"Матери Беслана" раскритиковали позицию России в ЕСПЧ

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На этапе рассмотрения Страсбургским судом дела о теракте в бесланской школе российские власти не предъявляли серьезных аргументов в свое оправдание, тогда как потерпевшие представили достаточно доводов, чтобы ЕСПЧ оставил свое решение без изменений, заявили члены организации "Матери Беслана".

Как информировал "Кавказский узел", в апреле стало известно, что Европейский суд по правам человека решил взыскать с России в пользу 409 заявителей по делу о теракте в бесланской школе компенсации на общую сумму 2,955 миллиона евро и еще 88 тысяч евро в качестве возмещения судебных издержек. Государство, по мнению ЕСПЧ, не приняло всех необходимых мер для расследования обстоятельств теракта и штурма, во время которого погибли заложники. Уполномоченный России в ЕСПЧ обжаловал это решение, заявив о применении Страсбургским судом двойных стандартов. 31 августа "Матери Беслана" направили в ЕСПЧ свои возражения на жалобу российского Минюста.

1 сентября 2004 года боевики захватили 1128 заложников в спортзале школы №1 Беслана. Операция по их освобождению завершилась 3 сентября 2004 года. В результате теракта погибли 334 человека, 186 из которых были детьми, еще 810 человек получили ранения.

"Матери Беслана": власть не сделала выводов из бесланской трагедии

1 сентября в Северной Осетии начались траурные мероприятия, посвященные 13-й годовщине теракта в школе №1 в Беслане. С самого утра там звучала траурная музыка. Люди приходили на место трагедии, приносили цветы, воду и ставили свечи в память о погибших.

В этот же день члены организации "Матери Беслана" провели пресс-конференцию, на которой высказали свое отношение к позиции Минюста России, обжаловавшего решение ЕСПЧ по делу о теракте в бесланской школе, передает корреспондент "Кавказского узла".

Позиция властей России не нова и является выражением их отношения к оценке событий, которые произошли 1-3 сентября 2004 года в Беслане, считает представитель комитета "Матери Беслана" Таймураз Чеджемов.

"Ничего нового в том, что власть оспаривает решение Европейского суда по правам человека, нет. Эта позиция с первого дня расследования была четкой и ясной. Она заключалась в том, что наши правоохранительные органы считали виновными в бесланском теракте террористов и больше никого. И расследование свелось к расследованию одной версии - виновны террористы", - сказал он на пресс-конференции.

Европейский суд по правам человека сделал совершенно обоснованные и правильные выводы по этому делу, профессионально и объективно, основываясь на доказательствах, вынес свое решение, сказал Чеджемов.

Участники пресс-конференции отметили, что написали обращение в Страсбургский суд с возражениями на жалобу Минюста России.

У российских властей было достаточно времени для того, чтобы предъявить доказательства эффективности спецоперации по спасению заложников, но в ходе коммуникации и на судебных заседаниях власть декларировала только общие фразы о террористической опасности во всем мире без предъявления серьезных аргументов в свое оправдание, говорится в обращении потерпевших (копия имеется в распоряжении "Кавказского узла") в ЕСПЧ.

Авторы обращения считают, что они представили достаточно фактов, чтобы оставить постановление Страсбургского суда без изменений и отказать в ходатайстве российским властям рассмотреть дело "Тагаева и другие против России" в Большой палате суда.

Суд в Страсбурге дал очень обтекаемую оценку действиям российских властей, при этом признавая, что были нарушены права на жизнь погибших и права на жизнь тех, кто выжил, но получили ранения, отмечается в сообщении.

В решении суда также используются корректные и осторожные формулировки относительно действий правоохранительных органов России, указали авторы обращения.

"Обидно, что наша власть не сделала никаких выводов из всего, что произошло", - сказала на пресс-конференции сопредседатель комитета "Матери Беслана" Анета Гадиева.

По словам руководителя "Матерей Беслана" Сусанны Дудиевой, обидно и возмутительно еще и то, что расследование дела о теракте все еще продолжается.

"Следствие по делу продолжается неизвестно кем и неизвестно как. Никого в известность не ставят о продолжении дела или о его закрытии, - сказала Дудиева. - Я считаю, большая вина государства в том, что не ведется должного расследования и нет заинтересованности в том, чтобы изучить все аспекты совершения преступления и самого теракта, когда произошел захват заложников, и все последующие события после этого. Власть не хочет делать уроки над ошибками, поэтому нам остается только [использовать] наше право, которое мы получили такой дорогой ценой - ценой жизни наших детей - бороться до конца и дальше требовать объективного расследования".

