Адвокаты объяснили голодовку Нагавкина попыткой добиться расследования своего дела
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Следствие отказывается проверить алиби правозащитника Игоря Нагавкина, объявившего 8 августа бессрочную голодовку в СИЗО. Нагавкину регулярно продлевается срок ареста, но при этом более полугода с ним не проводилось следственных действий, заявили его адвокаты.
Как информировал "Кавказский узел", 2 октября 2016 года Нагавкин был заключен под стражу по подозрению в совершении кражи. Вину правозащитник не признает. 10 апреля 2017 года Нагавкин был переведен из Волгограда в Москву. Срок его ареста продлен до 16 сентября. С 8 августа Нагавкин объявил бессрочную голодовку в Бутырском СИЗО. 29 августа его адвокат сообщил, что самочувствие правозащитника ухудшилось, однако он продолжает требовать визита к себе прокурора, надзирающего за следствием.
По словам адвоката Фарита Муртазина, защитники не видели Нагавкина с 29 августа и планируют встретиться с ним в день проведения следственных действий.
«Но когда они произойдут, зависит от следователя. До сих пор у меня нет информации от него, хотя мы ожидали, что сегодня (30 августа) или завтра нас вызовут», - сказал 30 августа Муртазин корреспонденту "Кавказского узла".
По словам другого адвоката Нагавкина Валерия Шухардина, за здоровьем правозащитника врачам необходимо следить ежедневно, однако конкретного регламента посещения врачами арестанта, объявившего голодовку, нет ни в законе о содержании под стражей, ни в кодексах.
«Порядок посещения врачей определяется, скорее всего, внутренними инструкциями по мере необходимости. Безусловно, существуют нормы, согласно которым администрация СИЗО несет ответственность за человека, находящегося под стражей, если есть угроза здоровью и жизни, как это может быть при голодовке. Следовательно, необходимо следить за состоянием его здоровья ежедневно, но строгих правил не имеется», - рассказал Шухардин "Кавказскому узлу".
В деле Нагавкина три эпизода и трое фигурантов
В уголовном деле Нагавкина, помимо него самого, еще двое обвиняемых, сказал Шухардин.
"Первый эпизод, приписываемый им всем, за который их всех и взяли в конце сентября (2016 года), это якобы имевшее место покушение на кражу из ломбарда (ст. 30 УК РФ - ч. 2 ст. 158 УК РФ). Обвинение говорило о том, что все трое хотели обворовать ломбард, но не сделали этого, потому что их спугнула слежка. По словам полицейских, они пытались проникнуть в ломбард. В то же время потерпевшие заявили, что, приехав к ломбарду, увидели, что дверь закрыта и ничего не украдено", - рассказал он.
Другой эпизод всем обвиняемым вменили 23 декабря 2016 года, продолжил адвокат.
"Там речь идет о краже ювелирных изделий из какого-то магазина в Волгоградской области. Нагавкина и других участников обвиняют уже по ч. 4 ст. 158 УК РФ», - отметил он.
Санкции этой статьи УК РФ предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
В то же время, по словам адвоката, каковы доказательства причастности Нагавкина к этим эпизодам и как следствие распределило роли среди обвиняемых, пока неизвестно.
«Еще не было ознакомления с делом. Возможно, могут использоваться как вещественные доказательства те украшения, которые, по утверждению Нагавкина, были подкинуты ему... в ходе обыска в конце сентября 2016 года, после чего он и был задержан», - сказал Шухардин.
Оба преступления, которые вменяются Нагавкину, совершены в Волгограде и области и расследовались там же, отметил он.
"Но одного из трех соучастников обвинили также по ст. 105 УК РФ в убийстве, совершенном в Москве. Никакого отношения к этому ни Нагавкин, ни второй участник из трех не имеют. Однако так как дело на них заведено одно, то когда решили расследование по эпизоду участия в убийстве одного из подельников передать в Москву, то и всех остальных тоже отправили сюда», - пояснил Шухардин.
Нагавкин добивается беспристрастного расследования своего дела, заявили адвокаты
Между тем, по словам Шухардина, со 2 февраля, как только Нагавкина определили в московский СИЗО, следственных действий с ним не велось, ибо он непричастен к эпизоду убийства, и он следователей не интересует.
Суть претензий Нагавкина к следствию заключается в том, что он в этот период, по его мнению, необоснованно содержится под стражей, пояснил защитник.
«Он должен сидеть в тюрьме и дожидаться, пока следователь завершит всё с обвиняемым в убийстве. Требования Нагавкина в связи с этим и заключаются в том, что он более полугода... лишен свободы ввиду того, что против другого обвиняемого идут действия, причем с сильной волокитой. Его на это время могли отпустить под домашний арест в Волгограде», - полагает адвокат.
Помимо этого, как сообщил Фарит Муртазин, претензии его подзащитного к следователю также и в том, что тот отказывается произвести ряд мероприятий, которые могли бы свидетельствовать о его невиновности.
«Например, по второму эпизоду, который произошел 16 сентября в Волгоградской области, есть свидетели, которые могут подтвердить, что Нагавкин находился весь тот день в Волгограде вдали от места преступления. К тому же нужно запросить биллинг его телефона. Следователь отказывается от проверки этих сведений», - сообщил адвокат.
Комментариями от представителей следствия по поводу хода расследования дела Нагавкина и относительно заявлений его адвокатов "Кавказский узел" пока не располагает.
Игорь Нагавкин - председатель правления Волгоградской организации социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу, эксперт общероссийского движения "За права человека" в Южном федеральном округе, член Общественной наблюдательной комиссии Волгоградской области первого созыва. Нагавкин оказывал помощь заключенным и их родственникам, привлекал внимание к пыткам и другим нарушениям прав людей, находящихся под стражей. Он участвовал в выяснении причин гибели людей в тюрьмах и колониях, говорится в размещенной в разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" биографии Игоря Нагавкина.
"Кавказский узел" освещает случаи преследования активистов, журналистов и правозащитников на юге России и в странах Южного Кавказа на странице "Преследование активистов".