Чеченцы напуганы активностью ваххабитов. Война продолжается, и в рядах чеченских исламистов-радикалов прибывает

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Месяц назад в ночь на 19 ноября в селении Старые Атаги, расположенном в 20-ти километрах от Грозного, было совершено убийство. Жертвой неизвестных преступников стали Саид-Паша Салехов и его сын. Даже для общества, которое привыкло наблюдать такое явление как насильственная смерть, этот инцидент оказался настоящим потрясением.

50-летний Саид-Паша Салехов был потомком арабского племени курейшитов, к которому принадлежал сам пророк Мухаммед, и пользовался репутацией одного из самых авторитетных и уважаемых религиозных деятелей в Чечне.

Местные жители убеждены в том, что это преступление совершено группой т.н. ваххабитов, представителей радикального течения в исламе, однако говорить об этом вслух решаются далеко не все. Люди всерьез опасаются за свою жизнь, и не без причин.

За три года нынешней войны, по сведениям про-московского МВД Чечни, от рук радикальных исламистов в Чечне погибло около 30-ти религиозных деятелей и свыше 200 работников администраций районов и населенных пунктов Республики. Вина многих из них заключалась только в том, что в силу разных причин им приходилось идти на контакты с российскими военными. Сегодня мы находимся между двух огней, - утверждает заместитель главы администрации одного из районов Чечни, - Русские военные нам не доверяют, считая пособниками боевиков, и одновременно самую настоящую охоту за нами ведут ваххабиты, которые называют нас предателями, или как они говорят "кафирами". (Слово "кафир" в переводе с арабского означает "неверный").

По данным неправительственных организаций, около десяти процентов населения Чечни одобряют деятельность незнающих компромисса исламистов.

При этом "вычислить" последних не так-то легко. С началом контртеррористической операции в Чечне многие ваххабиты сбрили бороды, купили себе новые документы и растворились среди мирного населения, - считает заместитель начальника РОВД Урус-Мартановского района Магомед Бахаев, - Многие из них влились в ряды чеченской милиции, ОМОНа и других подразделений. До сих пор в городах и населенных пунктах Республики действует мощная разветвленная сеть ваххабитов, которая за годы войны практически не пострадала.

Бахаев считает, что именно через эту сеть идет вербовка молодежи в "джамааты", проводится закупки оружия, оплата диверсий и терактов как против федеральных войск, так и чеченцев, работающих в различных государственных структурах.

"Их люди есть практически везде, - уверен он. Они следят за каждым шагом лиц лояльных федеральным властям и собирают списки людей, работающих в государственных органах. Затем в отношении таких людей выносится заочный смертный приговор Шариатского трибунала, и при первом удобном случае приговор приводится в исполнение".

Между тем, исламские радикалы, или как они говорят "сторонники чистого ислама" убеждены в своей правоте и конечной победе своего дела. Они готовы до бесконечности продолжать борьбу и сражаться до последнего.

26-летний Абдул-Хамид боец исламского "джамаата", дислоцирующегося в городе Аргун. Недавно он был ранен в ногу, во время нападения своей группы на один из блокпостов российской армии в пригороде Аргуна. Сейчас Абдул-Хамид находится у своих родственников в Грозном и проходит курс лечения. "В Священном Коране нет такого определения как "ваххабит", а значит, таких людей не существует, - говорит Абдул-Хамид,- Этот термин выдуман врагами ислама, с целью опорочить истинных борцов за чистоту религии, и представить нас своего рода сектантами, и невежественными фанатиками. Но, иншаАллах, им это не удастся. Наш девиз остается прежним: "Ислам - наша религия, Коран наша Конституция, Джихад наш путь. А смерть на пути Аллаха наша заветная мечта!" Ислам радикального толка возник в Чечне после начала войны 1994-96 годов, когда для участия в боевых действиях против российской армии сюда прибыли добровольцы из ряда арабских государств. Именно в то время и появились первые джамааты. Общины исламских радикалов, которые позже выросли в мощные вооруженные группировки ваххабитов. Некоторые приверженцы исламского фундаментализма воевали против советской армии в Афганистане и перебрались в Чечню с целью продолжения этой борьбы. В числе этих людей были Фатхи, чеченец иорданского происхождения, и Хаттаб, который погиб весной 2002 года при весьма странных обстоятельствах. Место Хаттаба занял его помощник, малоизвестный Абу Валид, о котором говорят, что он, также как и Хаттаб, является чеченцем иорданского происхождения. Согласно другим данным, его корни следует искать на юге Саудовской Аравии.

