Черкесские активисты призвали оказать помощь сирийским репатриантам на Курбан-байрам

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Активисты общественной организации "Очаг" собирают средства, чтобы поздравить сирийских черкесов с праздником Курбан-байрам. Репатрианты из Сирии испытывают в России языковые, жилищно-бытовые и бюрократические проблемы, заявили активисты.

Сообщение об акции общественной организации "Очаг" поступило на смс-сервис "Кавказского узла". “Активисты собирают средства, чтобы поздравить репатриантов из Сирии на праздник Курбан-байрам”, - написал автор сообщения.

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (Ид аль-Адха) отмечается через 70 дней после праздника Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) и приходится на десятый день месяца зуль-хиджа. День жертвоприношения начинают праздновать с раннего утра, когда мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и чистую одежду. По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, говорится в справке о празднике Курбан-байрам в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

“Благодаря акции все желающие смогут отдать мясо репатриантам”

Сбор средств для закупки жертвенных животных, мясо которых в праздник Курбан-байрам получат нуждающиеся из числа репатриантов из Сирии, с 21 августа проводится в группе "Помощь соотечественникам из Сирии" в соцсети Facebook.

По словам координатора группы Ратмира Карова, такая благотворительная акция проводится ежегодно в преддверии праздника Курбан-байрам.

“Благодаря акции все желающие смогут отдать мясо репатриантам из Сирии. Мясо будет собираться в одном месте, а потом распределяться по семьям. Более того, если в силу обстоятельств человек не может совершить жертвоприношение, то он может прислать средства на наш счет, с пометкой "Курман" (Курман-байрам - адыгское произношение названия мусульманского праздника, - прим. “Кавказского узла”)”. Активисты от его имени совершат жертвоприношение и распределят мясо среди нуждающихся", - рассказал корреспонденту “Кавказского узла” Ратмир Каров.

По состоянию на 29 августа активистами собрано более 27000 рублей, отметил Ратмир Каров. При этом в Кабардино-Балкарии стоимость одного барана в преддверие праздника оценивается в 6-7 тысяч рублей, рассказал активист.

По словам Карова, своей благотворительной акцией участники группы “хотят охватить в первую очередь студентов и наиболее нуждающиеся семьи”.

“Наиболее нуждающимися признаны 11 семей репатриантов”

В Кабардино-Балкарии сейчас насчитывается 220 семей репатриантов из Сирии, рассказала представитель региональной общественной организации "Очаг" Яли Кат.

“Есть те, кто живет получше. Но их всего несколько семей. При этом насчитывается 11 наиболее нуждающихся семей, у которых самое плачевное положение”, - сказала корреспонденту “Кавказского узла” Яли Кат.

Жертвенное мясо на праздник Курбан-байрам волонтеры “будут раздавать семьям репатриантов из Сирии по степени нуждаемости”, также заметила Яли Кат.

“Мы посетили семьи репатриантов, смотрели на их материальное положение. Конечно, все определяли на глазок. Тем не менее, даже так можно выявить людей, у кого дела идут совсем плохо, а у кого они чуть получше. Например, активисты могли сделать вывод, в каком состояние находится жилье репатриантов, как одеты дети. Даже если заглянуть в домашний холодильник - становится ясным, что люди могут себе позволить, а чего нет”, - пояснила Яли Кат.

1 сентября активисты региональной общественной организации "Очаг" соберутся после праздничного намаза в местах заклания животных, в свою очередь рассказал активист Аскер Бора.

“В соответствии с нормами ислама будет произведен забой жертвенных животных, мясо будет поделено на части. Затем, по договоренности в первую очередь с имамами мечетей, мы организуем у мечетей раздачу пакетов с мясом по спискам нуждающихся. Некоторой части репатриантов мясо развезут по месту жительства, особенно если это престарелые, больные люди, малолетние, либо те, кто живет в отдаленных уголках. Также, если речь идет о селах, то туда могут доставить живых баранов, или купить их на месте, чтобы люди сами произвели заклание”, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Аскер Бора.

“Положение беженцев из Сирии в лучшую сторону не меняется”

При этом Аскер Бора признал, что “в настоящее время положение сирийских черкесов в Кабардино-Балкарии оставляет желать лучшего”.

“Но при этом они даже без помощи государства устраиваются на работу, находят занятия, которые приносят заработок их семьям. В городах многие репатрианты торгуют, часто занимаются ремонтом автомобилей. Кто-то работает переводчиком, так репатрианты знают арабский, английский, французский языки, а сейчас освоили еще и русский. Тем не менее, ввиду того, что у многих репатриантов нет твердого юридического статуса, у них есть дополнительные расходы на документы, на лечение и учебу”, - подчеркнул Аскер Борз.

В свою очередь, юрист Беслан Хагажей отметил в беседе с корреспондентом “Кавказского узла”, что “в правовом плане за последние годы положение беженцев из Сирии в лучшую сторону не меняется”.

"Прежде всего это связано с тем, что процедура оформления документов для них не облегчилась. Кроме того, все более жестким является требование знать русский язык. Немало людей среднего и старшего поколений сталкиваются именно с этой трудностью. Раньше, еще до войны в Сирии, когда черкесы возвращались на историческую родину, от них не требовали обязательного знания русского языка для получения разрешения на временное проживание, а затем вида на жительство”, - рассказал Беслан Хагажей.

“Те репатрианты, которые приехали, к примеру, в начале 1990-х годов из Сирии, учили русский язык постепенно. Ведь в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Кабардино-Балкарии наряду с русским государственным языком считает и черкесский. Теперь же правила ужесточили, власти требуют знание именно русского языка, а не одного из госязыков на выбор", - отметил юрист.

