Политологи связали помилование Лапшина и освобождение Алиева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти Азербайджана приурочили помилование блогера Александра Лапшина к освобождению из-под стражи директора информационного агентства Turan Мехмана Алиева, пытаясь скрыть свою уязвимость перед международным давлением, считают опрошенные "Кавказским узлом" политологи. Эксперты выразили общее мнение, что длительное заключение Лапшина после его раскаяния в суде не имело смысла.
Как писал "Кавказский узел", 11 сентября президент Азербайджана подписал распоряжение о помиловании Александра Лапшина, приговоренного 20 июля к трем годам колонии по обвинению в незаконном пересечении границы страны. Лапшин после освобождения из-под стражи был госпитализирован.
Александр Лапшин - гражданин России, Украины и Израиля. Уголовное преследование Лапшина в Азербайджане было начато в связи с его посещениями Нагорного Карабаха, говорится в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Из Белоруссии в азербайджанскую тюрьму за пост о Карабахе на "Фейсбуке".
Вопрос об отправке или депортации Александра Лапшина в Израиль снят с повестки дня, Лапшин может отправиться в любую страну по своему усмотрению, заявил сегодня помощник президента Азербайджана Фуад Алескеров. Адвокат Лапшина Эдуард Чернин предположил, что Лапшин покинет Азербайджан 14 сентября, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Лапшин, который в ходе судебного процесса выразил раскаяние и заявил о признании территориальной целостности Азербайджана, направлял обращения на имя президента Ильхама Алиева, рассказал Фуад Алескеров.
"С учетом признаний и раскаяния Лапшина, а также его семейного положения, в особенности наличия у него малолетнего ребенка, президент счел возможным помиловать его", - цитирует слова Алескерова государственное информационное агентство "АзерТАдж".
Передача осужденного в другую страну производится для того, чтобы заключенный продолжил отбывать в этой стране наказание, но Лапшин после помилования полностью свободен, подчеркнул помощник президента. Он также добавил, что у Лапшина "нет никаких проблем со здоровьем".
"После того как президент помиловал Александра Лапшина, он был освобожден от неотбытой части наказания и может абсолютно свободно сам определять, куда ему отправиться. Лапшин желает отправиться в Израиль, так как является гражданином этой страны, и он в любое время может выехать в Израиль", - подчеркнул Фуад Алескеров.
Адвокат не знает мотивов суицидальной попытки Лапшина
Блогер, помещенный после освобождения из-под стражи в Центральную клиническую больницу Баку, будет оставаться под надзором врачей вплоть до своего отъезда, сообщил адвокат Лапшина Эдуард Чернин корреспонденту "Кавказского узла".
"У Александра Лапшина в Баку нет места жительства. Его можно было бы поместить в гостиницу, но я предложил все-таки оставить его под наблюдением врачей с учетом того неприятного инцидента с попыткой суицида", - сказал защитник.
Помощник президента Азербайджана 11 сентября заявил о попытке самоубийства Лапшина. Предлогом для суицидальной попытки блогера стало затягивание процесса его экстрадиции в Израиль, сообщили в Пенитенциарной службе Минюста Азербайджана.
Предпринятая Лапшиным попытка самоубийства вызывает у Чернина недоумение. В СИЗО у блогера были "очень хорошие условия содержания", подчеркнул адвокат.
"Я никак не могу понять, что на него нашло, ведь принципиальное согласие на его отправку в Израиль было, оставалось только дождаться документов из Израиля. То есть его освобождение было делом нескольких недель или даже дней, а в последние дни обсуждался еще и вариант с помилованием. Если бы он содержался в камере на несколько человек, то можно было бы говорить о каких-то стесненных условиях, но он все это время содержался в санчасти СИЗО, у него было хорошее питание. Возможно, у терпения не хватило дождаться желаемого освобождения", - сказал Эдуард Чернин корреспонденту "Кавказского узла".
