Падение курса лари не отразилось на ценах в Грузии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Курс лари, пик падения которого пришелся на 6 сентября, вновь повышается. Экономисты назвали основной причиной обрушения курса ошибочную монетарную политику Национального банка и Минфина Грузии.
Как писал "Кавказский узел", курс национальной валюты Грузии с начала сентября упал на десять пунктов - с 2.40 до 2.50 лари за доллар. Снижение лари - это искусственный и регулируемый процесс, уверены экономисты, связавшие падение национальной валюты с выборами и внешним долгом Грузии.
Колебания курса лари началось со 2 сентября, когда он составил 2,4387 по отношению к одному доллару. Пик падения курса лари пришелся на 6 сентября и составил 2,4926 лари к одному доллару. Последние два дня лари стал скачками укрепляться. На 8 сентября курс лари составил 2,4630 к одному доллару США, а на 9 сентября Национальный банк Грузии установил официальный курс лари в отношении 2,4618 лари к одному доллару. Грузинские коммерческие банки устанавливают свой курс лари, отталкиваясь от официального, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Председатель финансово-бюджетного комитета парламента Грузии Ираклий Ковзанадзе назвал падение курса лари временным явлением. По его словам, движение курса лари в последнее время происходило в обе стороны - он и падал, и укреплялся. "Все лето лари укреплялся. Падение курса - временное явление, которое основывается на ажиотаже, и для девальвации лари нет никакого макроэкономического основания", - заявил он в эфире грузинской телекомпании "Рустави 2" 7 сентября.
Обесценивание национальной валюты произошло из-за неправильной монетарной политики, проводимой Национальным банком Грузии и министерством финансов, считают грузинские эксперты по вопросам экономики, опрошенные корреспондентом "Кавказского узла". Основная причина падения курса - избыток лари, которые Национальный банк вовремя не изъял из оборота. По предположению экспертов, речь идет о нескольких сотнях миллионов лари.
Так, редактор журнала "Экономика Грузии" Эмзар Джгереная считает, что изъятию из оборота подлежит минимум 500 миллионов лари.
"Изъятие денег зависит от Национального банка, но он пока думает над этим вопросом и эти деньги в обороте, так как экономика нуждается в деньгах", - сказал он.
На то, что обесценивание лари вызвано его избытком в обороте, указал и бывший член совета Национального банка Грузии, доктор экономических наук Михаил Токмазишвили, отметивший, что сумма, необходимая для изъятия, определяется исходя из динамики экономики, так как деньги изымаются из оборота ежедневно.
"Из оборота может быть изъято 100 миллионов лари, а может, и 500 миллионов лари. В течение этого месяца в обороте увеличилось количество лари, что и оказало влияние на снижение курса. Также невнимательность Национального банка и затрат правительства - выделение средств коммерческим банкам, которые стали воздействовать на рост доллара. Снижение курса лари объясняется только этим", - заявил эксперт.
Он пояснил, что при избытке в обороте лари появилась потребность в долларах, что и оказало непосредственное влияние на курс грузинской национальной валюты. Национальный банк Грузии должен был изъять из обращения лари еще неделю или две недели назад, считает Токмазишвили. Экономист сообщил, что государственный бюджет Грузии на 2017 год рассчитан исходя из 2,5 лари в отношении одного доллара, и при сохранении этого курса, правительство сможет выполнить планы, заложенные в бюджет. По его прогнозам, в краткосрочном периоде не произойдет снижение курса лари.
Ничего сверхъестественного в снижении курса лари не увидел бывший руководитель парламентского комитета по отраслевой экономике Демур Гиорхелидзе.
"Падение курса лари вызвано неправильной монетарной политикой, которая не исходит из общей макроэкономической политики, общего быстрого роста экономики и занятости - имеющие второстепенные цели, но не способствующие развитию экономики. Монетарная политика - методика в отношении обменного курса лари - зависит только от тех транзакций, которые ежедневно проводят два-три основных банка страны на площадке Блумберга. Среднеарифметический вывод и есть вся политика курса Национального банка", - заявил Гиорхелидзе.
По его мнению, основная проблема макроэкономической политики - "фантастически малый объем денег". При ВВП около 14 миллиардов долларов национальная валюта перекрывает только 18% потребностей, что вызвало высокую долларизацию и отсутствие денег для развития экономики.
Экономисты уверены, что в краткосрочном периоде не следует ожидать повышения цен на товары. Бизнесмены наблюдают за колебаниями курса валюты, и в случае сохранения курса на уровне 2,5 лари за доллар цены будут пересмотрены, но этот процесс займет два-три месяца.
"Обычно изменение курса валюты очень сильно воздействует на импорт. Те, кто импортируют товары, закупают их на валюту. Для них дорожает этот рынок. Падение курса лари сильно воздействует на импортеров, как правило они сокращают импорт вместо повышения цен", - сказал Токмазишвили.
Один из основных импортеров рыбной продукции в Грузию подтвердил, что пересмотр цен в связи с колебаниями курса лари пока не рассматривался.
"Вопрос пересмотра расценок пока не стоит в повестке", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" один из владельцев компании.
Колебания курса лари не отразились на ценах на товары в магазинах Тбилиси.
"Цены возросли только на сладкие напитки местного производства - сама фирма повысила их на 10 тетри (около 4,6 цента), поэтому с 7 сентября мы повысили цену на эту сумму", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" продавец одного из магазинов, Екатерина.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в прошлом 2016 году все лето курс лари составлял примерно 2,30 (за 1 доллар США), с середины сентября началась девальвация, которая достигла пика 21 декабря, когда курс лари дошел до 2,80. Оппозиция потребовала от властей Грузии разработать план по стабилизации национальной валюты. 11 января грузинский кабмин определил порядок перевода в лари части банковских кредитов, выделив субсидии на его осуществление. В январе 2017 года президент Георгий Маргвелашвили подписал законодательные поправки, согласно которым реклама и реализация товаров и услуг в Грузии может производиться только в лари. Правительство принимало и другие меры, чтобы ослабить давление на нацвалюту. В частности, установило порядок ларизации кредитов.