Заключенные жалуются на проблемы с медпомощью в астраханских учреждениях ФСИН
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Федеральная служба исполнения наказаний России сообщила о росте в первом полугодии 2017 года числа обращений по поводу оказания медпомощи заключенным. Жалобы приходят и из астраханских колоний, на проблему обращает внимание местный омбудсмен. При этом в региональном управлении ФСИН заявляют, что принимают все необходимые меры для лечения больных заключенных.
Ранее "Кавказский узел" писал о жалобах арестованного в Астрахани бизнесмена Сергея Томского на то, что ему не делается компьютерная томография, назначенная еще в феврале 2017 года.
Бизнесмен Томский сообщил о новых фактах неоказания медпомощи в СИЗО
По словам Томского, ему до сих пор так и не оказана необходимая медпомощь. Об этом он сообщил в заявлении от 23 июня, переданном в "Кавказский узел" его супругой.
В заявлении Сергея Томского указывается, что ему регулярно требуется медпомощь, которая не оказывается медсанчастью СИЗО-1. "Снимки КТ мне не сделаны в полном объеме. Обезболивающие уколы в последнее время делаются спустя час и более, после того, как я прошу их сделать", - отмечает бизнесмен.
В своем заявлении он также описывает недавний случай с другим арестантом, к которому, по словам Томского, лишь спустя три часа после обращения по поводу высокой температуры был вызван врач.
По этим обращениям корреспондентом "Кавказского узла" направлены заявления в аппараты уполномоченных РФ и региона, ФСИН РФ, Генпрокуратуру, а также в СКР.
Отметим, что после статьи за 21 марта о жалобах Томского на пытки после задержания, в которой также говорится о неоказании медпомощи бизнесмену, пресс-служба астраханского УФСИН сообщила, что Томский при поступлении в следственный изолятор "незамедлительно прошел медицинский осмотр и взят под диспансерное наблюдение по имеющимся заболеваниям, ему также было назначено амбулаторное лечение".
"В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" Томский С. прошел медицинское освидетельствование врачебной комиссией областной клинической больницы г. Астрахани. В настоящее время Томский С. находится под постоянным наблюдением врачей и получает необходимое стационарное лечение. Состояние здоровья Томского С. расценивается медицинскими работниками как удовлетворительное", - говорится в сообщении, размещенном на сайте УФСИН России по Астраханской области от 14 апреля.
Омбудсмен выявил проблемы с оказание медпомощи заключенным
В первом квартале 2017 года количество обращений граждан и организаций, поступивших в Федеральную службу исполнения наказаний, увеличилось на 3% (8954) в сравнении с показателем аналогичного отчетного периода 2016 года (8684), сообщается на сайте ведомства.
По его данным, число обращений в связи с медицинским обеспечением в исправительном учреждении и следственном изоляторе, установлением или подтверждением группы инвалидности, освобождением от отбывания наказания в связи с болезнью составило 2091 (за первый квартал 2016 года - 2008).
Обращения по этим вопросам поступают и из астраханских учреждений ФСИН, в том числе в адрес "Кавказского узла". О проблеме информирован уполномоченный по правам человека в Астраханской области.
"Аппаратом уполномоченного по правам человека в Астраханской области в течение последних нескольких лет проводится мониторинг реализации права на охрану здоровья лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Это связано со стабильно высоким количеством жалоб по данной проблематике. Как показывает проведенный анализ, из всех обращений, поступающих из учреждений УИС, которые расположены на территории региона, более 30% так или иначе связаны с жалобами на некачественную медицинскую помощь", - говорится в письме корреспонденту "Кавказского узла" от 21 июня 2017 года, подписанном руководителем аппарата астраханского омбудсмена Даниаром Батрашевым.
Это письмо было ответом на обращение корреспондента "Кавказского узла" в адрес уполномоченного по правам человека в Астараханской области от 31 мая 2017 года в связи с поступлением жалоб от заключенных.
Согласно данным омбудсмена, "довольно распространенной является претензия на отсутствие необходимых лекарственных препаратов в медчасти". "При этом часто речь идёт о препаратах, которые ранее (т.е. до осуждения) были назначены гражданам их лечащими врачами. В этой связи возникает проблема применения аналогов лекарственных средств - представители медицинских частей и МСЧ-30 часто ссылаются на наличие аналогов, но сами граждане отмечают, что препараты-аналоги не дают должного эффекта: не купируют болезненные симптомы и не облегчают страдания", - говорится в письме.
Также, по данным омбудсмена, заключенные жалуются на отсутствие и самых элементарных лекарственных средств. "При этом люди выражают недоумение - почему их родственникам отказывают в принятии лекарств в передачах, ссылаясь на их якобы наличие. Такого рода жалобы поступают как из следственных изоляторов, так и из исправительных колоний", - заявляет Батрашев.