Адвокат утверждает, что настоял на госпитализации Лапшина вплоть до отъезда и сопровождении его матерью. Нахождение блогера в Центральной клинической больнице Баку оплачивает, по словам Чернина, посольство Израиля.
"Александра поместили в ЦКБ, самую лучшую клинику Азербайджана. Во избежание рецидива я предложил оставить его под наблюдением врачей. По этой же причине я посоветовал, чтобы за Александром прилетела его мать, чтобы она всегда была рядом в пути", - подчеркнул Чернин.
Мать блогера Белла Лапшина прибудет в Баку утром 13 сентября, а 14 сентября они вместе смогут вместе вылететь в Израиль прямым рейсом Баку - Тель-Авив, добавил адвокат.
Гаджизаде: власти Азербайджана не хотели показывать, что поддались давлению
В Азербайджане редко практикуется персональное помилование президентом одного заключенного, отметил, комментируя освобождение Лапшина, азербайджанский политолог, глава Центра политических и экономических исследований Far Centre Хикмет Гаджизаде. При этом он не удивлен досрочным освобождением блогера - по словам Гаджизаде, "разговоры о досрочном освобождении Лапшина появились сразу после вынесения ему приговора".
"У нас обычно помилования бывают списками, это одновременное освобождение десятков, а то и сотен осужденных. Я не припомню, когда в последний раз в Азербайджане помиловали одного заключенного", - сказал Гаджизаде корреспонденту "Кавказского узла".
В один день с Лапшиным были освобождены из-под стражи директор информационного агентства Turan Мехман Алиев и 14 жителей поселка Нардаран, осужденных после столкновений с полицией в ноябре 2015 года, отметил он.
11 сентября суд в Баку освободил из-под стражи директора информационного агентства Turan Мехмана Алиева, обвиненного в незаконном предпринимательстве и уклонении от уплаты налогов, изменив для него меру пресечения на надзор полиции. Ранее представители гражданского общества Азербайджана заявили о политическом характере преследования Алиева, отметив, что Turan оставалось одним из последних независимых СМИ страны.
"Арест Мехмана Алиева вызвал большой резонанс и протесты в мире. В Сенате США уже была зарегистрирована законодательная инициатива о введении санкций против азербайджанских чиновников, причастных к его аресту. Стало очевидно, что вопрос о санкциях ставится со всей серьезностью, и их применение станет неминуемым, если Алиева не отпустят. Но властям надо было это представить так, будто они не поддались давлению, а в целом проявили добрую волю. И к изменению меры пресечения в отношении Алиева приурочили также освобождение Лапшина и еще 14 верующих из Нардарана. То есть были освобождения различных категорий людей", - отметил Гаджизаде.
Хикмет Гаджизаде усомнился в том, что предпринятая Лапшиным попытка самоубийства ускорила его помилование.
"Вряд ли это послужило решающим фактором, ведь за Лапшиным могли бы усилить наблюдение и не позволить ему еще раз это сделать. Но власти хотели именно сейчас демонстративно проявить гуманность, чтобы как-то нейтрализовать международную критику фактов нарушения прав человека", - заявил Гаджизаде.
Сафаров: Азербайджан предпринял эффектный шаг, освободив Алиева и Лапшина
Эксперт в области права, член Национального совета демократических сил (НСДС) Азербайджана Намизад Сафаров считает, что "как арест, так и освобождение Лапшина носили политический характер".
"Оккупированные территории Азербайджана посетили, помимо Александра Лапшина, сотни людей, и они выступали с заявлениями против суверенитета нашей страны, но невозможно каждого из них привлечь к ответственности. Дело Лапшина было показательным. В Азербайджане оно использовалось прежде всего для внутреннего потребления, это был сигнал: "Мы можем найти и наказать любого даже за рубежом", - считает Сафаров.
Эксперт не исключил, что с делом Лапшина власти Азербайджана посылали сигнал и другим людям, посещающим Нагорный Карабах - "возможно, для кого-то история Лапшина станет сдерживающим фактором", предположил он.
