Свидетели по делу Лапшина осудили его поездки в Нагорный Карабах

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Двое вынужденных переселенцев из Шушинского района рассказали на процессе в Баку 3 июля об оскорблении, которое было нанесено им публикациями блогера Александра Лапшина о Нагорном Карабахе. Переселенцы, пострадавшие в результате карабахского конфликта, имеют право на статус потерпевших по делу Лапшина в связи с моральным ущербом, считает азербайджанский адвокат Ялчин Иманов.

Как сообщал "Кавказский узел", суд приступил к рассмотрению дела Александра Лапшина 22 июня. На заседании 30 июня Лапшин заявил о признании территориальной целостности Азербайджана.

Блогер Александр Лапшин - гражданин России, Украины и Израиля. Азербайджан обвиняет его в нарушении ст. 281.2 (открытые призывы против государства) и ст. 318.2 (незаконное пересечение границы Азербайджана) УК республики в связи с посещениями Нагорного Карабаха. Блогеру грозит до восьми лет лишения свободы, говорится в опубликованной "Кавказским узлом" справке "Евразийский пленник. Почему блогера Лапшина экстрадируют в Азербайджан?".

На заседание Бакинского суда по тяжким преступлениям 3 июля было допущено ограниченное число журналистов -  в зал суда прошли только сотрудники нескольких азербайджанских СМИ и корреспондент российского официального информагентства. За процессом наблюдали также сотрудники посольств России, Израиля и Украины, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Часть журналистов не была допущена на процесс в связи с недостатком мест в зале заседаний, объяснил представитель секретариата суда корреспонденту «Кавказского узла». Наблюдать за процессом в зале могли примерно 25 человек, почти треть мест осталась пуста, сообщил на условиях анонимности присутствовавший на заседании журналист корреспонденту «Кавказского узла».
 
Законодательство предписывает допускать на открытые судебные процессы всех желающих, заметила эксперт в области права, заместитель главы движения D-18 Самира Агаева.

«В законе не предусмотрены ограничения в связи с размерами судебного зала. Технические вопросы должен решать сам суд: могут быть расставлены дополнительные стулья, процесс можно провести в более просторном зале, организовать выездное заседание в здании другого суда или, наконец, организовать онлайн-трансляцию в коридоре суда», - заявила Агаева корреспонденту «Кавказского узла»

Свидетели заявили об оскорблении чувств

На заседании суда 3 июля были допрошены свидетели Эюб Абдулазимов и Фахраддин Сафаров - вынужденные переселенцы из Шушинского района, рассказал источник, наблюдавший за процессом, корреспонденту «Кавказского узла».

«Свидетели рассказали, что в результате захвата Шуши они потеряли свои дома и другое имущество, а Лапшин оскорбил их чувства, когда посетил Нагорный Карабах и постарался представить его как «независимое армянское государство». Свидетели говорили, что Шуши - земля их предков, а Лапшин представлял ее как «армянскую землю», - сообщил источник.

По его словам, на протяжении всего заседания, длившегося около 30 минут, Лапшин не проявлял никаких эмоций. Подсудимый не выступал и не задавал никаких вопросов, только внимательно слушал переводчика, отметил источник.

После выступления двух переселенцев судья Аловсат Аббасов анонсировал допрос еще четверых свидетелей обвинения, среди которых мать обвиняемого, Белла Лапшина. Судья заметил, что свидетель, согласно законам Азербайджана, имеет право не давать показания против близких родственников, поэтому вопрос о выступлении на суде остается на усмотрение матери Лапшина. Следующее заседание судья назначил на 6 июля, оно начнется в 14.00.

Защитник: мать Лапшина не будет давать показания

Адвокат Лапшина Эдуард Чернин подтвердил, что 3 июля в суде выступили двое свидетелей, а показания еще четверых будут заслушаны на следующих заседаниях.

«Переселенцы рассказали суду о страданиях, причиненных им в результате захвата их родных земель», - сообщил Чернин корреспонденту «Кавказского узла».

С процессуальной точки зрения судебное следствие по делу пока ведется в рамках закона, но защита не согласна с обвинением и будет просить суд вынести оправдательный приговор, подчеркнул адвокат. Он воздержался от подробных комментариев относительно сути обвинений и позиции защиты.

Мать Лапшина не будет выступать в суде, но она собирается приехать в Баку, «чтобы увидеться с сыном», добавил Чернин. По его словам, блогер чувствует себя нормально, но пока остается в санчасти СИЗО.

«Конечно, условия в санчасти лучше, чем в камере, но это все равно заключение. Александр, естественно, хотел бы быть на свободе», - сказал Чернин корреспонденту «Кавказского узла».

Заслушав показания всех свидетелей, суд перейдет к исследованию документов, затем состоятся заключительные выступления сторон, а за ними последует оглашение приговора, отметил защитник. Чернин предположил, что процесс может быть завершен в течение трех или четырех заседаний.

Комментариями представителя стороны обвинения "Кавказский узел" пока не располагает.

Адвокат: переселенцы могут требовать статуса потерпевших по делу Лапшина

Азербайджанский адвокат Ялчин Иманов полагает, что предъявленные Александру Лапшину обвинения «имеют под собой правовые основания».

«Со статьей 318.2 УК (незаконное пересечение государственной границы Азербайджана) признаки совершения уголовного деяния очевидны, ибо сам блогер не скрывает, что совершал поездки в Нагорный Карабах, который входит в пределы международно-признанных границ Азербайджана. Азербайджанская Республика была принята в ООН именно в этих границах, а Лапшин пересекал границы Азербайджана, минуя официальные погранично-пропускные пункты», - сказал Иманов корреспонденту "Кавказского узла".

Лапшин, как указывают обвинение и свидетели, представлял в своих публикациях Нагорный Карабах «независимым государством», употребляя понятия «Арцах» и «НКР». Это также может быть расценено как нарушение азербайджанских законов, отметил адвокат.

"В законодательстве нет мер ответственности за употребление конкретных названий в связи с карабахским конфликтом, но статья 281 предусматривает меры ответственности за публичные призывы к ряду действий. Речь идет, в том числе, о призывах к «нарушению территориальной целостности Азербайджана» и распространении материалов с такими призывами. Исходя из этого, любое упоминание Нагорного Карабаха вне состава Азербайджана, квалифицируется как посягательство на территориальную целостность Азербайджана", - пояснил Ялчин Иманов.

По словам Иманова, меры уголовного характера, который Азербайджан применяет для борьбы с сепаратизмом и защиты своей территориальной целостности, не уникальны. В Грузии есть закон об оккупированных территориях, касающийся Абхазии и Южной Осетии, а в России установлено уголовное наказание за призывы к отделению регионов, напомнил он.

Вынужденные переселенцы из Нагорного Карабаха и конкретно Шушинского района могут быть признаны не только свидетелями по делу, но и потерпевшими, считает адвокат.

"Эти люди, судя по информации СМИ, рассказывают об ущербе, причиненном им в результате карабахского конфликта. Они осуждают поездки Лапшина, считая, что он способствует силам, виновным в их страданиях. Потерпевшими, согласно законодательству Азербайджана, являются лица, понесшие физический, материальный и моральный ущерб в результате преступных деяний. Вынужденные переселенцы имеют право ставить  вопрос о нанесении им морального ущерба в результате действий и публикаций Лапшина, поскольку тот, представляя Нагорный Карабах независимым государством, оправдывает захват их мест проживания, недвижимости и другого имущества», - сказал Ялчин Иманов корреспонденту "Кавказского узла".

Показания Лапшина о том, что он уважает территориальную целостность Азербайджана и ничего не имел против азербайджанского государства, могут быть расценены судом как смягчающие обстоятельства, добавил Иманов.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"