"Новая газета": двое грозненцев рассказали суду о пытках
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Родственники открыто поддержали двух человек, задержанных вскоре после атаки на Грозный в декабре 2016 года. Дело, которое рассматривает Старопромысловский суд столицы Чечни, указало на изменение ставшего традиционным механизма общественного порицания, написала сегодня "Новая газета".
Как сообщал "Кавказский узел", 17 декабря 2016 года в Грозном были совершены нападения на полицейских, после чего в ходе спецоперации, по версии силовиков, были убиты семь предполагаемых боевиков и задержаны еще четверо. После этого местные жители сообщали о массовых задержаниях родственников убитых и задержанных. Часть из них в ночь на 26 января 2017 года были казнены, сообщила 9 июля "Новая газета".
Следственный комитет по СКФО ведет проверку информации о внесудебных казнях, но так и не опросил родственников бесследно пропавших людей, тем временем "случилось то, чего трудно было ожидать — заговорили задержанные, которые выжили после массовых рейдов" и в отношении которых ныне идут судебные процессы по "террористическим" статьям, пишет сегодня "Новая газета" в статье "Бунт. "Я была очевидцем события, прецедентов которому современная Чечня не знает".
На процессе по делу о приготовлении к участию в незаконном вооруженном формировании подсудимые Магомед Тарамов (1996 г.р.) и Джамалай Тазбиев (1998 г.р.) заявили о своей невиновности, рассказали о пытках, их в суд пришло поддержать большое количество родственников и соседей, отмечает автор статьи Ольга Боброва, побывавшая на одном из заседаний суда.
По словам журналистки, "на процессе творится небывалое: поселок Красная Турбина, окраина Грозного, массово поддержал Магомеда и Джамалая".
"Прежде механизм общественного порицания работал безотказно: родственники признавали виновность своего задержанного сына (брата, мужа), отрекаясь от него. Но на этом процессе в небольшой зал Старопромысловского районного суда, где слушается дело, набивается столько народа, что приставы уже заводили разговор об ограничении доступа на заседания. Кажется, мы наблюдаем историческое событие: чеченцы демонстрируют массовое неподчинение генеральной линии. События внутри Чечни перестают быть личным делом самой Чечни", - отмечает Ольга Боброва.
Магомед Тарамов и Джамалай Тазбиев, по ее данным, утверждают, что не связаны с террористами и не планировали ехать в Сирию к боевикам запрещенной судом в России и признанной террористической организации "Исламское государство". Молодые люди задержаны 27 января, но обвинение им было предъявлено лишь 14 марта.
Согласно фабуле дела, с 10 по 15 июня 2016 года каждый из них, самостоятельно, начал задумываться о поездке в Сирию с целью участия в войне на стороне боевиков, а затем приняли решение идти туда пешком через Грузию и Турцию. По версии следствия, 25–30 июня 2016 года Тазбиев и Тарамов откладывали на это путешествие деньги, которые родители давали им на карманные расходы, но затем решили с отъездом повременить.
С тех пор, вплоть до 8 февраля, когда следствие установило возможную причастность Тазбиева и Тарамова к делу о декабрьском нападении боевиков на Грозный, они занимались тем, что "просматривали новости и политическую обстановку в Сирии, анализировали деятельность участников НВФ на ее территории". Тазбиев и Тарамов были обвинены в совершении преступления по ч.1 ст.30 и ч.2. ст.208 УК РФ — "Приготовление к участию на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном в законодательстве этого государства, в целях, противоречащих интересам РФ".
"Оба они признали свою вину... Родственники в нарушение традиции молчания, ставшей за последние годы фундаментом для беспредела в Чечне, отказались признавать их виноватыми. Уперлись всем селом. Наняли своих адвокатов вместо назначенных. Адвокаты Владимир Рудковский и Хава Ахмадова... выяснили главное: Магомед и Джамалай после задержания были подвергнуты пыткам, вследствие чего и признали свою вину", - пишет Ольга Боброва.
Она приводит слова о пытках, сказанные в суде Магомедом Тарамовым. По словам молодого человека, следователь потребовал от него взять на себя вину и заявил, что имя Тарамова было названо его друзьями. "Стали бить меня. Положили на койку, прижали руки и ноги и били железной дубинкой … Потом принесли машинку с током и надели… [пакет] на голову. Били током. Мне стало плохо. Потом я очнулся. 5–6 дней все это продолжалось", - рассказал Магомед Тарамов.
Когда говорил Джамалай Тазбиев, из зала суда вывели его старшую сестру, у которой случилась истерика, отмечает Ольга Боброва.
По ее словам, родственники и знакомые подсудимых, которые пришли в суд их поддержать, не отказывались называть свои имена и фамилии.
Напомним, в Чечне распространена практика преследования родственников боевиков, глава республики Рамзан Кадыров неоднократно приказывал выдворять такие семьи из республики, а их дома - сносить. Подобные меры коллективной ответственности продолжают применять в Чечне, несмотря на то, что запрет на них был высказан президентом России. После декабрьской атаки на Грозный в 2016-м в различных населенных пунктах, в том числе и в Грозном прошли собрания, в ходе которых родственники задержанных и убитых публично каялись за действия молодых людей.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и ведет хронику происходящих в республике спецопераций, вооруженных инцидентов и похищений людей. Информацию о нарушениях прав человека в Чечне, нападках главы Чечни Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслием в республике "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне". Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа публикуются на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГ".