Защита Гвашева рассказала о попытках властей контролировать памятные акции черкесов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Преследование участников молебна возле Тюльпанового дерева в День памяти адыгов является хорошо организованной и продуманной кампанией. Власти пытаются приравнять молебны к митингам, пытаясь заставить активистов согласовывать мероприятия в Дни памяти и скорби адыгов, считает адвокат Марина Дубровина. Сам Гвашев рассказал о плохом самочувствии и о том, что с момента начала голодовки он похудел на девять килограммов.
"Кавказский узел" информировал, что бывший председатель Совета старейшин черкесов-шапсугов, 67-летний Руслан Гвашев с 11 сентября проводит бессрочную голодовку против решения суда оштрафовать его за молитву у Тюльпанового дерева. Сенатор Арсен Каноков, навестивший активиста 20 сентября, не смог уговорить его прекратить голодовку. 25 сентября активисты общественных организаций Абхазии анонсировали митинг в поддержку Гвашева.
2 июня Лазаревский райсуд Сочи оштрафовал Гвашева на 10 тысяч рублей, признав его виновным в организации несогласованной акции - молебна возле Тюльпанового дерева в День памяти адыгов. 2 августа краевой суд отменил штраф и вернул дело в Лазаревский суд. Однако 30 августа Лазаревский райсуд оставил штраф в силе. Краснодарский краевой суд назначил рассмотрение апелляционной жалобы на решение Лазаревского районного суда Сочи на 5 октября.
“С момента начала голодовки я похудел на девять килограммов”
По словам Руслана Гвашева, он готов отменить голодовку только в том случае, если Краснодарский краевой суд 5 октября отменит административный штраф, назначенный Лазаревским районным судом.
При этом Гвашев заметил, что из-за голодовки, в которой он участвует с 11 сентября, у него “постоянно кружится голова и он ощущает слабость”. “Я пью все те препараты, которые мне выписали после операции на сердце. Первые пять дней я от них отказывался, но делегация из Абхазии уговорила возобновить прием лекарств. Я пью воду из-под крана и курю. Голодовку провожу дома”, - сообщил Гвашев.
Руслан Гвашев также рассказал, что с момента начала голодовки он “похудел на девять килограммов”. По словам Гвашева, за его здоровьем “следит родственник, который является врачом-кардиологом”.
“Я не доверяю врачам из муниципальной поликлиники. Мой родственник приходит, следит за пульсом, отслеживает давление, для меня этого достаточно”, - рассказал корреспонденту “Кавказского узла” Гвашев.
Для Руслана Гвашева голодовка оказалась делом чести, отметила старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, автор блога на "Кавказском узле" "Северный Кавказ сквозь столетия" Наима Нефляшева. “Я не могу даже предположить, как будут дальше развиваться события и чем закончится голодовка Руслана Гвашева. Надеюсь, у всех действующих сторон найдется здравый смысл, чтобы достойно выйти из этой ситуации в соответствии с существующим законодательством. А Руслан Гвашев уже навсегда войдет в историю как «гений места», охраняющий души своих предков от беспамятства потомков”, - написала Нефляшева в своем посте “О Руслане Гвашеве, тюльпановом дереве и священных рощах черкесов”.
“Черкесы не будут согласовывать проведение молебна”
Кабардино-Балкарский правозащитный центр направил обращения в защиту Гвашева в Краснодарский краевой суд, в Генеральную прокуратуру, полномочному представителю президента в ЮФО, председателю Совета по правам человека Михаилу Федотову, уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. Однако, по словам руководителя центра Валерия Хатажукова, в ответ приходят только отписки.
“Отозвался только сенатор от Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, он приезжал к Гвашеву, обратился во многие инстанции. Но везде говорят, что на независимый суд никто не может повлиять”, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Хатажуков.
По его мнению, при любом решении суда “черкесы не будет обязаны согласовывать проведение традиционного молебна возле Тюльпанового дерева с властями”.
“В законе четко говорится, что молебен согласовывать не нужно, мы об этом говорим, пишем везде, и со стороны Гвашева не было никакого нарушения, но все бесполезно, нас не слышат”, - отметил Хатажуков.
“Преследование Гвашева было организовано очень грамотно”
Поддержка, оказанная Руслану Гвашеву черкесскими активистами, должна повлиять на решение Краснодарского краевого суда, надеется адвокат Марина Дубровина, которая защищает активиста по соглашению с "Кавказским узлом".
Марина Дубровина напомнила, что ранее Лазаревский районный суд признал виновным Айдамира Басто в организации несогласованного митинга у Тюльпанового дерева. Краснодарский краевой суд оставил это решение без изменений.
“Получается - краевой суд установил факт проведения несогласованного митинга и привлек к ответственности организатора. По логике суда, участник акции тоже должен быть привлечен к ответственности”, - отметила Дубровина.
По ее словам, в направленной в краевой суд жалобе она подчеркнула, что “даже если Басто привлекли к ответственности за организацию несогласованной акции, то этот факт все равно не переводит молебен в разряд митинга”.
“Потому что молебен проходит каждый год, и люди приходят сами, их никто не зовет. Как любой день памяти и скорби”, - сказала корреспонденту “Кавказского узла” адвокат.
Адвокат также заметила, что “с юридической точки зрения преследование Басто и Гвашева было продумано достаточно профессионально”. “Потому что Басто не был никаким организатором, он был таким же участником, как и все остальные. По Басто составили протокол сразу, а по Гвашеву через две недели. Они думали и решили, что мало наказать одного Басто, и решили привлечь к ответственности еще и Гвашева”, - сказала Дубровина.
Адвокат обратила внимание на то, что “в таком случае нужно было наказывать всех участников молебна, которых было около 70 человек”. “Я уверена, что преследование Гвашева было организовано очень грамотно. Все было сделано для того, чтобы в следующем году никто даже близко не подошел к Тюльпановому дереву без согласования”, - считает адвокат.
“При этом никто не обратил внимание на показания участкового, составившего в отношении Басто и Гвашева протоколы об административных правонарушениях. Он заявляет, что на самом деле никакого митинга не было, а его заставили составить протоколы силовики”, - заявила адвокат.
Марина Дубровина подчеркнула, что она “выступает категорически против голодовки Руслана Гвашева”. Адвокат рассказала, что она надеялась на то, что Гвашев выступит на заседании суда. “Сейчас же он настолько слаб, что об этом не может быть и речи”, - сказала Марина Дубровина.
Гвашев активно борется за признание черкесов коренным народом, а также внесение их в устав Краснодарского края, за что был номинирован на проводимый "Кавказским узлом" конкурс "Герой Кавказа-2013". "Кавказский узел" также опубликовал в разделе "Персоналии" биографию Руслана Гвашева.