Защита заявила об исчезновении важного вещдока из дела об атаке на Буденновск
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Оригинал фотографии, подтверждающей алиби уроженца Чечни Рамзана Белялова, исчез из материалов уголовного дела об атаке боевиков на Буденновск в 1995 году. В деле осталась только ее ксерокопия, заявили адвокаты. Защита предложила суду истребовать у следственных органов это доказательство, передает корреспондент "Кавказского узла".
"Кавказский узел" информировал, что Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону с сентября рассматривает дело уроженцев Чечни Рамзана Белялова и Магомеда Маздаева, обвиняемых в террористической атаке на Буденновск. Вину оба подсудимых не признали. Алиби подсудимого Белялова на предыдущем заседании 10 ноября подтвердили шестеро свидетелей. Двое свидетелей обвинения при этом опознали обоих подсудимых как участников захвата больницы в Буденновске, но защита поставила эти показания под сомнение.
14 июня 1995 года группа боевиков из Чечни под руководством Шамиля Басаева захватила центральную горбольницу Буденновска. В результате теракта погибли 129 человек. После переговоров 19 июня 1995 года террористы освободили оставшихся людей, российские власти согласились на прекращение боевых действий в Чечне, а боевикам разрешили уйти. Белялову и Маздаеву предъявлены обвинения в участии в банде (ч.2 ст.209 УК РФ), совершении террористического акта (ч.3 ст.205 УК РФ) и захвате заложников (ч.2 ст.126.1 УК РСФСР).
13 ноября в Северо-Кавказском окружном военном суде состоялось заседание по делу Белялова и Маздаева, обвиняемых в участии в нападении на Буденновск в 1995 году. Защита подсудимых на слушании заявила ряд ходатайств, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.
Так, адвокат Магомеда Маздаева Ильяс Тимишев заявил ходатайство о допросе чеченского силовика, письмо которого находится в материалах уголовного дела. По словам адвоката, в этом письме силовик указал, что у него есть оперативная информация, согласно которой Маздаев в 1997 году на стадионе "Динамо" в Грозном получил от руководителей Чеченской Республики Ичкерия орден Мужества за участие в нападении на Буденновск в числе 147 боевиков и находился в списке награжденных под номером 70.
Тимишев отметил, что оперативная информация сама по себе не может служить доказательством по делу и потребовал допросить силовика, чтобы установить, когда, где и от кого он ее получил.
"Процесс награждения широко освещался журналистами, однако информации о награждении Маздаева нигде нет", - заявил адвокат.
Судья согласился с мнением о необходимости подтверждать оперативную информацию из других источников, но в удовлетворении ходатайства отказал.
"Согласно действующему законодательству, источники оперативных мероприятий засекречены, и он [силовик] все равно нам ничего не расскажет", - пояснил судья свое решение.
После этого Ильяс Тимишев заявил ходатайство об исключении из числа доказательств протоколов опознания Маздаева как участника событий в Буденновске свидетелями Куриловой, Воронковым, а также засекреченным свидетелем "Плиевым".
По словам защитника, согласно закону, перед опознанием следователь должен был спросить у участников опознания приметы, по которым они могли бы опознать Маздаева, чего, согласно протоколам, сделано не было. Кроме того, во всех трех случаях Магомед Маздаев, чеченец по национальности, предъявлялся для опознания, по словам защитника, среди азербайджанцев.
Похожее ходатайство заявил также адвокат Рамзана Белялова Сергей Загнойко. Он указал, что согласно ч.4 ст.193 УПК РФ опознание подозреваемого должно проводиться со схожими внешне лицами, а согласно протоколам опознания Белялова все произошло ровно наоборот.
Уроженец Кавказа "Плиев" опознал в Белялове участника банды Басаева среди русского и таджика, свидетели Оксана Курилова и Вячеслав Воронков опознали подсудимого-чеченца среди двух русских, один из которых к тому же был на 15 лет моложе подсудимого, отметил адвокат.
