Свидетели обвинения дали показания в пользу Азиза Оруджева

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Баку на судебном процессе по делу директора интернет-телевидения Kanal-13 Азиза Оруджева были заслушаны трое свидетелей. Все они не дали показаний против Оруджева, считает адвокат Эльчин Садыгов. Арест журналиста и приостановка деятельности Kanal-13 - логическое продолжение политики блокировки оппозиционных сайтов, считает сотрудник Института прав медиа Халид Агалиев.

Как писал "Кавказский узел", исполнительный директор интернет-телевидения Kanal-13 Азиз Оруджев обвинен в незаконном предпринимательстве и злоупотреблении полномочиями. Свою вину Оруджев не признал. Его имя включено в список политзаключенных, составленный азербайджанским Центром защиты политзаключенных. 10 октября в суде в качестве свидетеля выступила мать обвиняемого Алмаз Гасанова, которая заявила о нарушении своих прав во время допроса. Кроме того, супруга обвиняемого Ламия Оруджева заявила, что при Оруджеве Kanal-13 грантов не получал, а сам он подрабатывал через Uber, чтобы платить зарплату сотрудникам.

Интернет-телевидение Kanal-13 действует с 10 октября 2008 года. Медиаструктура готовит новостные блоки, выпускает программы по вопросам социальной и экономической жизни, прав человека, гендерного равенства, представляет разные позиции, в том числе взгляды независимых экспертов, оппозиционных политиков. После ареста Азиза Оруджева деятельность Kanal-13 была приостановлена.

17 октября на судебном процессе по делу исполнительного директора интернет-телевидения Kanal-13 Азиза Оруджева продолжили давать показания свидетели, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Эльчин Садыгов.

По его словам, глава Комитета защиты прав нефтяников Мирвари Гахраманлы сообщила на суде, что трижды по договору вносила оплату Kanal-13 за подготовку правозащитных просветительских передач на условиях социальной рекламы.

При этом, по словам адвоката, Азиз Оруджев обратил внимание на то, что из вырученных средств были уплачены налоги.

Другой свидетель, Алыш Абдулла рассказал на суде, что сотрудничал с Kanal-13, но не был штатным сотрудником и зарплату не получал.

«Молодой человек сказал, что сотрудничал с интернет-телевидением главным образом для того, чтобы научиться телевизионному делу, и, понимая, что финансовые возможности Kanal-13 ограничены, не просил денег за свою работу. При этом у него был свободный график посещения. Другой молодой человек, Руслан Ахмедов отметил, что работал по трудовому контракту. За три месяца работы получил 300 манатов (180 долларов) и уплатил с них налоги. Свидетель рассказал, что о том, сколько получали другие сотрудники, он не знал», -  рассказал адвокат Садыгов.

По его словам, суд уже заслушал шесть свидетелей, и остались еще девять человек.

«Все это свидетели обвинения. Все свидетели на предварительном следствии и те, кто уже выступили в суде, не дали показаний против Азиза Оруджева. Напротив, их показания подтверждают невиновность журналиста. Все дают показания, что знают Азиза Оруджева по телеканалу Kanal-13, а не по обвинениям, выдвинутым Азизу Оруджеву, которые касаются деятельности НПО «Центр исследований медиа Кавказа». Азиз там не занимал должностей. Ответственным должностным лицом - директором в НПО - был его брат Анар Оруджев, который находится в эмиграции», - заявил адвокат.

По словам адвоката, арестовали Азиза Оруджева именно из-за деятельности Kanal-13, который оставался одной из немногих онлайн-площадок для носителей альтернативных мнений.

Брат арестованного журналиста, учредитель Kanal-13 Анар Оруджев с 2014 года проживает в Германии. Он связал преследование Азиза Оруджева с профессиональной деятельностью обвиняемого. Kanal-13 играл важную роль в развитии свободной прессы, обеспечивал плюрализм мнений, акцентировал внимание на проблемах, волнующих общество, сказал Анар Оруджев корреспонденту "Кавказского узла". По его словам, арест брата и приостановление деятельности телеканала стали серьезным ударом по свободе информации и медиа в Азербайджане.

Адвокат сообщил, что следующее заседание суда назначено на 24 октября.

«Я сказала (в суде), что Азиза знаю как честного, справедливого, совестливого журналиста, знатока своей профессии. Наша организация занимается правозащитной деятельностью. Одним из направлений нашей работы является правовое просвещение. Нам нужно продвигать эту работу через СМИ, в том числе телевидение. Но наши телеканалы не готовят передач на такие темы. Поэтому приходилось действовать через интернет-телевидение. В 2015 - 2016 годах на основе трудового договора мы подготовили на Kanal-13 три передачи. Дважды я заплатила по 500 манатов (300 долларов), однажды 450 манатов (270 долларов). Все было официально оформлено. Мне выдали квитанции о получении денег, я их представила прокуратуре», - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" выступившая в суде в качестве свидетеля глава Комитета защиты прав нефтяников Мирвари Гахраманлы 

Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.

С 2014 года Kanal-13 функционировал за свой счет и за счет энтузиазма журналистов

Коллеги Азиза Оруджева считают, что его преследуют из-за деятельности Kanal-13.

«Kanal-13 был площадкой в Интернете, где на профессиональном уровне готовились передачи, где зрители могли ознакомиться с альтернативными мнениями. У телеканала была более-менее стабильная эфирная сетка с регулярными передачами, ток-шоу, актуальными экспертными комментариями. Кроме того, телеканал показывал в прямом эфире различные общественно значимые мероприятия, в том числе митинги оппозиции. Чтобы устранить этот, один из последних, бастионов свободной прессы, против канала было использовано старое уголовное дело против НПО. Kanal-13 был в свое время проектом НПО «Центр исследований медиа Кавказа». Но с 2014 года эта НПО фактически прекратила свое существование, и Kanal-13 действовал фактически за счет собственных ресурсов и на энтузиазме журналистов», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» редактор газеты «Азадлыг», глава Демократической школы журналистики Ровшан Гаджибейли.

«Арест Азиза Оруджева и приостановление деятельности Kanal-13 стало логическим продолжением политики по сужению эфирных пространств в азербайджанском сегменте Интернета, где было место альтернативным мнениям. Это последовало после блокировки сайтов азербайджанской службы "Радио Свобода", Meydan.Tv, Turan TV. Kanal-13 затрагивал острые проблемы, волнующие общество. На телеканале выходила передача "Актуал", куда на интервью по актуальным вопросам приглашались известные независимые эксперты, правозащитники, активисты гражданского общества. Кроме того, канал готовил злободневные репортажи на социальные темы, в том числе и из регионов. Все это и могло предрешить судьбу канала", -  сказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник Института права медиа Халид Агалиев.

В мае 2017 года суд удовлетворил требование Министерства связи Азербайджана о блокировке ряда сайтов оппозиционно настроенных СМИ. В частности, в исковом заявлении Центра электронной безопасности министерства содержалась просьба принять решение об ограничении доступа к сайтам газеты "Азадлыг", азербайджанской службы "Радио Свобода", azerbaycansaati.com, а также телепрограммы Azerbaycan saati ("Азербайджанский час") и телеканала Turan TV.

"Кавказский узел" размещает материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"