По его данным, еще заключенные жалуются на фактический отказ в направлении на обследование и/или лечение в специализированное лечебное учреждение при отсутствии в больнице ИК-2 соответствующих узкопрофильных специалистов либо необходимого медоборудования и медикаментов. "Врачи МСЧ-30 под всяческими предлогами стараются отложить решение данного вопроса", - выяснили сотрудники аппарата омбудсмена.
Также, по их данным, граждане жалуются на несвоевременное оказание медицинской помощи, содержание в исправительных учреждениях лиц с труднопереносимыми заболеваниями или инвалидностями, не входящими в перечень препятствующих отбыванию наказания.
Согласно данным прокуратуры Астраханской области, в 2016 году было проведено 303 проверки учреждений УФСИН России по Астраханской области. По их итогам сотрудники прокуратуры вынесли три протеста, подали один иск, 191 представление, к дисциплинарной ответственности привлечено 370 человек, к административной – семеро, три человека осуждены за преступления по службе, указано в материалах на сайте областной прокуратуры.
Заключенные жалуются на невозможность получить инвалидность
Среди тех, кто также в этом году обратился к корреспонденту "Кавказского узла" за помощью, оказался 45-летний инсулинозависимый заключенный Ашраф асад-оглы Нуруев, отбывающий наказание в ИК-2 и осужденный по ч.2 ст.105 УК РФ. Он начал отбывать срок в 2010 году, в местах лишения свободы приобрел сахарный диабет, инсулинозависимым стал с 2012 года. При этом, по словам мужчины, ему до сих пор не установлена инвалидность, и часто возникают перебои с получением инсулина.
В том же ответе от 21 июня Даниар Батрашев информирует о посещении сотрудниками аппарата омбудсмена колонии, в которой содержится Нуруев.
"Установлено, что, согласно медицинскому заключению, выданному амбулаторным отделением МСЧ-30 ФСИН России, заявителю, страдающему сахарным диабетом II типа, предписаны инъекции инсулина 4 раза в сутки (9:30, 14:00, 18:30, 21:00). Однако, как утверждал Нуруев А.А., введение ему инъекций в вечернее время периодически производится с нарушением установленных часов, что крайне негативно сказывается на его самочувствии", - сообщил Батрашев.
Как выяснили сотрудники аппарата омбудсмена из бесед с Нуруевым и представителями администрации колонии, проблема возникла из-за того, что медчасть в колонии работает до 17:00. Инспекторы указали, что это не может служить основанием для нарушения графика проведения инъекций, и в адрес начальника колонии было направлено письмо о необходимости проведения инсулинотерапии заключенному в соответствии с выданным ему медицинским заключением.
Кроме того, уполномоченный по правам человека направил начальнику ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России письмо с рекомендацией осуществлять контроль за обеспечением права осужденного Нуруева на охрану здоровья и медицинскую помощь, сообщает Даниар Батрашев.
В той же колонии, где содержится Нуруев, по данным омбудсмена, также находится заключенный С., который также не может пройти социальную экспертизу для установления инвалидности и по данному факту обращался в 2016 и 2017 годах к правозащитникам.
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области" неоднократно направляло письма в адрес исправительного учреждения о необходимости предоставления документов, а также доставки осужденного на комиссию. Последний такой запрос учреждение сделало в марте этого года, но осужденный для прохождения экспертизы так и не был доставлен, а запрашиваемые по нему документы так не были предоставлены.
На столе у руководителя аппарата около 20 дел с жалобами на неоказание медицинской помощи осужденным, по каждому из обращений ведется переписка, проводятся выезды на место для получения объективной информации.
"Все ответы ФКУ МСЧ-30 ФСИН России заканчиваются стандартными фразами: "Случаев неоказания медицинской помощи … допущено не было, на всех этапах обследование, лечение проводилось своевременно и адекватно в соответствии с требованиями регламентирующих приказов", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Даниар Батрашев.
"Почему для того, чтобы заключенному пройти обследование и установить диагноз, надо обращаться к правозащитникам и прокурорам?"
О факте неоказания медицинской помощи в астраханской колонии №2 сообщила и мать осужденного Воронина Клавдия Володова. Она рассказала, что ее сын находится в местах лишения свободы с 2013 года.
"С августа 2014 года медицинская помощь ему фактически оказывается только после обращения к правозащитникам, в аппарат уполномоченного по правам человека в регионе, прокуратуру", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Клавдия Володова.
По словам женщины, со времени обращения в августе 2014 года по настоящее время ее сыну так и не сделано назначенная ему фиброгастродуоденоскопия (ФГДС) в связи с тем, что сын задыхается и не может проглотить зонд. "Врачи не принимают мер к выполнению врачебного назначения, а просто ставят в карточке отметку, что он якобы отказался от лечения", - утверждает Клавдия Володова.
