Родственники Грачьи Арутюняна сообщили о проблемах с его здоровьем
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Экстрадированный из России в Армению Грачья Арутюнян, ранее осужденный за ДТП с многочисленными жертвами под Подольском, проходит медицинское обследование в связи с проблемами со здоровьем, сообщили родные осужденного. Они также заявили о том, что намерены просить об амнистии президента Армении.
Как писал "Кавказский узел", в декабре 2014 года родственники Грачьи Арутюняна обратились в Минюст Армении с просьбой содействовать его экстрадиции из Москвы в Ереван. 8 февраля 2015 года ведомство обратилось к властям России с запросом об экстрадиции осужденного. В декабре 2016 года министр юстиции Армении Арпине Ованнисян заявила, что процесс экстрадиции Арутюняна затягивается из-за выдвинутых против него в России гражданских исков, а 25 апреля 2017 года стало известно, что финансовые вопросы, ставшие препятствием для экстрадиции, разрешены. В июне 2017 года российский суд разрешил экстрадицию Арутюняна в Армению.
13 июля 2013 года КамАЗ под управлением Грачьи Арутюняна столкнулся с автобусом под российским городом Подольском. В результате ДТП пострадали 63 человека, 18 из них погибли. Следствие выявило неисправность тормозов КамАЗа. 4 августа 2014 года Троицкий районный суд Москвы приговорил Арутюняна к 6 годам и 9 месяцам колонии общего режима, а также лишил водительских прав на три года. В суде Арутюнян признал вину частично.
Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" депутат от блока "Елк" Эдмон Марукян, 22 июля он встретился с Грачьей Арутюняном в УИУ "Нубарашен", где его содержат. По его словам, у Арутюняна проблемы со здоровьем, он проходит медицинское обследование.
Марукян отметил, что Грачья Арутюнян выразил "огромную благодарность всему армянскому народу, который в трудный период его жизни поддержал его, поддержал его семью".
Депутат не исключил возможность изменения наказания Грачьи Арутюняна. По его словам, в России за данный проступок осуждают на срок до 7 лет лишения свободы, Арутюняну дали 6 лет и 9 месяцев, то есть, максимальный срок. В Армении, по его словам, за тот же проступок полагается от 4 до 10 лет тюрьмы.
"То есть, минимальный срок – 4 года. По сути, армянский суд решит, сколько лет просидит Арутюнян", - сказал Марукян.
Жена Арутюняна Анаит Арутюнян рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что намерена просить у президента Сержа Саргсяна об амнистии для мужа.
"Грачью осудили на 6 лет и 9 месяцев, из которых 4 года он уже отсидел в тюрьме. Я думаю, если попросим у президента об амнистии, нам не откажут", - отметила Анаит Арутюнян.
Она добавила, что у мужа проблемы со здоровьем. В частности, у него проблемы с позвоночником, нашли жировики под мышками, в связи с чем у него взяли анализы. Кроме того, по словам Анаит, у Грачьи на почве стресса возник сахарный диабет, а также проблемы с сердцем.
Ежедневно, как она отметила, Арутюнян принимает лекарства. Лечение он получил еще в России, находясь под арестом.
Анаит Арутюнян также добавила, что с Грачьей она еще не встретилась. "Мы даже в аэропорт не поехали в день экстрадиции, потому что нам сказали, что увидеться с ним будет невозможно", - сказала она.
"Рады, что его перевели в Армению. Больше всех внук с нетерпением ждет, когда, наконец, сможет увидеться с дедушкой", - добавила Анаит.
Руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской инициативы, правозащитник Артур Сакунц заявил корреспонденту "Кавказского узла", что официально Грачью Арутюняна экстрадировали на основании международных конвенций и двухсторонних армяно-российских соглашений. Однако, по его словам, анализируя материалы, опубликованные в разных СМИ, можно сделать вывод, что вопрос об экстрадиции Арутюняна поднялся после дела Пермякова.
До этого, как отметил правозащитник, поднимались вопросы касательно нарушений прав Арутюняна в связи с доставкой его из больницы, куда он попал после ДТП, в суд в женском халате, а также в связи с его мерой пресечения.
В целом, по словам Сакунца, в России множество случаев с уголовным преследованием в отношении граждан Армении.
"Причем, это не люди из уголовного мира, а граждане Армении, которые с трудовой целью находятся в России и к криминалу не имеют никакого отношения", - заявил правозащитник.
И, поскольку, как отметил Артур Сакунц, дела многих не получают громкую огласку, то очень сложно бывает защитить права этих людей, а также привлечь внимание государственных мужей.
"Дело Грачьи Арутюняна получило большой резонанс. Это дело подняло ряд актуальных вопросов, в частности, вопрос трудовой миграции, социальной обеспеченности ветеранов войны и т.д. В итоге удалось привлечь внимание армянских чиновников и заставить взять на себя ответственность защищать права своего гражданина, что привело к экстрадиции", - отметил Сакунц.
Правозащитник считает, что экстрадиция Грачьи Арутюняна и экстрадиция Валерия Пермякова, в сущности, не имеют ничего общего.
Как писал "Кавказский узел", в мае 2017 года Армения передала российской стороне военнослужащего Валерия Пермякова, которые пожизненно осужден за убийство семерых членов семьи Аветисян в Гюмри.
"В случае с Пермяковым армянская сторона всего лишь подписала бумагу, которая дала возможность Пермякову пересечь границу, перевестись в Россию. Он все время находился на российской военной базе под контролем российской стороны, затем его из этой базы перевели в Россию", - отметил правозащитник.
По его словам, в случае с Арутюняном Россия и вовсе не заинтересована содержать гражданина другой страны, но и в Армении тюрьмы переполнены.
"Армения не заинтересована в экстрадиции своих же граждан из-за переполненности тюрем", - заявил Сакунц.
Связывать экстрадицию Арутюняна с делом Пермякова, как отметил Артур Сакунц, "не то, что нельзя, но и аморально".
"Тут и о торге не может быть и речи, потому что сами дела очень разные. Речь идет о предумышленном убийстве семьи и случайном ДТП", - заявил он.
"Кроме этого, обычно обменивают не простых людей, а шпионов и агентов, которые рассекретились или попали в тюрьму. Пермяков и Арутюнян – разной категории люди, их содеянное разное. В таких случаях не происходит обмена", - отметил Сакунц.