Друг подсудимых объяснил нападение на Рязанцева его работой на "Кавказском узле"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Одной из причин нападения на Владислава Рязанцева в Ростове-на Дону стала его работа корреспондентом в "Кавказском узле", где размещаются критические публикации в адрес "русских националистов", подтвердил в суде друг подсудимых. Согласно показаниям свидетеля, избиение журналиста было спланировано.
"Кавказский узел" информировал, что слушание по делу о нападении на Рязанцева проходит в суде Ростова-на-Дону с октября. На скамье подсудимых находятся Руслан Павлюк, Андрей Безуглов, Александр Вишняков и один подросток. Двое подсудимых отвергли обвинения, остальные двое вину признали. На заседании 5 декабря жена Рязанцева рассказала, что мужа избивали пять человек, а за несколько дней до этого супруг получил смс-сообщение с угрозами.
Владислав Рязанцев был избит 10 января рядом со зданием правительства Ростовской области, нападавшим помешали прохожие. Ответственность за нападение взяли на себя "русские национал-социалисты", заявившие, что избиение журналиста было "воспитательной работой" в отместку за "активную публичную деятельность". Трое из четверых подсудимых являются членами запрещенной в России экстремистской организации Misanthropic Division, которой, по данным следствия, руководит проживающий на Украине россиянин Роман Железнов. Следователи установили, что именно Железнов через Интернет дал поручение членам организации напасть на Рязанцева.
12 декабря в Кировском районном суде Ростова-на-Дону состоялось заседание по делу о нападении на Владислава Рязанцева. Это заседание, как и ряд предыдущих, не привлекло большого внимания со стороны федеральной или местной прессы. Около 15 журналистов были только на первом заседании, а на последующих слушаниях по делу присутствовал только один корреспондент "Кавказского узла", где потерпевшим проходит его коллега. В то же время поддержать подсудимых регулярно приходят около десятка парней крепкого телосложения.
Первым был допрошен доцент Южного федерального университета, кандидат политических наук Михаил Константинов. Гособвинитель допросила его в качестве эксперта по радикальной правой идеологии в современном обществе.
Допрос Константинова занял немного времени. Он подтвердил, что радикальные националистические группировки действительно представляют угрозу обществу. Константинов указал, что в основе идеологий этих группировок лежит две ключевые составляющие — радикальный национализм и миф о национальном единстве и некоем возрождении нации.
"Эту идеологию называют радикальной потому, что ее сторонники ставят радикальные цели по переустройству общества", - пояснил учёный.
Далее суд допросил двух молодых людей, которые прежде были сторонниками деятельности Misanthropic Division*. Они были допрошены как свидетели экстремистской деятельности этой организации в Ростове-на-Дону.
Сначала показания дал проживающий в Ростове-на-Дону Егор Сычёв, 1998 года рождения. Отвечая на вопросы гособвинителя, Сычёв рассказал, что познакомился с Русланом Павлюком в университете, где они вместе учились. Павлюк, по словам свидетеля, не скрывал своих праворадикальных националистических взглядов и принадлежности к Misanthropic Division*.
"Чем занимался Павлюк? Идеями правого толка. Он - член ячейки Misanthropic Division* и организатор нападения", - заявил свидетель.
По словам Сычева, Павлюк предлагал ему вступить в Misanthropic Division*, а сам Павлюк хотел уехать на Украину, чтобы служить в добровольческом батальоне "Азов" под началом руководителя группировки Романа Железнова.
Он рассказал, что вечером 10 января 2017 года при встрече с Павлюком в парке Горького тот рассказал о проведенной в этот день акции и о том, что Рязанцева избили его соратники по организации Александр Вишняков, Андрей Безуглов и "кто-то еще". В подтверждение своих слов Павлюк, как указал свидетель, скинул Сычёву несколько ссылок в Интернете на новости в СМИ о нападении на Рязанцева.
В суде Сычев смог опознать в Александре Вишнякове человека, на которого указывал Павлюк как на одного из участников нападения на Рязанцева.
Свидетель Сергей Кострыгин, также 1998 года рождения и житель Ростова-на-Дону, рассказал в суде, что на почве общих националистических взглядов состоял в дружеских отношениях с Русланом Павлюком и Андреем Безугловым и часто с ними гулял. По его словам, за день до нападения на Рязанцева в ходе общения в мессенджере Павлюк и Безуглов сообщили ему о том, что они планируют провести акцию, детали которой Кострыгину известны не были.
