Оппозиционная пресса активизировалась, так и не дождавшись обещанного ей год назад
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Нынешняя ситуация во внутренней политике страны несколько напоминает положение годичной давности. У многих на памяти жаркие декабрьские акции протеста журналистов, после которых прошла встреча президента Гейдара Алиева с редакторами СМИ. За короткое время он добился невероятного: из недруга превратился в друга СМИ. Были обещаны кредиты, произошли определенные послабления и для оппозиции. Однако ситуация, по мнению экспертов, постепенно вернулась на круги своя. Сегодня что ни день, проходят разного рода мероприятия, организуются круглые столы оппозиции. Вот и вчера был проведен очередной пикет журналистов, на этот раз перед Апелляционным судом. А очередной митинг-шествие оппозиционных партий, которые набирают обороты с каждым разом, намечен на ближайшее воскресенье, 24 ноября. То есть спираль напряженности в обществе раскручивается. Создается впечатление, что власти, испугавшись нарастания активности оппозиции, намерены усилить репрессии. Такой вывод напрашивается после регулярных атак парламентского большинства на оппозиционную прессу, начала ее судебного преследования. Обеспокоенное нападками на СМИ Объединение редакторов, говоря словами председателя объединения Йени несил ("Новое поколение")Арифа Алиева, вынужденно принимает соответствующие эффективные меры. Правда, пока дело ограничивается только пикетами.
Параллель между нынешней и прошлогодней ситуацией, в частности, проводит и Ганимед Захидов, председатель журналистского объединения Ачыг соз ("Свободное слово"). В то же время он не согласен с тезисом, что год назад произошло много уступок.
Просто, по его мнению, тогдашние проблемы СМИ были несколько заморожены. Например, так поступили с долгами газет государственному издательству Азербайджан. А это вовсе не есть их решение и такое положение долго продолжаться не могло.
Потому противоречия между свободными СМИ и авторитарным правительством обострились сейчас. Действительно, ведь долги прессы были заморожены всего лишь на год. Вот и пришло время их возвращать. Может быть, именно здесь кроется одна из причин наблюдаемого нынешнего противостояния?
Но, по мнению Г.Захидова, на этот раз мотив действий властей другой. Он состоит в нейтрализации соперников перед президентскими выборами, попытке подчинить себе мнение и мысли общества. Кроме того, ставится задача ограничить круг демократических изданий, чтобы без особых проблем сфальсифицировать предстоящие выборы.
Разговор о кредитах, как уверен Г.Захидов, специально запущенный в оборот, оказался фикцией. С самого начала было ясно, что их не выдадут. По его словам, не верится, чтобы в условиях авторитарного режима и расцвета коррупции государство помогло бы независимой прессе.
Обещания о помощи стали временным аргументом против недовольства журналистов. Некоторые капитаны масс-медиа даже поспешили подготовить бизнес-планы. Но сегодня, год спустя, суть дела стала ясна всем.
Г.Захидов указывает также на слухи, циркулирующие в обществе, о том, что некоторые СМИ уже получили кредиты. Возможно, они подброшены властями в виде мотивации, чтобы газеты не потеряли надежду на господдержку. В то же время Г.Захидов не исключает возможности того, что средства уже перечислены подкупленным изданиям. Председатель объединения уверяет, что только от организованности масс-медиа зависит результат борьбы с происками властей.
Интересного мнения придерживается и политолог Расим Мусабеков. По его словам, власти достаточно эффективно проводят политику купли популярных изданий. Это нетрудно заметить, если присмотреться внимательно к изменению позиций некоторых СМИ.
А не поддающихся приручению власти пытаются тем или иным способом отвлечь, например, посредством различных судебных тяжб. Разговоры о кредитах прессе, по мнению Р.Мусабекова, также служат этой цели. Таким образом газеты заставляют больше обороняться, нежели заниматься своей прямой обязанностью: вскрывать общественные язвы и показывать разные точки зрения.
Правда, как всерьез замечает политолог, все же есть ограничения для властей: невозможен возврат к коммунистическому периоду, когда СМИ были на коротком поводке , да еще в сочетании с цензурой. А прошлогодняя встреча Г.Алиева с журналистами, по мнению Р.Мусабекова, показала, что он намного умнее и дальновиднее своего мелковатого окружения. В то же время политолог затрудняется предположить, состоится ли аналогичная встреча и на этот раз... Каким будет ход Гейдара Алиева на этот раз? Или мы станем свидетелями дальнейшего завинчивания гаек, дабы положить конец разгулу демократии ?
Опубликовано 24 ноября 2002 года