Лапшин раскаялся в суде и заявил о поддержке территориальной целостности Азербайджана, поэтому смысла содержать его в тюрьме в дальнейшем не было, продолжил Намизад Сафаров.
"После приговора было ясно, что Лапшина скоро отпустят, но необходимы были формальности. Для помилования надо было подождать еще месяц до вступления приговора в силу. В середине августа приговор вступил в силу, и сразу начались контакты по экстрадиции, но эта процедура занимает время. При этом в последние дни Азербайджан стал объектом международной критики из-за ареста журналиста Мехмана Алиева, и вот как раз подвернулся случай предпринять для нейтрализации этой критики резонансные действия, приносящие политические дивиденды Баку", - сказал эксперт.
Освобождение одного Мехмана Алиева стало бы "проявлением слабости перед давлением", но его освобождение вместе с Лапшиным и 14 осужденными из Нардарана стало эффектным шагом, подчеркивает Сафаров.
"Освобождение Алиева вызвало одобрение на западе. К делу Лапшина проявляли интерес Израиль и Россия, и как раз в день освобождения Лапшина министр обороны Азербайджана Закир Гасанов впервые в истории азербайджано-израильских отношений совершал визит в Израиль. Освобождение 14 верующих-шиитов из поселка Нардаран было реверансом в сторону Ирана, это произошло на следующий день после встречи президентов Азербайджана и Ирана в Астане в рамках саммита глав государств Организации исламского сотрудничества", - разъяснил эксперт.
11 сентября на свободу досрочно вышли 14 верующих из поселка Нардаран, приговоренных после столкновений с полицией в ноябре 2015 года к срокам до 2,5 года. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" можно ознакомиться с материалом о поселке Нардаран и конфликтах его жителей с властями.
Реакция международных организаций и иностранных государств на предпринятые Азербайджаном действия будет одобрительной, но только в краткосрочной перспективе, заметил Намизад Сафаров.
"Властям не удастся серьезно улучшить свой имидж, если не будут освобождены все политзаключенные, а это, по данным правозащитных организаций, порядка 160 человек. Также должна быть улучшена среда для политических партий и институтов гражданского общества, ведь тот же Мехман Алиев освобожден всего лишь из-под стражи, но остается под следствием", - отметил он.
Агазаде: Лапшина нужно было освободить из зала суда
Лидер партии "Умид" (Надежда) Игбал Агазаде считает, что Александра Лапшина следовало освободить уже в суде.
"Сама экстрадиция Лапшина из Минска уже была демонстрацией достижений правоохранительных органов - демонстрацией того, что любого, кто незаконно посещает азербайджанские территории, может постигнуть такая же участь. Александр Лапшин признал свои ошибки: он сказал, что заблуждался в причинах карабахского конфликта и признал принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану. Дальше содержать его в тюрьме смысла не было, суд должен был освободить этого человека", - заявил Игбал Агазаде корреспонденту "Кавказского узла".
Заместитель главы парламентского комитета по правам человека, член общины горских евреев Азербайджана Евда Абрамов также выразил мнение, что дело Лапшина носит исключительно политический характер.
"Государство сочло возможным освобождение Лапшина и освободило его. Это политика, и в ней Азербайджан с самого начала и до конца показал свою принципиальность: Лапшина арестовали, доставили в Азербайджан, осудили и потом помиловали", - цитирует Абрамова газета "Ени Мусават".
МИД Израиля приветствует решение властей Азербайджана помиловать блогера Александра Лапшина и содействует его скорейшему приезду в страну, заявил представитель израильского внешнеполитического ведомства Эммануэль Нахшон.
"Министерство иностранных дел удовлетворено помилованием, которое даровал Лапшину президент Азербайджана. Мы будем рады видеть его [Лапшина] в Израиле как можно скорее и содействуем его возвращению", — цитирует заявление Нахшона haqqin.az.
Представитель МИД отметил, что израильские дипломаты оказывали поддержку Лапшину в течение всего времени его пребывания под стражей.