Сестра осужденного за нападение на Нальчик пожаловалась на его пытки в колонии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Осужденный по делу о нападении на Нальчик Хасанби Хупсергенов регулярно подвергается пыткам в колонии, расположенной в Красноярском крае, заявила его сестра Аминат Хупсергенова. Срок заключения Хупсергенова истекает через год, сообщил правозащитник Валерий Хатажуков, указавший на необходимость защиты прав осужденного.

"Кавказский узел" сообщал, что приговор по делу о нападении на Нальчик был оглашен 23 декабря 2014 года в Верховном суде Кабардино-Балкарии. Пятеро обвиняемых были приговорены к пожизненному лишению свободы, трое освобождены с учетом отбытого срока. Остальных фигурантов суд приговорил к разным срокам лишения свободы. Хасанби Хупсергенов был приговорен к 13,5 годам колонии строго режима. По решению Верховного суда срок наказания Хупсергенова был снижен до 12 лет и шести месяцев. При этом с 26 ноября 2005 года Хупсергенов находился в СИЗО. 

Нападение на Нальчик было совершено 13 октября 2005 года, во время боев погибли 35 силовиков, 14 мирных жителей и 92 человека из числа нападавших. Процесс по делу шел в Верховном суде Кабардино-Балкарии с 2008 года. 28 января 2016 года Верховный суд России принял решение об отказе в просьбе отменить пожизненные приговоры пятерым осужденным. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован справочный материал "Нападение на Нальчик 13-14 октября 2005 года". Новости по этой теме размещаются на специальной тематической странице "Дело о нападении на Нальчик".

“Начальник отряда в колонии пообещал моему брату нелегкую жизнь”

С жалобой на нарушение прав Хасанби Хупсергенова жительница Кабардино-Балкарии Аминат Хупсергенова обратилась к Генеральному прокурору России, директору ФСИН России, руководителю “Комитета за гражданские права” и к председателю Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра.

Аминат Хупсергенова напомнила, что Хасанби Хупсергенов, а также его брат Ахмед Хупсергенов были осуждены по делу о нападении на Нальчик. Они отбывают наказание в исправительной колонии строгого режима в Красноярском крае, отметила Хупсергенова.

“Из письма моего брата Хасанби Хупсергенова мне стало известно, что в отношении него систематически применяются пытки, физическое насилие. Ему сломали нос, ребро, повредили колено. Мой брат серьезно опасается за свою жизнь, считает, что с ним может случиться непоправимое”, - заявила в своем обращении Аминат Хупсергенова.

По ее утверждению, Хасанби Хупсергенов сразу после этапирования в колонию заявил о том, что он “собирается использовать свое право на условно-досрочное освобождение, а также другие права, полагающиеся заключенным”. После этого начальник отряда в колонии “пообещал моему брату нелегкую жизнь, что и воплощает сейчас в жизнь”, - заявила Хупсергенова. Копия обращения имеется в распоряжении “Кавказского узла”.

В своем обращении Аминат Хупсергенова привела выдержки из письма Хасанби Хупсергенова. По его утверждению, он подвергся пыткам в колонии 26 ноября 2016 года.

“Мне приказали раздеться вплоть до трусов. Когда я попытался прикрыться хотя бы своей рубашкой, у меня ее вырвали, повалили на грязный, холодный пол, выкрутили руки назад, кто-то наступил на шею, от чего мне было трудно дышать, все присутствующие смеялись над происходящим. Затем сотрудники принесли грязный матрас, положили меня и продолжили пытки. Начальник режима сидел на спине, держа мои руки выкрученными, которые он тщательно связал друг с другом одеждой. Связанные руки он тянул вперед, от чего было невыносимо больно. Руку мне повредили так, что не могу ее поднять, не чувствую, правой еще могу двигать, но с трудом”, - написал Хупсергенов в своем письме, направленном сестре.

По утверждению Хупсергенова, от него требовали согласия на сотрудничество с тюремным персоналом, от чего он отказался. Аминат Хупсергенова в своем обращении указала, что “телесные повреждения и синяки не сходили с тела ее брата длительный период”.

“В медицинскую амбулаторную карту не внесли сведения о наличии у него многочисленных телесных повреждений (повреждение обоих глаз - капилляры лопнули и вся белизна залита кровью, колен, синяки на ступнях и многие др. повреждения). Одна рука не действует вообще, правая действует частично”, - заявила Аминат Хупсергенова.

По ее словам, чтобы объяснить наличие телесных повреждений на теле Хупсергенова “в камере была спровоцирована драка между ним и сокамерником”. “Впоследствии, его вынудили написать письменное объяснение, что он получил телесные повреждения в результате падения на скользком кафеле перед умывальником”, - утверждает Аминат Хупсергенова.

“Я требую принять меры по обеспечению безопасности брата”

При этом 13 января 2017 года Хасанби Хупсергенов снова был избит, заявила его сестра. “Скрутили, надели наручники, начали избивать. Сотрудник оперштаба наносил удары ногами по лицу, в результате - перелом носа”, -  отметила Хупсергенова, также рассказав об угрозах сотрудников колонии в адрес его брата.

“В настоящее время его на полгода по надуманным нарушениям режима водворили в одиночную камеру, откуда он не сможет никому сообщить никаких сведений, касающихся его. Он лишен свиданий и всех других прав”, - говорится в обращении Хупсергеновой.

Аминат Хупсергенова в своем обращении попросила Генеральную прокуратуру установить, кто из сотрудников колонии применял пытки в отношении Хупсергенова. Также она потребовала “возбудить уголовное дело по факту применения пыток, физического и психического насилия и заключить под стражу подозреваемых лиц” и “принять меры по обеспечению безопасности брата”.

В свою очередь руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков в беседе с корреспондентом “Кавказского узла” отметил, что после поступления обращения Аминат Хупсергеновов он направил письма директору ФСИН России, директору управления ФСИН по Красноярскому краю, в Общественную наблюдательную комиссию Красноярского края, Уполномоченному по правам человека по Красноярскому краю и в Фонд защиты заключенных. К своему обращению он приложил письмо Хупсергенова.

В своем письме правозащитник, по его словам, заявил о “необходимости принятия самых серьезных мер по изложенным фактам”. “Если мы говорим о необходимости реальной профилактики экстремизма, то таких случаев вообще не должно быть. Ведь через год истекает срок заключения Хупсергенова, он вернется, и должен будет адаптироваться к мирной жизни. И он должен вернуться домой с нормальной, а не с покалеченной психикой”, - заявил Хатажуков.

“Кавказский узел” пока не располагает комментариями представителей управления ФСИН по Красноярскому краю относительно заявлений о нарушении прав Хасанби Хупсергенова.

"Кавказский узел" также писал, что в июне 2016 года осужденный за нападение на Нальчик Мурат Каширгов умер в карцере исправительной колонии, находящейся в Хабаровске. Мурат Каширгов по делу о нападении на Нальчик судом первой инстанции был приговорен к 17 годам лишения свободы. 28 января 2016 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда России решила снизить срок наказания Мурату Каширгову до 16 лет и 3 месяцев лишения свободы.

В разделе "Доклады" на “Кавказском узле” опубликован доклад ПЦ "Мемориал", в котором подробно рассмотрена позиция обвинения, а также поднимаются проблемы сомнительности доказательств вины части фигурантов и их содержания под стражей в тяжелых условиях.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"