Жители Грузии и Южной Осетии вспоминают события "пятидневной войны"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Около двухсот граждан Грузии провели акцию на границе с Южной Осетией и почтили память погибших в "пятидневной войне". Война 2008 года разделила семьи на долгие годы, заявили жители Грузии, покинувшие Южную Осетию. В Цхинвале глава республики Анатолий Бибилов посетил мемориальные плиты, расположенные в местах гибели югоосетинских военных. Жители республики заявили, что война отбросила общество на десятки лет назад.
Как информировал "Кавказский узел", Южная Осетия закрыла границу с Грузией вечером 6 августа, проезд будет открыт утром 9 августа. Границу перекрыли в связи с проведением мероприятий, посвященных событиям 2008 года. 7 августа в Южной Осетии начались траурные мероприятия. В Тбилиси лидеры оппозиционных партий "Единое национальное движение" и "Европейская Грузия" возложили венки к могилам грузинских военных, которые погибли в августе 2008 года. В Цхинвале представители власти и местные жители возложили венки и цветы к монументу "Символ скорби". Траурные акции прошли также в трех югоосетинских поселках.
8 августа 2008 года начались боевые действия между Грузией и Южной Осетией, после чего президент России подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, а парламент Грузии проголосовал за разрыв дипломатических отношений с Россией. Подробная справка о "Пятидневной войне" 2008 года опубликована в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
Жители приграничных сел Грузии: тяжело говорить о днях войны
8 августа в Грузии прошли три акции протеста. Первая состоялась у моста Ингури в Западной Грузии. Участники еще одной акции совершили шествие по одному из центральных проспектов Тбилиси до здания бывшего посольства России, передает корреспондент "Кавказского узла"
Кроме того, акция "Сила в единстве" прошла в регионе Шида Картли примерно в 400 метрах от административной границы с Южной Осетией, неподалеку от которой расположена база российских войск. В акции приняли участие до двухсот человек. Они почтили память погибших во время войны. Большая часть участников акции приехала из Тбилиси, где они собрались на одной из центральных площадей и двинулись в Шида Картли автомобильной колонной.
"Подобная активность сегодня символична и очень важна. За ходом акции по другую сторону границы наблюдали посредством дронов", - сказал журналистам организатор акции Давид Кацарава, наблюдавший в бинокль за действиями российских войск.
По словам участников акции, проводили ее с таким расчетом, чтобы она была видна и по другую сторону границы. Проведение акции изначально было запланировано у самой границы, но позднее в качестве места ее проведения выбрали дорогу, так как она находится выше уровня границы, и ее территория хорошо просматривается.
Жители приграничных сел заявили, что им тяжело вспоминать и говорить о днях войны.
После "пятидневной войны" в центральную часть Грузии из Цхинвали на постоянное место жительства переехали восемь-десять человек этнических грузин, тогда как этические осетины предпочли переехать во Владикавказ, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Белла Накашидзе.
Она переехала из Цхинвали в Тбилиси в 2012 году и, по ее словам, переезд связан с последствиями войны, так как она с сыном жила в Цхинвале, а дочь - в Тбилиси.
"Я с сыном постоянно жила в Цхинвали с начала конфликта в девяностых годах. После войны в 2008 году мои дети не виделись четыре года. Мы же не могли ездить, а в чрезвычайной ситуации моя дочь не смогла бы приехать к нам, поэтому она и уговорила нас на переезд в Тбилиси. Дни годовщины войны для меня самые тяжелые. Я не могу на эту тему говорить и даже не хочу вспоминать - сплошной ужас. На нашей улице во всех домах были сломаны стекла, продырявлены крыши, было много разрушений, несмотря на то, что на нашей улице бои не велись. На улице были грузинские танки, но они вскоре уехали", - сказала Накашидзе.
"Не проходит и дня, чтобы мы не вспоминали войну, и стараемся, чтобы эти разговоры не услышала моя бабушка. Воспоминания особенно тяжелы для нас в дни годовщины войны, и мы стараемся оградить бабушку от телевизора, чтобы она не видела эти кадры", - сказала Кетеван Котолашвили в эфире грузинской телекомпании "Имеди".
У жительницы Гори Мананы Окропиридзе в дни войны родился пятый ребенок, и ее семья была вынуждена покинуть город без нее и новорожденной девочки.
"Очень тяжело, когда страна рушится, а ты находишься в каком-то здании, смотришь только на одного ребенка и не знаешь, где четверо остальных", - сообщила она в эфире "Имеди".
Житель села Эргнети Мурман Касадзе сообщил, что после войны в селе восстановили дома только частично. Он покинул село 11 августа, когда в него вошли российские войска. После возвращения семья застала дом полностью разоренным.
"Я и не думал покидать Эргнети, начал очищать от снарядов и восстанавливать дом. Начали работать, с тех пор прошло девять лет...", - сказал Касадзе в эфире грузинской телекомпании "Рустави-2".
В Грузии на акции протеста почтили память погибших в "пятидневной войне". Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Инны Кукуджановой.
Жители Южной Осетии: в 2008 году все, что восстанавливалось годами, вновь было разрушено
Жители Цхинвала 8 августа принесли цветы к мемориальным плитам погибших военнослужащих и ополченцев.