"При таких условиях опознание было безальтернативным, ведь свидетелям заведомо требовалось опознать чеченца", - заявил Загнойко и потребовал исключить протоколы из числа доказательств.
Судья предоставил время прокурору подготовить возражения на доводы защиты и отложил решение по этим ходатайствам на следующие заседания.
Кроме того, на процессе адвокат Загнойко огласил имеющиеся в деле протоколы допросов Иссы Дукаева, Саламбека Даудова, Мусы Дацаева, Абубакара Межиева, Майрбека Адамова, Хасана Бициева, Моулды Хабаева и Ибрагима Дудушева.
Эти люди были осуждены судом за атаку на Буденновск в 1995 году, однако, согласно оглашенным адвокатом протоколам, никто из них не смог показать, что Рамзан Белялов и Магомед Маздаев участвовали вместе с ними в нападении или когда-либо состояли в банде Басаева. Прокурор отметил, что перечисленные осужденные не признали свою вину, следовательно, их показаниям нельзя доверять.
Также Сергей Загнойко огласил постановления следователей по делу о нападении на Буденновск от 2005, 2008, 2009 и 2012 годов, из которых следовало, что Рамзан Белялов не объявлялся правоохранительными органами в розыск в связи с событиями в Буденновске и впервые попал в их поле зрения лишь в 2014 году. По словам адвоката, в перечне объявленных по этому делу в розыск лиц фамилий Белялова или Маздаева и не было.
"Только в 2014 году появляется распоряжение... не объявить Белялова в розыск, а только лишь установить его местонахождение", - заявил Загнойко.
Отметим, что для стороны защиты важно доказать, что Белялов не объявлялся правоохранительными органами в розыск и, соответственно, он даже теоретически не мог умышленно скрываться от следствия. Тогда дело в отношении подсудимого должно быть прекращено за истечением сроков давности.
В конце заседания Сергей Загнойко обратил внимание суда на исчезновение из материалов дела фотографии "полароид", которую передала бригадир совхоза "Маканский" Галина Безшейко. Согласно показаниям Безшейко в суде, эта фотография датирована 15 июня 1995 года и на ней изображен Белялов, празднующий в Воздвиженке день рождения одного из детей начальника своей стройбригады Саида Мусаева. Загнойко указал, что суд знакомился с данной фотографией, просматривая видео следственных действий, а сам подлинник фото исчез.
На заседании суда 13 октября бригадир Галина Безшейко уверенно заявила, что Рамзан Белялов был в Воздвиженке непосредственно в день нападения басаевцев на Буденновск. При этом она категорично опровергла оперативные данные из материалов дела, согласно которым ее с Беляловым связывали близкие отношения.
Адвокат Тимишев отметил, что в материалах дела сохранилась только ксерокопия этой фотографии "дурного качества", тогда как суду следует затребовать оригинал этой фотографии у следствия.
Отметим, что уже третье заседание подряд суд вынужден работать неполный рабочий день, поскольку в СИЗО подсудимых не кормят завтраком и не дают им на обед сухие пайки, в связи с чем Белялов и Маздаев жалуются на плохое самочувствие и высокое давление.
Следующее заседание назначено на 11.00 мск 14 ноября.
"В материалах дела имеется несколько фотографий, полученных от Галины Безшейко. Все они сделаны "полароидом", и все имеют даты. Но лишь самая важная фотография, сделанная, по утверждению свидетеля, 15 июня 1995 года и подтверждающая алиби Белялова, почему-то физически отсутствует, а на видео следственных действий с ней дата не просматривается. Если фотография не будет предоставлена обвинением, то мы можем заявить ходатайство о приостановлении слушания дела, пока сторона обвинения не найдет это важнейшее доказательство", - рассказал адвокат Загнойко корреспонденту "Кавказского узла" после заседания.
Комментариями других участников процесса относительно хода судебного слушания по делу "Кавказский узел" пока не располагает.