“Статус беженца смогли получить около 30 сирийских черкесов”

Статус беженца репатриантам также получить достаточно трудно, подчеркнул юрист. "Сейчас отказывают в удовлетворении просьб о предоставлении статуса беженца под предлогом, что в Сирии уже якобы нет войны. Количество тех сирийских черкесов, которые через суд добились предоставления статуса беженца, не превышает 30 человек", - указал Хагажей.

В то же время, по его словам, “в частном порядке люди все больше помогают соотечественникам из Сирии”. О том, что репатрианты испытывают проблемы с оформлением документов, в беседе с корреспондентом “Кавказского узла” рассказала соучредитель фонда помощи соотечественникам "Очаг" Ольга Эфендиева-Бегрет.

“В частности, существуют трудности с оформлением документов в ФМС. При подаче заявлений в данное ведомство, для получения того или иного статуса, по закону необходимо иметь действующий сирийский паспорт, который нужно продлевать каждые пять лет. Требуется, чтобы срок действия этого паспорта был не менее шести месяцев со дня подачи заявления в ФМС. А для его продления необходимо ехать в Москву в посольство Сирии в РФ”, - сказала Ольга Эфендиева-Бегрет.

“При этом стоимость продления паспорта составляет 400 долларов на одного члена семьи, а стоимость нового паспорта - 800 долларов. Добавьте к этому транспортные расходы, расходы на проживание. Откуда такие деньги могут быть у репатриантов?", - посетовала Ольга Эфендиева-Бегрет.

Для примера она рассказала о ситуации, в которой оказалась многодетная семья репатриантов из Сирии, проживающая в сельском населенном пункте.

“Сейчас все члены этой семьи нуждаются в продлении или в получении новых сирийских паспортов, так как скоро им необходимо подавать документы на продление вида на жительство (ВНЖ). При этом они не добиваются получения статуса беженца, позволяющего затем претендовать на получение гражданства России. Дело в том, что за все годы военных действий в Сирии гражданство России в общем порядке получили единицы репатриантов и беженцев из Сирии”, - отметила Ольга Эфендиева-Бегрет.

“Поэтому репатрианты предпочитают не рисковать, а подавать документы на продление ВНЖ. По крайней мере, с ВНЖ можно рассчитывать на социальные выплаты или на получение пенсии. А без вида на жительство люди лишены всяческих прав и возможностей, даже возможности приобрести лекарства и получить медицинскую помощь. А ведь среди репатриантов есть одинокие, пожилые люди. Страдающие, например, сахарным диабетом, заболеваниями сердца. И для которых жизненно необходим регулярный прием лекарственных препаратов”, - подчеркнула Эфендиева-Бегрет.

Черкесам, имеющим гражданство Сирии, при переезде в Россию сложно найти работу и жилье, поскольку они не попадают под статус соотечественников, заявили ранее опрошенные "Кавказским узлом" активисты. По их мнению, государство должно обеспечить всем прибывшим в страну черкесам жилье, работу, доступ к образованию и медицине.

“Мы испытываем негодование и чувство бессилия”

По словам Ольги Эфендиевой-Бегрет, “актуальными остаются и жилищно-бытовые проблемы сирийских черкесов”. “Такие проблемы есть у тех репатриантов, которые проживают в нелегких условиях в санатории "Терек", а также у ряда семей, проживающих в селах. Есть проблемы с оплатой за детские сады в селах. Так, например, за одного ребёнка необходимо платить около 1200 рублей в месяц, а это для многодетных семей немалые суммы", - пояснила соучредитель фонда помощи соотечественникам "Очаг".

Ольга Эфендиева-Бегрет рассказала, что также “существует проблема с оплатой за обучение студентов КБГАУ и одной студентки медицинского факультета КБГУ”.

“По этому поводу наша организация “Очаг” ("Жьэгу") обращалась на имя главы Кабардино-Балкарии. Мы получили письменный ответ из соответствующих ведомств, что нет возможности решить вопрос с долгами по оплате. При этом руководство аграрного университета приняло решение снизить оплату ребятам на 50%, разрешила вносить деньги поэтапно и по мере возможности. Ребята в свободное время работали на строительных работах, на предприятиях общественного питания, оплачивая обучение. Мы объявляли сбор средств в соцсетях, было собрано порядка 160 тысяч рублей. Двое ребят смогли расплатиться с долгами и получили дипломы. У троих ещё имеются долги", - сказала Ольга Эфендиева-Бегрет.

Ольга Бегрет указала, что с помощью общественных и благотворительных организаций “ликвидируется незнание русского языка переселенцами-черкесами из Сирии”.

“Конечно, мы испытываем негодование и чувство бессилия из-за того, что в Сирии наши соотечественники подвергают свои жизни опасности, но не имеют права возвращения на родину. Если кто-то из соотечественников и прорывается в Россию, то начинаются проблемы - языковые, жилищно-бытовые, финансовые, бюрократические. Россия не хочет признать репатриантов соотечественниками, для неё они остаются иностранными гражданами”, - резюмировала Ольга Эфендиева-Бегрет.

В ходе вооруженного конфликта в Сирии подвергались бомбардировкам и нападениям поселения черкесов. Представители черкесского народа, проживающие в Сирии, неоднократно направляли обращения к властям и общественности России с просьбой о помощи. Материалы о положении черкесских репатриантов в регионах Юга России "Кавказский узел" публикует на странице "Черкесский вопрос".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"