После завершения первой войны в Чечне было уже несколько крупных вооруженных группировок исламских радикалов. Похищения заложников с целью получения выкупа и захваты нефтяных скважин принесли огромные богатства лидерам этих формирований - братьям Ахмадовым, Арби Бараеву и Идрису Межидову, который более известен как Абдул-Малик.

Послевоенная разруха, отсутствие рабочих мест и стабильного заработка у подавляющего большинства населения обеспечили большой приток молодежи в ряды ваххабитов. "Лидеры ваххабитов предлагали молодежи то, что им не могла дать официальная власть во главе с Масхадовым, - считает 60-летний житель с. Алхан-Кала Мохмад Увайсаев, - Они давали возможность заработать на жизнь и прокормить семьи. Хотя эти деньги и доставались им неправедным путем".

Один из бывших членов "Шариатской гвардии" Абдул-Малика Межидова, представившийся Ахмедом Далаевым, рассказал о системе набора, которая существовала в их группировке. "Если человек приходил к нам один, то он получал оружие и становился рядовым муджахедом, - рассказывает он. Если же кто-то приводил с собой пять человек, то ему давали рацию, автомашину "УАЗ", оружие на всех, и он становился амиром (командиром) этой группы. В среднем мы получали от 100 до 300 долларов в месяц". Уже к весне 1998 года у населения Чеченское Республики сложилось стойко негативное отношение к ваххабитам. Требования немедленного введения норм шариата в Республике, произвол, чинимый вооруженными исламскими радикалами в отношении мирных жителей, и многое другое стало вызывать осуждение, а порой и ненависть у абсолютного большинства чеченцев.

Чеченцы в своем большинстве являются суфитами. Ислам, который они исповедуют, тесно переплетен с обычаями предков и нормами обычного чеченского права "адатами". Жители Чеченской Республики до сих пор почитают своих святых - эвлия, занимавшихся распространением ислама в прошлые века.

"Чеченцы всегда исповедовали ислам суннитского, умеренного толка, - говорит имам мечети Хаважи-хаджи из высокогорного Шатойского района Чечни. Ислам, как и все другие великие религии мира, отвергает насилие и ненависть".

Большинство чеченцев не приемлют деятельность пришельцев-радикалов, которые не почитают исламских традиций Чечни, рассматривая их как отступление от ислама, невежество и многобожие.

"Среди ваххабитов было полно бывших наркоманов, пьяниц и людей с темным прошлым. Конечно, были среди них и убежденные борцы за "очищение ислама", но большая часть стремилась только к личной наживе и готова была на любые преступления ради собственного благополучия. Они использовали религию для одурманивания молодежи и внесли раскол среди чеченской нации. Это большое зло, которое им никогда не простят", - убежден мулла из селения Первомайское розненского района Зайнди-хаджи.

Однако в момент, когда исламский фундаментализм, казалось, окончательно потерял сторонников среди населения республики, началась новая война. Непрекращающееся кровопролитие и насилие российских военных против безоружного гражданского населения резко усилили радикальные настроения среди чеченской молодежи, которая снова вливается в ряды ваххабитских "джамаатов".

"Сегодня наша молодежь лишена многих нравственных ориентиров, война изменила их взгляды на жизнь и мировоззрение, - говорит преподаватель Чеченского Государственного университета Шарани Джамбеков, - В Чечне сегодня невозможно найти семьи, которая не потеряла бы во время войны родственников, близких или знакомых. Молодые люди стремятся отомстить за гибель своих родных, и вероятно поэтому, многие из них идут в отряды ваххабитов".

Опубликовано 19 декабря 2002 года