Абакаровой и Курбановой запрещены в изоляторе свидания с родными

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Матери задержанных после возвращения из Сирии жительниц Дагестана пожаловались на то, что им не разрешают свидания с дочерьми. Курбанова и Абакарова арестованы с нарушением закона, заявила юрист Правозащитного центра “Мемориал”.

Как писал "Кавказский узел", 24 октября суд в Махачкале вынес решение заключить под стражу на два месяца вернувшихся из Сирии многодетных матерей Загидат Абакарову и Муслимат Курбанову. Защита обжаловала решения об аресте женщин.

Абакарова и Курбанова были в числе женщин, доставленных 21 октября в аэропорт Грозного из Сирии. Силовики тогда заявили, что вернувшимся женщинам будет оформлена явка с повинной и это позволит им избежать уголовной ответственности.

Родные задержанных надеются на помощь защитников

По словам Патимат Абакаровой, матери задержанной Загидат Абакаровой, она забрала своих внуков из больницы и теперь пытается добиться освобождения своей дочери.

"Дети после приезда из Сирии болели. Животы у них опухли, я думаю, из-за недоедания. Они постоянно кашляли, были очень слабыми. Их госпитализировали, но как только им стало чуть лучше, я забрала детей домой. Мы продолжаем лечение дома. Дочь свою я не видела. Свидания с ней не разрешают, говорят, что у нее "тяжелая" статья и что она была в розыске”, - рассказала корреспонденту “Кавказского узла” Патимат Абакарова.

“К ней не пускают ни меня, ни ее детей. Конечно же, нам тяжело, и дети скучают по маме, ждут ее. Сейчас мы с помощью адвоката будем добиваться ее освобождения. Почему в Чечне и в Дагестане такие разные законы - я не понимаю", - добавила Патимат Абакарова.

Жительница Дагестана Аматула Курбанова, дочь которой также была задержана после возвращения из Сирии, заявила о намерении обжаловать решение суда об аресте дочери.

"Сейчас ничего хорошего в нашей жизни не происходит. Я осталась с маленькой внучкой на руках. Нас никто не слушает, до нас никому нет дела. Дочь мою арестовали и видеться с ней нам не разрешают, хотя у нее трехмесячный грудной ребенок. Мне очень тяжело. Я перевела внучку на искусственное кормление, и это тоже проходит тяжело. Со здоровьем у ребенка проблем нет, в больнице мы не лежали. Я наняла адвоката, и сейчас одна надежда - только на защитника. Мы будем обжаловать решение суда об аресте моей дочери", - сказала корреспонденту “Кавказского узла” Аматула Курбанова.

Уполномоченный по правам человека по Дагестану Уммупазиль Омарова проверила условия содержания в СИЗО Загидат Абакаровой и Муслимат Курбановой, сообщил представитель пресс-службы уполномоченного.

По его словам, во время личной встречи “от задержанных не поступили жалобы на условия содержания”. Также представитель пресс-службы в беседе с корреспондентом “Кавказского узла” отметил, что уполномоченный по правам человека обратилась к руководству МВД Дагестана с просьбой “посодействовать переводу задержанных женщин в камеры с условиями, позволяющими совместное проживание с малолетними детьми”.

Суд не принял во внимание добровольное возвращение из Сирии

Курбанова и Абакарова были арестованы с нарушением закона, считает юрист Правозащитного центра “Мемориал” Галина Тарасова.

"Я полагаю, что при вынесении решения суда об аресте вернувшихся из Сирии женщин был нарушен закон. Как следует из постановлений суда, при вынесении решений об аресте не были учтены некоторые обстоятельства. Суду нужно было учесть данные о личностях женщин, семейном положении, наличии грудных детей и обстоятельств, характеризующих их задержание. То есть то, что они практически добровольно прибыли из Сирии. Это судом учтено не было, и это бесспорное основание для обжалования. В данном случае суд необъективно подошел к рассмотрению заявленных ходатайств", - заявила корреспонденту “Кавказского узла” Галина Тарасова.

Она также подчеркнула, что “не существует таких особенностей регионального законодательства, которые не позволяют отпустить женщин с учетом их явки с повинной”.

"Никаких особенностей регионального законодательства нет. В Уголовном Кодексе Российской Федерации есть соответствующий комментарий, согласно которому лицо, прекратившее участие в НВФ, не принимавшее участие в других преступлениях, при явке с повинной подлежит освобождению от уголовной ответственности. У нас в данном случае единый УК и УПК Российской Федерации, который распространяется и на Чечню, и на Дагестан", - заявила Тарасова.

Руководитель дагестанского отделения Правозащитного центра “Мемориал” Сиражудин Дациев также заявил о том, что “ранее фиксировались случаи оформления явки с повинной боевикам, но это случалось очень редко”.

“Мы знаем случаи, когда явка с повинной окончилась для пришедших в полицию очень плохо. Есть случаи, когда их обманывали. Бывает, что явку с повинной вообще не учитывают. Ранее, когда в республике работала комиссия по адаптации, было доверие - а сейчас ситуация ухудшилась. За последние несколько лет я не слышал о том, чтобы явка с повинной приводила к чему-то хорошему”, - заявил Сиражудин Дациев.

Ранее опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники одобрили решение МВД об освобождении от уголовной ответственности женщин, вернувшихся из Сирии. При этом они напомнили, что житель Кабардино-Балкарии Ислам Гугов получил реальный срок после договоренности с силовиками о добровольном возвращении из Сирии.

Ранее опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники одобрили решение МВД об освобождении от уголовной ответственности женщин, вернувшихся из Сирии. При этом они напомнили, что житель Кабардино-Балкарии Ислам Гугов получил реальный срок после договоренности с силовиками о добровольном возвращении из Сирии.

Материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на регионы Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" также опубликована "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ" (организация признана террористической и запрещена в России судом).

источник: корреспондент "Кавказского узла"