"Мемориал": Москальковой в Чечне замылили глаза братьями пропавших

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Силовики в Чечне привели на встречу с российским омбудсменом не Махму Мускиева и Шамхана Юсупова из "расстрельного списка", а их братьев, выяснил Правозащитный центр "Мемориал". Москалькова должна продолжить проверку сведений о внесудебных казнях в Чечне, настаивают правозащитники.

Как информировал "Кавказский узел", для встречи с Татьяной Москальковой 20 сентября в Грозный были доставлены два жителя Чечни, которые ранее были объявлены погибшими, об этом заявили власти республики. Три человека из "расстрельного списка" погибли после боестолкновений в Чечне, еще двое умерли естественной смертью, заявила 21 сентября Москалькова. Как призналась омбудсмен, "всего в списке 31 человек".

Журналист Елена Милашина сообщила в материале для "Новой газеты" 9 июля, что в Чечне в ночь на 26 января были казнены жители республики, задержанные в связи с нападением на полицейских в Грозном 17 декабря 2016 года. В распоряжении "Новой газеты" также оказались копии фототаблиц чеченского МВД с данными о задержании людей. По информации газеты, опубликовавшей 31 июля копии документов, 14 человек из числа задержанных были убиты.

"Родных похищенных запугивали перед приездом Москальковой"

Полученная Татьяной Москальковой в ходе поездки в Грозный информация о людях из "расстрельного списка" вызывает сомнения и нуждается в дополнительной проверке, заявил сегодня Правозащитный центр "Мемориал".

"ПЦ "Мемориал" подтверждает сообщения о том, что накануне приезда уполномоченного по правам человека в РФ сотрудники правоохранительных органов Чечни запугивали родственников похищенных и предположительно убитых людей", - говорится в поступившем сегодня "Кавказскому узлу" пресс-релизе ПЦ "Мемориал".

В релизе правозащитников подчеркивается, что, по их информации, "родных пропавших людей доставляли в районные отделы полиции, где предупреждали, что если они посмеют жаловаться Москальковой или её сотрудникам в ходе её визита в республику, то на их семьи падет жестокая кара".

На пресс-конференции, проведенной в Грозном 21 сентября, Москалькова рассказала о том, что к ней привезли двух молодых людей из расстрельного списка "Новой газеты" – Шамхана Юсупова и Махму (Мохму) Мускиева, также напомнили правозащитники.

"Мы не знаем, как проходил разговор Москальковой с этими привезенными к ней людьми, что конкретно она у них спрашивала, кто ещё присутствовал при этой встрече, кто передал ей в руки документы Шамхана Юсупова и Махмы Мускиева, догадалась ли она сфотографировать привезенных людей и их документы", - говорится в релизе правозащитников.

При этом, по их сведениям, силовики действительно привезли к Москальковой двух молодых людей, но не Шамхана и Махму, а их родных братьев.

"Одним из них был 24-летний Мансур Юсупов, другим – кто-то из братьев Махмы, Умар или Абубакар Мускиев. Они действительно находятся на свободе. Между тем судьбы Шамхана и Махмы до сих пор не известны их семьям, проживающим в селах Курчалой и Цоци-Юрт соответственно", - утверждают правозащитники.

21 сентября "Би-би-си" со ссылкой на родных пропавших сообщило, что родственникам жителей Чечни из "расстрельного списка" перед приездом Москальковой поступили угрозы от силовиков. Пресс-секретарь главы Чечни эту информацию опроверг.

"Нужно продолжить работу по проверке сведений о внесудебных казнях"

Москалькова также не заинтересовалась обстоятельствами того, как и почему после задержания Махмы Мускиева в январе 2017 года его семья  была вынуждена покинуть свое родное село, отмечает ПЦ "Мемориал".

"Лишь за неделю до визита Москальковой в Чечню силовики неожиданно разрешили семье вернуться в свой дом в Цоци-Юрте. Все обстоятельства этих событий должны были бы навести Москалькову на размышления о достоверности того, что "предъявленный" ей якобы Махма Мускиев спокойно занимается домашними делами на свободе в своем селе", - заметили правозащитники.

Правозащитный центр "Мемориал" также напомнил про заявление Москальковой о том, что она получила информацию от чеченских силовиков о судьбе трех задержанных 17 декабря 2016 года участников нападения на полицейских – Асхабе Юсупове, Исмаиле Бергаеве и  Мадине Шахбиевой.

"Все трое, согласно официальной версии, скончались от ран в больнице в один день, 20 декабря. Остаются вопросы. Почему об этом на протяжении девяти месяцев не сообщали семье Юсупова и Бергаева? Почему фигурантами уголовного дела в официальных ответах были названы лишь Юсупов и Бергаев, но не Мадина? Где они захоронены? И, наконец, каковы истинные причины их смерти?" - говорится в релизе ПЦ "Мемориал".

17 декабря 2016 года в Грозном были совершены нападения на силовиков. В ходе спецоперации 17 и 18 декабря 2016 года семь человек были убиты, а четверо задержаны. В декабре 2016 года источник в Минздраве Чечни сообщил "Кавказскому узлу", что трое задержанных, в том числе Мадина Шахбиева, 1998 года рождения, были госпитализированы с ранениями, а затем вывезены вооруженными людьми из больницы и убиты. В январе 2017 года сведения о смерти Шахбиевой подтвердил источник Правозащитного центра "Мемориал". Близкие пропавших после задержаний в декабре 2016 года рассказали "Кавказскому узлу", что скрываются, опасаясь кровной мести. Глава Чечни назвал "небылицей" информацию об убийстве задержанных.

В своем релизе правозащитники подчеркнули, что по итогам поездки Москальковой в Грозной у них есть "масса вопросов". "Будет ли уполномоченный по правам человека в РФ проверять ту "информацию", которую ей представили в Чечне? Продолжит ли она работу по проверке сведений о внесудебных казнях в Чечне? Все возможности для продолжения такой работы у неё есть. Есть ли желание? Ближайшее будущее это покажет”, - подчеркивается в релизе ПЦ "Мемориал".

"Кавказский узел" продолжает следить за ситуацией в Чечне и ведет хронику происходящих в республике вооруженных инцидентов, терактов и похищений.

Автор: