Нарушения прав журналистов в Чечне в октябре 2002 года

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Октябрь

В октябре опубликован доклад Межрегиональной общественной организации "Общество Российско-Чеченской дружбы" "Права человека в регионах Российской Федерации" (события 2001 г.). В разделе, посвященном Чеченской Республике, отмечается, что поступление независимой информации из Чечни крайне затруднено. В отличие от войны 1994-1996 гг., федеральная сторона предприняла беспрецедентные усилия по организации информационной блокады зоны боевых действий и так называемых "освобожденных" территорий. Для официальной работы в ЧР журналисты обязаны получать специальную аккредитацию, причем эта процедура крайне затруднена. Журналисты, позиция которых не совпадает с позицией федерального командования, могут получить отказ.

2 октября - 4 ноября

Газета "The Guardian" со ссылкой на российские официальные лица заявила, что кадры, снятые британским журналистом Родериком Скоттом незадолго до своей гибели, служат доказательством того, что чеченские повстанцы используют грузинскую территорию для совершения нападений на Россию. В частности, в его материале показана группа чеченских боевиков, перебирающихся с грузинской территории в Ингушетию. По данным "The Guardian", группа чеченских повстанцев, вместе с которой Скотт оказался на территории Ингушетии, вступила в бой с российскими военнослужащими. Его пленка представляет собой важнейшее доказательство, которое может ускорить вооруженную конфронтацию между Россией и Грузией. Глава комитета Госдумы РФ по международным делам Дмитрий Рогозин заявил: "Пленки служат доказательством того, что боевики могут свободно передвигаться по грузинской территории".

2 ноября в Управлении Генпрокуратуры РФ на Северном Кавказе заявили, что похороны Родерика Джона Скотта, убитого в селении Галашки, состоятся на кладбище ингушской станицы Орджоникидзевская. По данным Управления, захоронение журналиста на территории России связано с тем, что родственники погибшего отказались забрать его тело. Кроме того, они отказались не только приехать для опознания погибшего, но и присутствовать на похоронах.

4 ноября похороны британского тележурналиста были отменены в последний момент, когда в Орджоникидзевскую уже прибыли друзья и коллеги журналиста. Власти Ингушетии отказались хоронить журналиста, мотивируя это тем, что он является одним из террористов.

3 октября

По инициативе администрации Камчатской области редакции ведущих газет Камчатки будут отправлять свои свежие номера в адрес подразделений, находящихся в боевой командировке в Чечне. Еженедельно по 15 свежих выпусков газет "Вести", "Новая камчатская правда", "Рыбак Камчатки", "Камчатское время", "АиФ-Камчатка", "Комсомольская правда на Камчатке", "Единомышленник" и "Абориген Камчатки" прямо из типографии будут переправляться спецгрузом в Грозный.

7 октября

В Чечне вышел в свет первый номер журнала чеченских педагогов "Педагогический вестник", издаваемый Чеченским институтом повышения квалификации работников образования. По словам ректора ЧИПКРО Адама Далатова, в журнале будут публиковаться методические разработки и материалы о педагогическом мастерстве работников образования Чечни.

18 октября

Японское отделение "Международной Амнистии" в одном из залов Токийского художественного театрального комплекса организовало ознакомительное мероприятие "Узнать правду о Чеченском кризисе. Вечер лекций и просмотр фото-слайдов". Одним из докладчиков выступил японский журналист Косуке Цунеока, который неоднократно бывал в Чечне, а также несколько месяцев содержался в заложниках в Панкисском ущелье Грузии. Он показал фото-слайды, которые снимал перед началом второй чеченской кампании, а также в селах Панкисского ущелья Грузии в 2000 и второй половине 2001 года. Цунеока продемонстрировал редкие снимки операции отряда Русана Гелаева в Абхазии.

21 октября

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе опроверг сообщения некоторых СМИ о своей возможной встрече с лидером чеченских сепаратистов Асланом Масхадовым. Он назвал "выдумкой" публикации на этот счет.

23-31 октября

23 октября в Москве совершен теракт в Театральном центре на Дубровке, где группой полевого командира Мовсара Бараева были захвачены в заложники зрители мюзикла "Норд-ост". Среди заложников оказалась корреспондент агентства "Интерфакс" Ольга Черняк, которая по телефону первая сообщила всему миру о теракте. Корреспонденты газеты "Московская правда", оказавшиеся в числе заложников, сообщили, что федеральные снайперы ведут огонь по окнам, среди заложников много убитых и раненых, однако эта информация не подтверждалась и не опровергалась официальными источниками. Также в заложниках находились сотрудники телекомпании НТВ.

С первого же дня средства массовой информации работали в обстановке информационного голода. Газета "Вечерняя Москва" сообщила об информационной блокаде разворачивающихся событий со стороны официальных структур. Официальная "Российская газета" отметила, что все информационные потоки контролируются пресс-службами силовых ведомств.

Максимальную активность в дни теракта и после освобождения заложников проявило Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций России.

В первый же день оно обратило внимание всех российских СМИ на необходимость соблюдения законодательства о борьбе с терроризмом и экстремистской деятельностью при освещении событий. В Минпечати завили, что руководители СМИ должны внимательно следить за тем, чтобы не допускалось распространение информации, раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции. Затем министерство заявило, что оно готово отозвать лицензию у тех СМИ, которые предоставляют эфир террористам. В частности, телекомпании НТВ было запрещено транслировать интервью Мовсара Бараева, и этот материал вышел только с видеозаписью террориста без предоставления ему слова.

Одновременно Минпечати заявило о недопустимости предоставления радиостанцией "Эхо Москвы" эфира членам террористических групп. Против этой радиостанции последовали и первые санкции. 24 октября вечером один из террористов получил возможность в течение почти получаса высказывать свои требования в эфире. Его собеседники в лице Матвея Ганапольского, Сергея Бунтмана и Сергея Маркова во время разговора разъясняли слушателям, что не занимаются пропагандой взглядов захватчиков, а лишь пытаются спасти жизнь детей, находящихся в здании. Текст беседы был вывешен на сайте "Эхо Москвы", что и привело к санкциям со стороны Минпечати, которое направило представление Министерству связи о прекращении работы сайта. Спустя некоторое время расшифровка этого разговора была удалена из электронной версии радиостанции, и министерство отозвало свой запрет.

В Минпечати также обвинили государственную радиостанцию "Маяк" в нарушении антитеррористических правил. Были применены санкции в отношении другого государственного СМИ - "Российской газеты". Министерство сочло неэтичной публикацию фотографии трупа заложницы на первой странице номера.

Самым решительным шагом Минпечати стала приостановка вещания телевизионного канала "Московия". Причиной послужил показ записи телеканала "Аль-Джазира" с обращением террористов, захвативших заложников. Однако, по мнению Минпечати, это было не единственное нарушение "Московии". К ним могут быть отнесены и заявление генерального директора агентства "ИНТЕР-Кавказ" Шарипа Асуева в программе "Регион", и сюжеты этой же программы о националистах, которые рассказали о своих планах отомстить террористам. В эфире канала прозвучали также высказывания о том, что "для москвичей все кавказцы на одно лицо", что они "не видят разницы между террористами Бараева и торговцами на рынке".

Как помощь террористам, Минпечати оценило продемонстрированный в программе "Регион" маршрут возможных отходов террористов и планы запасных аэродромов Москвы, а также фактическую рекламу информационного сайта террористов.

В дни захвата заложников лидер КПРФ Геннадий Зюганов призвал СМИ "не устраивать истерику" вокруг ситуации с захватом заложников. Он напомнил, что "мы живем в многонациональной стране и каждое слово должно быть в такой ситуации взвешено". Депутат Госдумы России Валерий Зубов упрекнул СМИ в своеобразном пособничестве террористам. По его словам, есть одна слабость у СМИ: ради жареного факта, ради информационного повода вступать в противоречие с собственными национальными интересами.