Он признался, что 10 января находился на площади Советов в составе группы нападавших на Рязанцева. По словам Кострыгина, молодые люди всего лишь "хотели взять интервью у журналиста Рязанцева, и вопрос о применении к нему физической силы не поднимался". Как утверждает Кострыгин, в предстоящей акции Павлюк и Безуглов отвели ему роль видеооператора, чтобы он на камеру мобильного телефона снял интервью с Рязанцевым.
Однако, пояснил свидетель, после того как они подошли к Рязанцеву и попытались с ним заговорить, "тот попытался от них убегать, из-за чего ему поставили подножку" и нанесли уже по упавшему журналисту удары ногами в живот и по рукам. Кто конкретно наносил удары Рязанцеву, свидетель пояснить не смог. Он лишь смог указать, что Безуглов держал жену Рязанцева.
Кострыгин, по его словам, лично не принимал участия в избиении, однако снять его на камеру мобильного телефона почему-то не смог. "В последний момент я одумался", - заявил он.
Как рассказал свидетель, видео со слежкой за Рязанцевым перед избиением он скинул в закрытую группу в соцсетях, откуда Павлюк переслал его Железнову.
В связи с существенными противоречиями гособвинитель заявила ходатайство об оглашении показаний свидетеля, данных им на предварительном следствии.
Как следовало из оглашенных показаний, перед самым избиением Рязанцева националист "Рихтер" (согласно материалам дела, псевдоним Александра Вишнякова) объявил своим товарищам о необходимости побить Рязанцева за то, что он является журналистом "Кавказского узла", как "издания, регулярно размещающего критические публикации в адрес русских националистов". Другой причиной избиения Рязанцева стали его левые, коммунистические взгляды, указывал свидетель.
В оглашенных протоколах допроса Кострыгина отмечалось, что перед избиением националисты хотели "взять у Рязанцева интервью и принудительно осмотреть содержимое его телефона".
Первоначальные показания Кострыгина указывали, что избиение Рязанцева было тщательно спланированным, а не случайным событием. Свидетель Кострыгин подтвердил правдивость зачитанных прокурором показаний, данных им на стадии предварительного следствия.
Последним был допрошен Виталий Мовчан, оперуполномоченный Центра по противодействию экстремизму. Он рассказал, что в ходе мониторинга экстремистских сообщений в Интернете наткнулся на публикацию Романа Железнова об избиении ростовского журналиста Владислава Рязанцева напротив здания правительства Ростовской области. После обнаружения публикации свидетель приобщил ее к материалам дела.
Мовчан пояснил, что Железнов - руководитель запрещенной правой экстремистской организации Misanthropic Division*, и именно он считается организатором нападения на Рязанцева. "В сообщении говорится, что Рязанцева избили за то, что он коммунист", - сделал вывод Мовчан.
Следующее заседание по делу назначено на 10.00 мск 10 января 2018 года. В этот день планируется посредством видеоконференцсвязи из Москвы допросить последнего свидетеля обвинения - Валерия Ломовицкого.
Юрист: переквалификация дела о нападении на Рязанцева маловероятна
Ничего нового в показаниях свидетелей обвинения на заседании суда не прозвучало, считает юрист правозащитной организации "Правовая инициатива" Алексей Меншиков, представляющий интересы Рязанцева.
"Наше мнение, что на Рязанцева напали за его журналистскую деятельность, после сегодняшнего заседания не изменилось. Ничего нового свидетели в суде не сообщили", - сказал Меншиков после заседания "Кавказскому узлу".
Он указал, что Сергей Кострыгин является единственным прямым очевидцем, рассказавшим о происшедшем "изнутри". При этом, по его словам, статус Кострыгина со свидетеля на подсудимого не может измениться в рамках судебного процесса.
"Здесь я придерживаюсь мнения, что лучше хороший свидетель, чем плохой обвиняемый", - отметил Меншиков.
Представитель потерпевшего считает маловероятной возможность переквалификации дела на статью 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста). "Это возможно лишь при возврате дела прокурору для перепредъявления обвинения", - пояснил юрист.
Напомним, что следствие по делу о нападении на Рязанцева не увидело состава преступления по ст. 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста) и квалифицировало его по общеуголовному составу ст. 116 УК РФ (побои). На заседании 30 октября Рязанцев потребовал ужесточить обвинение по делу о нападении на него. Защита журналиста настаивает, что "нападение на Рязанцева произошло именно как на журналиста". "Кавказский узел" сообщал, что опубликованные в прессе сведения, что Рязанцев возглавляет отделение одного из движений оппозиции, не соответствуют действительности. Последние годы Владислав занимается лишь журналистской деятельностью.
*Misanthropic Division является запрещенной в России по решению суда экстремистской организацией.