Суд решил изучить оружие ячейки ИГ* в Карачаево-Черкесии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Учетные центры, контролирующие оборот оружия, дают противоречивые сведения об автоматах, которыми, по версии следствия, владели члены созданной в Карачаево-Черкесии ячейки запрещенного в России и признанного террористическим "Исламского государства", заявила зашита подсудимых. Суд согласился с предложением доставить автоматы в зал заседания и разобрать их на месте.
Как сообщал "Кавказский узел", в октябре 2016 года силовики объявили о задержании шести жителей Карачаево-Черкесии, Дагестана и Ставрополья по подозрению в связях с запрещенным в России по решению суда и признанным террористической организацией "Исламским государством". Подсудимые пожаловались суду на пытки в ходе следствия. На заседание суда 24 ноября не явились свидетели, на вызове которых настаивает защита.
На скамье подсудимых находятся Александр Бенденко, Амич Сапигулаев, Бац Хабибов, Расул Сайпудинов, Лилит Хозиева и Музакир Паунежев. Им предъявлены обвинения в организации и участии в незаконном вооруженном формировании и незаконном обороте огнестрельного оружия, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Бенденко также вменяется организация деятельности преступной группы, запрещенной на территории России. 11 октября Бенденко заявил, что его досудебные показания, в которых он предстает "амиром джамаата", были получены путем шантажа и пыток.
На заседание, состоявшееся 1 декабря, вновь не явились четверо свидетелей, которых ожидает для допроса сторона защиты. Эти свидетели - понятые, которые должны были присутствовать в целом ряде следственных действий, в частности, при изъятии предметов из квартиры Александра Бенденко, сообщает присутствовавший на заседании корреспондент "Кавказского узла".
Напомним, на заседании 20 октября прокурор огласил протокол, согласно которому в начале октября 2016 года в снимаемой Бенденко квартире силовики обнаружили черный флаг с надписями белого цвета на иностранном языке, несколько масок, записная книжка, цветная карта Черкесска с отмеченными на ней крестиками зданиями МВД, УВД, ФСБ и прокуратуры, мобильный телефон Samsung и две мини-флэшкарты на 2 и 32 Gb с записанными на них видеообращениями Александра Бенденко.
Основываясь на показаниях подсудимых, защита полагает, что следственные действия происходили без понятых, поэтому действия силовиков невозможно было контролировать, и протоколы обысков и изъятий следует признать недопустимыми доказательствами. Чтобы проверить свои предположения, адвокаты и ходатайствовали о вызове бывших понятых в суд, однако, никто из них уже несколько заседаний подряд в суд не является. Более того, 24 ноября свидетель Ирина Полищук прислала в суд письмо, в котором заявила, что сожалеет о своем участии в качестве понятой и не хочет давать показания из-за боязни мести со стороны неких лиц. Чьей место она опасается, Полищук уточнять не стала. Адвокаты сочли, что бывших понятых запугивают силовики.
Чтобы развеять сомнения защиты, гособвинитель заявил ходатайство о допросе адвокатов по назначению, которые присутствовали при следственных действиях и, по словам гособвинителя, «могут снять все вопросы об отсутствии или наличии понятых».
Адвокаты Наталья Беликова и Александр Аганов выступили против ходатайства прокурора. Они основывали свою позицию на статье 56 УПК, согласно которой, адвокаты не могут давать показания по делам, в которых уже оказывали юридическую помощь. По мнению защитников, это стало бы нарушением адвокатской тайны.
Выслушав мнение сторон, суд удовлетворил ходатайство гособвинителя и постановил допросить адвокатов посредством видеоконференцсвязи из Пятигорского военного суда.
В ходе заседания адвокат Расула Сайпутдинова Сергей Шевцов заявил о фальсификации доказательств в деле, а именно двух протоколов, датируемых 7 октября 2016 года. Это протоколы осмотра места происшествия и изъятия автоматов из схрона на горе близ Карачаевска, где подсудимые сняли ряд видеообращений.
Шевцов отметил, что согласно ст. 166 УПК РФ, протоколы следственных действий должны составляться или во время следственных действий, или непосредственно после них. В протоколах есть дата окончания следственных действий, это 7 октября 2016 года, указал адвокат. Тем не менее, согласно показаниям являвшегося во время этих следственных действий понятым свидетеля Аннакулиева в суде, протоколы были им подписаны на следующий день, 8 октября. Это факт Шевцов расценил как продолжение уже оконченных следственных действий следователем и попранием принципа их непосредственности. Шевцов попросил суд признать протоколы недопустимым доказательством.
Прокурор посчитал, что речь идет о «маленьком нарушении».
Судья отложил вынесение решения по ходатайству Шевцова до вынесения приговора.
Другое ходатайство Шевцова касалось изъятых 7 октября 2016 года сотрудниками правоохранительных органов уже упоминавшихся автоматов.
Адвокат напомнил, что 17 октября он заявил ходатайство о предоставлении учетных данных на фигурирующее в деле оружие и патроны, а 20 ноября пришли ответы, которые Шевцова не удовлетворили. Адвокат указал, что из нескольких учреждений пришли разные ответы. Согласно одному учетному центру, ни один из автоматов на учете не состоит, согласно другому — автоматы стоят на учете без даты постановки.
«Это 100% противоречие», - отметил Шевцов и заявил ходатайство о доставке в зал трех автоматов, фигурирующих в деле для того, чтобы осуществить их неполную разборку самими адвокатами и установить их номера.
Суд ходатайство удовлетворил.
После разрешения ходатайств суд постановил привести свидетеля Ирину Полищук приводом и отложил рассмотрение дела до 10.00 мск 6 декабря.
«Мы предполагаем, что адвокаты, которых хочет допросить прокурор, могут сотрудничать со следствием. Они не хотели слушать своих подзащитных и, по утверждениям подсудимых, приходили под конец следственных действий, лишь для того, чтобы подписать уже готовые протоколы. Соответственно, можно предположить, какие показания они дадут в суде», - рассказала после заседания адвокат Наталья Беликова «Кавказскому узлу».
"Что касается оружия, тут тоже все очевидно. Никого его происхождение не интересует, пусть его дальше подкидывают", - добавила защитник.
О том, как боевики с Кавказа попадают в Ирак и Сирию, сколько людей из разных регионов там воюет и как подразделения ИГ* действуют на самом Кавказе, говорится в опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" справке "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ*".
"Кавказский узел" публикует новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".
* - "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено в России решением суда.