По словам матери, все это время осужденный периодически с острой болью в животе увозится в лечебные заведения, диагноз за эти три года так и не поставлен. Со слов Володовой, это связано с тем, что нет врачей узкой специализации (эндокринолога и ЛОРа). При этом женщина отмечает, что у сына уже визуально заметна шишка в горле, размером с большое куриное яйцо.
Случаев неоказания медицинской помощи Воронину допущено не было, утверждают в медсанчасти ФКУЗ МСЧ - 30 ФСИН.
"Согласно рекомендациям врачей-специалистов, Воронин А.Н. проходил курсы лечения по имеющимся заболеваниям в условиях амбулаторного отделения больницы ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России и регулярно осматривался специалистами больницы ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России…. На всех этапах обследование, лечение проводилось своевременно и адекватно в соответствии с требованиями регламентирующих приказов", - говорится в ответе начальника медсанчасти Дениса Сергеева от 21 апреля 2017 года в адрес корреспондента "Кавказского узла".
По вопросу проведения обследования Воронину в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения Астраханской области Сергеев поясняет, что "штат больницы ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России укомплектован в полном объеме специалистами из числа медицинских работников", "имеется все необходимое оборудование в достаточном количестве для проведения необходимого обследования".
По словам Сергеева, 19 мая 2017 года Воронину была проведена рентгенография органов ЖКТ с контрастированием, а также проведен анализ крови на определение уровня гормонов щитовидной железы ТТГ, ТЗ, Т4, а в апреле ему было проведено УЗИ органов брюшной полости и щитовидной железы, заключенного проконсультировали врачи-специалисты.
"Мне не понятно, почему, для того, чтобы пройти обследование и установить диагноз, чтобы получать адекватное лечение, надо обязательно писать жалобы правозащитникам и прокурорам. С 2014 года результаты есть только после жалоб, а в 2017-м выяснилось, что у медсанчасти даже есть свое оборудование для проведения диагностики. Так почему им не пользуются?" - посетовала Клавдия Володова.
"Зона права" считает необходимым подчинить тюремных врачей Минздраву
Среди основных проблем в сфере оказания медицинской помощи осужденным правозащитная организация "Зона права" считает серьезный дефицит денег, выделяемых на обеспечение исправительных учреждений лекарствами и медицинским оборудованием и несвоевременная диагностика заболеваний. Об этом говорится в распространенном в ноябре 2016 года докладе организации "Тюремная медицина в России".
По данным "Зоны права", в 2015 году в учреждениях ФСИН скончалось 3977 человек. На первом месте среди болезней, приводящих к смерти осужденных, сердечно-сосудистые заболевания (23,5%), на втором — ВИЧ (19,4%), затем следуют травмы и отравления (16,2%) и онкология (10,9%). Все остальные заболевания — 22,4% умерших.
При невозможности качественного лечения в учреждениях ФСИН тяжелобольным осужденным повсеместно отказывают в освобождении, вызывает сомнения объективность выводов медкомиссии, которая состоит из сотрудников ФСИН, заявляют правозащитники.
"Врачи должны быть подчинены министерству здравоохранения и оказывать услуги по заключаемым между ним и ФСИН России контрактам. Только при такой расстановке сил удастся искоренить круговую поруку, процветающую в исправительных учреждениях, когда врачи в погонах вынуждены в процессе лечения руководствоваться "интересами службы", а не своих пациентов", - считает руководитель "Зоны права" Сергей Петряков
По его мнению, система оказания медицинской помощи в учреждениях ФСИН "дышит на ладан" и уже давно требует кардинального реформирования. "Дело не только в недостаточности финансирования из федерального бюджета, хотя это, пожалуй, главная причина. Пока государство не повернется к осужденным лицом, количество обоснованных жалоб и смертей будет неизменно возрастать", - приводятся слова Сергея Петрякова на сайте "Зоны права".
Чтобы показать масштабы проблемы, авторы доклада решили представить таблицу с данными о количестве удовлетворенных за последние 5 лет Европейским судом жалоб заключенных и их родственников на ненадлежащее оказание медпомощи в российских пенитенциарных учреждениях. В этой таблице значится два дела по жалобам из Астраханской области.
По одной из них (Хайлетдинов против России) решение было вынесено 12 января 2016 года, автору жалобу присуждена компенсация 7000 евро, по другой (Юразов против РФ) – 14 июня 2016 года заявителю присуждено 3575 евро. В обоих случаях, как считает ЕСПЧ, речь шла о нарушении статьи 3 (запрет бесчеловечного обращения и наказания) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Сообщение о конфликте интересов: корреспондент "Кавказского узла" Елена Гребенюк является экспертом ООД "За права человека" и Фонда защиты прав заключенных, а также представляет интересы упоминаемых в статье заключенных в разных инстанциях.