Она отметила, что решение ЕСПЧ было вынесено после проведения 10-летней работы, анализа всех фактов, которые представила сторона потерпевших и Минюст России в защиту государства.

Власти по решению суда должны будут возобновить или активизировать следственные мероприятия, что является самым главным для потерпевших, а не компенсации, назначенные Страсбургским судом, подчеркнула она.

"Если сейчас люди обсуждают те компенсации, которые назначил нам Страсбургский суд и которые мы не просили, то это моральные компенсации. Это самая минимальная плата за безответственность [силовиков]", - считает Дудиева.

В решении суда также есть пункт о внесении изменения в законодательство о противодействии терроризму, с которым не согласен Минюст, указали члены "Матерей Беслана".

Речь идет о том, чтобы в законе было указано, какие средства или виды вооружения можно применять в подобных ситуациях при освобождении заложников теракта, пояснил Таймураз Чеджемов.

"Минюст аргументировал это тем, что если они будут вносить изменения, которые мы им рекомендуем, то у них не будет возможности эффективно бороться против террористов. Этих изменений в законодательстве сейчас нет, но эффективность борьбы мы видим по нашей школе", - сказала Анета Гадиева.

Комментариями от представителей Минюста России по поводу жалобы в ЕСПЧ, а также следственных органов относительно расследования дела о теракте в Беслане "Кавказский узел" пока не располагает.

Власти Северной Осетии посчитали помощь пострадавшим в теракте

В Северной Осетии пострадавшим в результате теракте в Беслане за счет федерального и республиканского бюджета оказываются меры социальной поддержки и предоставляется санаторно-курортное лечение, рассказал 1 сентября корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник министерства труда и социального развития республики.

Сразу после трагедии на оказание помощи семьям погибших и пострадавших из резервного фонда правительства России были выделены 70,671 миллиона рублей, а спустя год на эти же цели были направлены еще 11,486 миллиона рублей, отметил он.

По его словам, с момента трагедии был открыт специальный счет по оказанию помощи семьям погибших и пострадавшим в теракте в Беслане при министерстве труда и социального развития республики, на который поступило 1,086 миллиарда рублей. Вся эта сумма была направлена на оказание материальной помощи пострадавшим и семьям погибших, пояснил сотрудник министерства.

Начиная с 2005 года республиканские власти семьям пострадавших в теракте постоянно оказывают материальную помощь, общий объем которой составил 26,649 миллиона рублей, отметил он.

Кроме того, с 1 апреля 2009 года членам семей погибших предоставляются ежемесячные денежные компенсации по оплате за услуги связи в размере 135 рублей и на проезд в размере 150 рублей. Также предоставляются ежемесячные денежные компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, рассказали в ведомстве.

Помимо этого, с 2005 года за счет средств резервного фонда главы республики ежегодно выделяются средства на обеспечение санаторно-курортными путевками пострадавших в результате теракта, общая сумма выделенных средств составила 26,52 миллиона рублей, сообщил сотрудник министерства.

Так, по его словам, с 2005 по 2007 годы в санатории "Осетия" в рекреационной зоне Владикавказа по бесплатным путевкам побывали 150 человек. Помимо "Осетии", с 2008 году санаторно-курортное лечение проводилось также в санатории "Тамиск" в горной части Алагирского района.

До конца 2016 года пострадавшие в теракте получили 933 бесплатных путевки в эти здравницы. В настоящее время на учете по обеспечению санаторно-курортными путевками стоят 150 человек, 138 из которых будут направлены в санаторий "Осетия" и 12 человек - в "Тамиск", уточнили в министерстве.

Кроме того, по поручению главы республики 22 пострадавших в результате теракта обеспечены путевками в санаторий "Сосновая роща", находящийся в ведении ОАО "Электроцинк", а до конца 2017  года планируется обеспечить отдых и профилактическое лечение еще около 30 человек, уточнил "Кавказскому узлу" сотрудник пресс-службы главы Северной Осетии.

"Кавказский узел" писал, что, по словам председателя организации "Матери Беслана" Сусанны Дудиевой, в Беслане не работают государственные программы, направленные на помощь пострадавшим в теракте в 2004 году. Она заявляла, что дети-бывшие заложники не могут бесплатно получать дорогие и дефицитные медикаменты, все это делается за счет собственных средств.

В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" содержится статья "Террористический акт в Беслане (1-3 сентября 2004 года)", в разделе "Хроники" доступна хроника теракта и последовавших за ним событий.

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"