Ученые поспорили о границах Кавказа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Изучающие Кавказ историки, социологи, географы, экономисты, этнографы до сих пор не определили, где именно проходят границы региона. США и ЕС политически выделяют Кавказ в том числе и как территорию транзита энергоресурсов из Центральной Азии. В то же время сама Россия своими действиями привела к тому, что между Южным и Северным Кавказом создан барьер, отметили участники семинара в МГИМО. После распада СССР в 1991 году привычное понимание, что такое Кавказ,  утерялось, а границы в регионе напоминают битое стекло, по которому опасно ходить, заявил профессор Алексей Гуня. Исторически границы региона Кавказ сформировались под воздействием Российской Империи, отметила старший научный сотрудник отдела Кавказа ИЭА РАН Любовь Соловьева. 

22-е заседание регулярного научно-практического семинара «Кавказ в прошлом и настоящем (общество и политика, экономика и культура)» состоялось 20 октября в Московском государственном институте международных отношений, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на мероприятии.

На семинаре с докладом «Границы Кавказа» выступил доктор географических наук, профессор, старший научный сотрудник Института географии РАН, научный руководитель Северокавказской высшей школы конфликтологии Алексей Гуня.

Как сообщил до начала мероприятия корреспонденту «Кавказского узла» профессор Алексей Гуня, его основная деятельность связана с географией Кавказа в Институте географии РАН в Москве. «Кавказская же высшая школа конфликтологии существует в Нальчике с 2012 года на базе Кабардино-Балкарского университета. Она является научным и учебным учреждением и готовит аспирантов по специальности «социология конфликтов». Я там преподаю, участвую в проектах. Географ я там единственный, основные поставщики аспирантов - экономический, исторический и другие гуманитарные факультеты КБГУ», - пояснил он.

Границы Кавказа в политических спорах изменяются в зависимости от интересов игроков

В самом начале своего выступления на семинаре профессор заметил, что тема границ Кавказа  «безгранична». «Но в докладе хотелось коснуться не темы границ на Кавказе, а именно границ Кавказа - географических, исторических», - сказал он.

По его словам, давно возник вопрос - как исследовать Кавказ, исходя из какой методологии, сам по себе или учитывая соседство?

Профессор также отметил схожесть Кавказа как горной страны с Альпами.

«По природе, по климату, Кавказ близок к Альпам. В социальном плане, по развитию обществ их мало сравнивали. В глаза бросается то, что и там, и здесь горы, много этносов. Но в Альпах есть общий актор - ЕС. Осуществляется трансграничное сотрудничество в транспорте, экономике, туризме, экологии и прочем. На Кавказе же создать общее, хотя бы инструментальное, пространство для этих целей не удалось пока», - констатировал Гуня.

По его мнению, имеются разные подходы к очерчиванию географических границ Кавказа.

«Ученые придерживающиеся принципа регионализации, считают, что регион - это социальный конструкт. Его границы определяются политическими реалиями, а также хозяйственными и иными аспектами. Другой подход под названием скейлинг (масштабная инвариантность, то есть способность системы сохранять свои свойства при изменении всех расстояний и при наблюдении в  разные промежутки времени. - прим. "Кавказский узел") в отличие от регионализации выступает против существующих границ. Хотя и здесь речь идет о новых конструкциях, акторами в которых выступают не местные сообщества или государства самого региона, а внешние, удаленные от региона силы - ЕС, США», - поведал он.

Кавказ охватывает части Турции и Ирана

Вместе с тем, имеется и подход, который предполагает, что границы Кавказа могут определяться по расселению тех или иных народов.

«Но тогда, например, если к грузинам причислять и лазов, к Кавказу можно отнести немалую часть Турции. А, скажем, учитывая, что талыши Азербайджана тоже кавказцы, то в таком случае к Кавказу можно отнести половину Ирана. Кстати, в западной науке Кавказ как экорегион включает в себя Артвин и Карс в Турции, а также северный Иран, вместе с горами Альбурз. Такие границы Кавказа все больше и больше включаются в дискурс. При этом Турция и Иран становятся самостоятельными акторами, а России это кажется невыгодным. Хотя, возможно, ситуационно это имеет свои плюсы. Самое главное, что в развитие такого дискурса вкладываются деньги, проводятся исследования, происходит смещение взглядов», - указал Гуня.

Россияне определяют границы региона как места расселения кавказских народов

В России тоже имеется определение границ Кавказа по месту расселения «кавказских народов».

«Но по поводу того, где все-таки проходит ментальная, культурная, а не просто географическая граница Кавказа, исследования в России пока еще не проводились», - сказал профессор в ответ на вопрос корреспондента о границах Кавказа в общественном сознании граждан России.

«Но могу заметить, к примеру, что большинство моих студентов не воспринимает Сочи как Кавказ», - подчеркнул он.

Между тем, указал докладчик, исторически в течение долгого времени южная граница Кавказа проходила по границам бывшего СССР, хотя в географическом аспекте отроги гор Кавказа, конечно же, есть и в Турции, и в Иране.

«Северная граница Кавказа - предгорья. Севернее - это уже Восточно-Европейская или Русская равнина. И рубежом здесь был Терек. Таким образом, выходит, например, что строго географически Шелковской район Чечни уже как бы не Кавказ, а Русская равнина», - пояснил Гуня.

После распада СССР в 1991 году привычное понимание, что такое Кавказ, утерялось.