На улицах Цхинвала установлено множество мемориальных плит на тех местах, где в августе 2008 года погибли бойцы. Глава республики Анатолий Бибилов вместе с членами правительства обошел около 13 мемориальных плит. Прохожие останавливались, подходили вместе с правительственной делегацией к памятным местам и поминали погибших минутой молчания. Спустя девять лет после военных событий в самом Цхинвале мало что напоминает о войне. Восстановление разрушенной войной инфраструктуры завершено, но сами жители считают, что война отбросила развитие общества назад.
Жительница Знаурского района Зинаида Бестаева работает в районном доме культуры. Она вспоминает, как в августе 2008 года, пытаясь выехать из Цхинвала, спасалась бегством через лес.
"Уже вечером 7 августа в райцентре не было рейсового автобуса. Мы пытались выехать во Владикавказ. Своя машина сломалась. Мы остались ночевать у дочки", - рассказала Бестаева корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, около половины второго ночи начался обстрел поселка ракетами.
"Была паника, крики детей сливались с грохотом от взрывов. Я завернула внука в одеяло, и в одних тапочках и халате вместе с семьей и соседями бежала через проселочные дороги. Потом через лес, чтобы нас не было видно. Вдоль леса проезжали машины мирных жителей. Шел сильный обстрел. Мы просили, чтобы нас подобрали попутные машины, но водители набитых домашней утварью автомобилей проносились мимо. Потом нас подобрал сосед. Дорогу, по которой мы ехали, постоянно обстреливали. Поэтому ехали ночью с выключенными фарами", - вспоминает женщина.
По ее мнению, после каждого конфликта уходят десятки лет на восстановление как зданий, так и самого общества. После военного конфликта с Грузией в 1989-1992 годы села были разрушены, не было бытовых условий, люди просто выживали. Только спустя годы жизнь в республике стала налаживаться, но в 2008 году все то, что восстанавливалось годами, вновь было разрушено.
"Вот только сейчас жизнь стала тихо налаживаться. Война разрушила все - дома, детские сады, улицы, покалечила и убила людей. Года четыре общество находилось в депрессии. Где бы ни встречались люди - на свадьбах, похоронах, в кругу друзей, на лавочках во дворе - все разговоры неминуемо сводились к теме войны. Каждый десятки раз пересказывал, где он был в те дни, как он выжил, что видел. И каждый человек выслушал сотни таких же чужих историй. Все это еще несколько лет продлевало перманентное ощущение войны. Разве может быть наше общество сегодня здоровым, легким, продвинутым? Мы уже потерянное поколение. Вся надежда только на молодежь", - рассказывает Бестаева.
Многие в Цхинвале помнят, что усиленные обстрелы с первыми жертвами начались 1 августа, когда бои проходили не в самом городе, а в селах, обстреливались посты ополчения, и разрушались дома мирных жителей. Мадина Догузова из села Дменис вспоминает, что уже 1 августа все жители села большую часть времени проводили в подвалах.
"Мы даже к роднику с водой не могли пробраться, чтобы детям воду принести. Ночью обстрелы были сильнее, чем днем. На второй день работники райадминистрации обходили дома и предлагали эвакуировать детей и женщин. Многие оставались с мужьями, сыновьями, а учителя вывезли 19 учащихся сельской школы во Владикавказ", - вспоминает она.
По словам женщины, если бы тогда они не уехали из села, то просто бы погибли.
"По дороге в Северную Осетию нас несколько раз обстреляли, мы чудом спаслись и доехали до Владикавказа. Это было 3 августа. В лагере для беженцев мы уже по телевизору смотрели все то, что происходит в Цхинвале, и постоянно плакали от страшных кадров", - говорит она.
По ее словам, вернувшись домой, она увидела, что дом ее полностью сгорел вместе с имуществом.
"Ну, итальянской мебели в доме у меня не было, но война уничтожила все, что мы с мужем копили всю жизнь. Вместо былого двухэтажного дома государство построило в 2010 году дом в 90 квадратных метров. Кое-какую мебель тоже дали как гуманитарную помощь, все остальное приобрела сама. Брала в кредит и технику бытовую, и телевизор, и посуду", - рассказывает она.
Житель Цхинвала Давид Бязров до сих пор живет в разрушенном войной многоквартирном доме, находящемся на окраине Цхинвала, со стороны которой грузинская военная техника входила в город.
"Ближе к полуночи 8 августа проснулся от страшного грохота. Понял, что началась война. Я вышел во двор, а в дом попал снаряд, и он загорелся. Я стоял и смотрел, и не мог поверить, что остался жив. Потом увидел, как мимо дома едут танки грузинские в город. За танками шла пехота. Мой сосед, глухой старик, выглянул в окно, и они его в эту же секунду застрелили. Так как наш корпус грузины видели первым из жилых объектов при въезде в Цхинвал, то они начинали обстрел с него", - рассказывает Давид.
Спустя девять лет он вместе с остальными жителями Цхинвала продолжает жить в полуразрушенном доме.
"В этом доме в 2010 году просто заменили крышу и поставили стеклопакеты вместо разбитых окон. Все остальное так и осталось - провисающие перекрытия, сгоревшие квартиры, разрушенные стены. Каждая власть обещает сделать новый дом, снести разрушенный, но воз и ныне там", - говорит мужчина.