходить пьяными, праздными, за что и получать деньги.

Я спросил одного мужика, который строит дома на Волге: почему он берет армян, когда вокруг навалом своих безработных. "Потому, - ответил он, - что наши будут на выходные уходить домой, все время просить на водку, воровать доски и качать права по поводу зарплаты. А армянину надо привезти бабки в свою семью и знать, что завтра, когда они кончатся, его позовут снова. Поэтому он работает быстро, качественно и дешево.

Национализм - опасная штука. Для обеих сторон. Недавно встретил знакомого еврея. Плюется, почти плачет: пошел на рынок покупать машину. Подкатывает гражданин: "Ты - еврей? Я тоже еврей. И я уезжаю. Купи мою машину. Жалко гоям оставлять". Проникся, купил. Оказалась гниль навыброс.

Вот и в российском кино кооперирование по национальному признаку может привести к такому же плачевному результату. Дом кино и Киноцентр когда-то были домами для всех республик. Теперь их пытаются превратить в оплот исключительно российского кино, а все прочие пошли вон.

Естественно, республики выразили недоумение. Они же тоже вкладывали свои средства в общесоюзный Киноцентр. И свой талант - в создание его репутации. Я не понимаю, как Эдуард Володарский мог написать: "?наши "друзья" из Грузии, Азербайджана, Армении и других республик СНГ? для них "братская дружба" - главное, с помощью чего можно продолжать доить Россию, как они доили ее семьдесят три года советской власти"?

Если чем национальное кино и обязано русским, то разве что любовью, которая питала его таланты. То же грузинское кино Россия любила сильнее, чем сама Грузия. Мы были околдованы, заворожены и Абуладзе, и Отаром Иоселиани. А Параджанов, а Пелешян, а прибалтийские актеры? Несть числа.

Я, когда приехал в Грузию и меня сразу обокрали - взяли разменять сотню (тогда это были большие деньги) и вместе с ней пропали, - никак не мог поверить, что это случилось. Я насмотрелся фильмов Отара, я был убежден, что мне сейчас их вернут, я не представлял себе, что эти толстые, усатые, улыбающиеся персонажи из фильмов Отара могут смыться с чужими деньгами? Ждал на улице, ждал в гостинице? Не дождался. Но даже эта история не помешала мне подраться с одним гостеприимным грузином из "Интуриста", когда тот сказал, что понятия не имеет, кто такой Отар Иоселиани.

Не было страны в мире, где народы так заставляли любить друг друга, что, как только появилась возможность возненавидеть, все тут же начали это делать. И у каждого народа для этого есть свои, на взгляд изнутри, веские причины.

Мне очень запомнилась одна сцена из далекого 1968 года: какое-то придорожное эстонское кафе, сидят эстонцы, читают газеты. Подъезжают два наших автобуса. Врывается потная, грязная шобла и начинает скупать по 50 граммов коньяка - больше к кофе не полагалось. Кофе тут же выливается под стол, коньяк сливается в вазочки для салфеток. Наполнили, чокнулись, выпили, опьянели, сели, уехали. Эстонцев - как волной смыло? Поэтому я предполагаю, что у них есть основания на некоторое время не любить русских.

...Пришлось достаточно долго работать в Средней Азии. Чего врать-то: никто из местных русских иначе как "зверь" узбеков за глаза не называл. Даже Рашидов был "царь зверей".

А мой второй режиссер (родом из Джамбула) был свидетелем, как после Казахстана возвращались на родину чеченцы, увозя в мешках выкопанные останки своих предков. Они не оставили в чужой земле свои могилы.

Нас есть за что ненавидеть, нас есть и за что любить. И я уверен: рано или поздно утрясется, устаканится. Страны снова сойдутся. Одним оставаться страшно. Всем и каждому?

Да, национализм захлестывает Россию, и самое печальное, что сегодня зачинщиком этого дела является интеллигенция (по профессиональной принадлежности).

Кому как не Володарскому понимать, что такое несправедливое отношение к маленькому народу, обозначение личности словом "жид" ли, "хачик" ли? Ему ли этого не знать - еврею, ну такому же, как я, ну частью крови, ну не совсем, но в России в этом вопросе не совсем не бывает. Эдуарду Яковлевичу просто кажется, что он себе выбрал такой силы покровителя, по непроверенным данным - из бояр, что тот его и в русские дворовые записать может.

Интеллигенты, миленькие мои, давайте уже поймем, что мы делаемся расистами. В том числе и благодаря кино. Какой образ русского человека слеплен сегодняшним отечественным кинематографом? Убийца, жулик, мафиози, бандит, о котором на всякий случай отзываются уважительно. Иначе могут и навестить. А чтоб я над простым российским человеком заплакал, так ведь нет этого. Не любите вы и его, презираете. Да и денег за такое платят меньше.

...Фашизм в Германии начался не на улице, а в Академии художеств.

Опубликовано 27 ноября 2002 года.

 

источник: Веб-сайт "Права человека в России"