«В зарубежных источниках термин "Кавказ" используется почти исключительно по отношению к независимым государствам Южного Кавказа. Это и есть скейлинг. Такое понимание Кавказа вложено внешними акторами. Для Запада важна роль Южного Кавказа в первую очередь как транзита энергоресурсов из Центральной Азии в Европу. В то же время и сама Россия своими действиями привела к тому, что между Южным и Северным Кавказом создан барьер», - считает Гуня.

После 2008 года Россия старается показать, кто "хозяин на Кавказе"

Тем не менее, полагает профессор, после 2008 года Россия усиливает свою роль в региоинализации на Кавказе, показывает, «кто здесь хозяин».

«Но, на мой взгляд, показать, кто истинный хозяин, можно строя дороги и предлагая необходимые экономические проекты», - добавил профессор. В качестве примера того, что стабильность ставится на первое место перед развитием, Гуня привел положение на чеченском участке границы России с Грузией.

«Буквально в двух часах езды от Грозного находится грузинское селение Шатили, которое пользуется популярностью у всех туристов, посещающих Грузию. От Тбилиси туда добираться пять часов. Предлагали рядом с Шатили сделать переход через границу из Чечни. Думали, что Кадыров «пробьет» этот проект. Не пробил. ФСБ отказало. Она полностью диктует политику переходов. Стабильность во что бы то ни стало», - рассказал он.

Политические границы внутри Кавказа профессор сравнил с «разбитым стеклом».

«В основном они пролегают по бывшим административным границам СССР, за исключением Карабаха и бывшей Чечено-Ингушетии. И напоминают битое стекло, по которому, между прочим, ходить опасно», - резюмировал он.

Вопрос о границах Кавказа - это вопрос и о границах Европы

В ходе обсуждения доклада о границах Кавказа с парадоксальным заявлением выступил профессор МГЛУ, специалист по речевому воздействию Павел Паршин.

«Вот Вы упомянули термин «кавказскость». А что это за категория? Есть ли она вообще? Кавказ - это многозначное слово, а есть ли у него основное значение? Из всего выходит, что это регион со смутными границами на границах Европы. Впрочем, и Европа - континент со смутными границами, часть которых и проходит на Кавказе, неизвестно где, то ли по Кумо-Манычской впадине, то ли по Большому Кавказскому хребту, то ли еще где», - поделился своими сомнениями профессор-лингвист.

«Тогда может возникнуть вопрос: а есть ли Кавказ?» - принял участие в дискуссии научный сотрудник Института археологии РАН, специалист по Абхазии Александр Скаков, также присутствовавший на семинаре.

В то же время, сам Скаков считает термин Кавказ древним, известным с античного периода.

«Тогда он означал, что Кавказ - это край ойкумены, населенного мира. Дальше ничего нет. Это место, куда если и попадешь, то можешь не вернуться. Место богатств и заточения. Прометей там был закован. В общем, это что-то вроде Магадана для современного россиянина», - отметил Скаков.

«Не хотелось бы на этой пессимистической оценке Кавказа завершать семинар», - сказал ведущий семинара Ахмет Ярлыкапов.

Старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев полагает, что Кавказ и Альпы географически имеют немало различий.

«Альпы отделяют Средиземноморье от центра Европы. Их не обойти, если идешь с юга или с севера. Через ущелья и перевалы проходят дороги, связующие части Европы. Кавказ же сам расположен между двумя морями, которые наилучшим образом служат транспортному сообщению. Исторически Малая Азия связывалась с Восточной Европой больше по Черному морю, чем по суше через Кавказ. Так же, как и Иран, - в основном по Каспию», - отметил он.

Старший научный сотрудник отдела Кавказа ИЭА РАН Любовь Соловьева вернулась к вопросу влияния на определение границ Кавказа исторических, политических событий.

«Например, одна абхазка-мухаджирка писала, что ее дед приехал в Батум с Кавказа. Т.е. с территории, захваченной русскими, (переехал) в Османское государство. Возможно, регионализация Кавказа, выделение его в качестве отдельной единицы - это вклад Российской империи?» - предположила она.

"Кавказская война" - самый длительный военный конфликт с участием Российской империи, затянувшийся без малого почти на 100 лет и сопровождавшийся тяжелыми жертвами со стороны как русского, так и кавказских народов, говорится в статье, опубликованной в разделе "Справочник" "Кавказского узла".

 Экологические угрозы для Кавказа

Отвечая на вопросы своих коллег, профессор Алексей Гуня указал на то, что Кавказ, как Северный, так и Южный, в ближайшем будущем могут ожидать не только политические или экономические проблемы, но и серьезные экологические угрозы.

«Самая крупная из них - это уничтожение живого мира Каспия, что скажется на жизни региона. Далее - это таяние ледников на востоке Кавказа. В верховьях рек почти не осталось ледников, происходит осушение рек. И третья - генные модификации в местном сельском хозяйстве. Они уже привели к бедам. Например, в КБР и КЧР почти вывелись местные породы крупного рогатого скота, а привозной скот, генномодифицированный, дохнет через 3 года эксплуатации», - рассказал профессор Гуня.

Семинар был организован Центром проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО и Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН и прошел с участием ученых и специалистов из ряда вузов и академических учреждений Москвы, а также приглашенных гостей с Кавказа.

"Кавказский узел" ранее сообщал, что семинар, посвященный вопросам изменения социальных пространств и гендерных ролей на Северном Кавказе, прошел в МГИМО 13 сентября. Исламская составляющая во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами возрастает на Северном Кавказе, при этом женщины получают новые возможности для социализации, а благодаря возрастанию роли ислама наблюдается тенденция к большей эмансипации девушек, заявили участники семинара

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"