Житель Махачкалы потребовал наказать силовиков за вторжение в его квартиру

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Житель Махачкалы Арсен Гасанов потребовал от прокуратуры проверить законность действий силовиков, пришедших в его отсутствие в его дом и грубо обошедшихся с пожилой матерью Гасанова и 12-летней племянницей. Поводом для визита стало то, что Гасанова ранее ставили на профучет по экстремизму. Несмотря на заявления МВД об отмене профучета, он сохранился, хоть и не в прежних масштабах, считают правозащитник Олег Орлов и юрист Шамиль Магомедов.

Арсен Гасанов рассказал 28 октября корреспонденту "Кавказского узла", что сотрудники правоохранительных органов пришли к нему домой, и после того, как его пожилая мать отказалась открывать дверь, визитеры стали громко стучать. Пожилая женщина открыла дверь, но пришедшие люди отказались дать ей удостоверения и хамили. 12-летняя племянница сняла на телефон визит правоохранителей, которые угрожали "поставить ее на учет" и спрашивали, в какой школе она учится, рассказал Гасанов.

Силовики пришли к нему домой, так как он состоит на «профилактическом учете по экстремизму», сказал Арсен Гасанов.

"В феврале прошлого года я привез двоих из шестерых своих детей в школу в центре Махачкалы, откуда должен был забрать третьего ребенка, который учился в первую смену. У меня было 40 минут свободного времени, и я решил зайти в ближайшую мечеть. Оставил машину за 300 метров до мечети и пошел пешком", - рассказал он.

По его словам, неподалеку от автомобиля его остановили сотрудники правоохранительных органов и потребовали паспорт, но он отказался его предъявить. Тогда у него попросили проехать в отдел.

Прим. "Кавказского узла" от 15.40 мск 1.11.2017: По словам Арсена Гасанова, сначала его остановили и потребовали предъявить паспорт сотрудники ГИБДД. Он это сделать отказался, так как правила дорожного движения не нарушал. Затем к Гасанову подошли сотрудники патрульно-постовой службы полиции, проверили паспорт и попросили проехать в отдел.

При этом Гасанов отметил, что в автомобиль правоохранителей его запихнули едва ли не силой, несмотря на то, что он предупредил о недавней выписке из больницы после операции.

"Кавказский узел" писал, что в Дагестане была распространена практика постановки людей на профилактический учет. Нередко на такой учет люди ставились необоснованно, причем силовики обосновывали свои действия тем, что человек носит бороду или ходит в мечеть. В марте 2017 года глава МВД по Дагестану Абдурашид Магомедов сообщил об отмене приказов. "Профилактический учет по категории "экстремист" в МВД по республике Дагестан не ведется", - сказал министр.

По словам Гасанова, в отделе, куда он был доставлен, находились около 40 человек, у которых сотрудники полиции брали объяснения, фотографировали и снимали отпечатки пальцев. С Арсена они также взяли объяснения о том, куда он направлялся, сколько лет ходит в мечеть и так далее. Но отпечатки пальцев Арсен не разрешил снимать из-за недоверия к правоохранителям. После подписания объяснительной Арсена отпустили.  

«В октябре 2016 года я узнал, что меня поставили на "профилактический учет", на котором состоят экстремисты. Позвонили из полиции и попросили явиться, чтобы сдать анализы для образца ДНК, записать мой голос и снять отпечатки пальцев. Мне также сказали, что будут звонить четыре раза в месяц, чтобы быть в курсе о моих передвижениях. Я отказался явиться в полицию и попросил дать законные основания для явки, но не получил. В итоге сотрудники полиции начали ходить ко мне домой. А из-за того, что я работаю допоздна, с ними приходится общаться моей пожилой маме и брату», - сообщил Арсен Гасанов.

Списки профучета все еще составляются

Сотрудники правоохранительных органов не имеют право злоупотреблять должностными обязанностями, считает адвокат Шамиль Магомедов.

«На лицо злоупотребление должностными обязанностями... Это нарушение статьи 285 УК РФ. Они также нарушили право Арсена на частную жизнь. Они вторглись в частную жизнь гражданина, хоть у них не было никаких документов, подтверждающих законность визита в квартиру Гасанова - статья 137 УК РФ. Это также незаконный сбор информации», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Шамиль Магомедов.

По мнению Магомедова, хоть списки профучета официально отменены, они все еще составляются.  

«МВД уже давно заявил, что профучет не ведется, но внутри структуры продолжают составлять секретные списки лиц, которые подозреваются в причастности к религиозному экстремизму», - отметил Шамиль Магомедов.

Практика профучета превращается в иную процедуру

Правозащитник Олег Орлов считает, что преследования граждан, состоящих на профучете, сейчас не столь массовые, как были раньше.

«У меня и моих коллег сложилось впечатление, что все-таки в том массовом порядке, как это было, профучет отменен. Есть отдельные случаи, когда это практикуется. Но сейчас уже не так массово, как это было. Случаи, когда человека задерживают или просто приглашают в полицию из-за профучета, стали реже. Но это всего лишь наше общее впечатление. Это требует уточнения и проведения исследования. Поэтому мы призываем граждан обращаться к нам, если они сталкиваются с этой проблемой», - сказал «Кавказскому узлу» член совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов.

По его мнению, до недавнего времени в Дагестане было беззаконие с использованием списков профучета, но ситуация изменилась к лучшему.

«Эта практика превращается в иную процедуру, которая пока еще нами не установлена. Нам сейчас надо понять, осуществляется ли в Дагестане закон профилактики правонарушений без нарушения прав граждан. А пока мы должны добиваться исключения граждан из прежних списков профучета путем судебных процессов. Для этого надо, чтобы граждане обращались в соответствующие организации и писали заявления. Нужна систематическая работа. При этом надо понимать, что успех не гарантирован, но бороться следует», - отметил Орлов. 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"