Ветераны специальных служб обратились к журналистам с заявлением, в котором просили не предоставлять эфир и газетные страницы сомнительным экспертам и не сообщать непроверенные сведения. Представители Совета ветеранов подразделения по борьбе с терроризмом "Альфа" призвали СМИ быть предельно аккуратными при освещении событий в Москве. Член ЛДПР Алексей Митрофанов обратился к депутатам Думы с призывом направить в правительство обращение с целью запретить журналистам доступ к месту захвата заложников. Однако эта инициатива не была поддержана Думой.

В эти же дни в здании театрального центра побывали некоторые журналисты. Сразу же после захвата заложников террористы заявили о своей готовности вести переговоры с журналисткой "Новой газеты" Анной Политковской. Она вылетела из США и вместе с доктором Леонидом Рошалем вступила в переговоры с террористами. Политковская также пронесла в театральный центр воду и сок для заложников. Корреспондент НТВ Сергей Дедух записал в театральном центре интервью с террористами и шестью женщинами-заложницами. Корреспондент НТВ Борис Кольцов также побывал в здании мюзикла.

Уже после освобождения заложников делались многочисленные оценки деятельности прессы. Министр по делам печати Михаил Лесин заявил, что террористам удалось использовать некоторые СМИ в своих пропагандистских целях. По его мнению, террористы имели план работы с прессой. Ветеран специального подразделения "Вымпел" Виктор Ким заявил, что пресса в первое время совершала ошибку, пытаясь комментировать перемещения специальных подразделений, но потом стала действовать лучше.

Бывший посол в Израиле Александр Бовин считает, что пресса нагнетала напряженность и тем самым работала на реализацию цели террористов. Известный конфликтолог Олег Нечипоренко отметил, что СМИ нагнетали истерию в обществе в первый день после захвата заложников. Он также заявил, что пресса распространяла информацию, которая могла быть полезной для террористов. Заместитель руководителя аппарата правительства РФ Алексей Волин заявил, что некоторые СМИ пытались сконструировать возможную схему проведения операции по освобождению заложников.

Эти события привели к общественной дискуссии по поводу саморегулирования прессы. Помощник президента России Сергей Ястржембский заявил о необходимости выработать "неписаные правила поведения" СМИ в чрезвычайных ситуациях. Он считает, что некоторые СМИ, освещая теракт в Москве, нарушили ряд законов, в том числе, закон о терроризме. Так, демонстрацию в прямом эфире передвижения специальных вооруженных сил он назвал "прямым нарушением действующего российского законодательства". Все остальное Ястржембский отнес на счет морально-этических норм поведения журналистов.

Он не исключил, что в выработке "этического кодекса" журналистов могут принять участие представители федеральной власти, а также спецслужбы, поскольку именно им это необходимо в первую очередь. На это заявление Союз журналистов России ответил, что свод этических принципов поведения журналистов, освещающих события терроризма и контртеррористических операций, разработан и опубликован еще год назад.

Кроме того, в дни событий в "Норд-Осте" был блокирован доступ к сайтам чеченских сепаратистов "Кавказ-центр" и "Чеченпресс".

24 октября

МИД РФ заявил послу Нидерландов в Москве Питеру Тидде Хофстее решительный протест в связи с презентацией газеты "Чечен-таймс", запланированной на 24 октября. Российские власти призвали не допустить проведения "явно антироссийской акции". В связи с этим национальный пресс-центр Нидерландов отменил презентацию новой чеченской газеты. Между тем само издание начало свой выход. Его периодичность - раз в две недели. Главный редактор - Альберт Батаев.

26 октября

Военный комендант Чечни Сергей Кизюн опроверг сообщения некоторых СМИ о начале крупномасштабной операции на территории республики. Он подчеркнул, что какие-либо операции, выходящие за рамки плановых мероприятий, в республике не проводятся.

31 октября

Российский посол в Турции Александр Лебедев выразил протест против многочисленных публикаций в турецкой прессе, в которых выражается поддержка действий чеченских боевиков в театральном центре на Дубровке в Москве. По словам посла, освещение турецкими газетами и телевидением борьбы с терроризмом в России идет вразрез с официальной позицией самой Турции. В ответ на это МИД Турции выступил с заявлением о приверженности страны борьбе с терроризмом.

Автор:
источник: Центр экстремальной журналистики (Москва)