Рузанна Туко подверглась критике за нарушение черкесских традиций
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После скандала с получением золотой медали матери-чиновнице и ее дочери-выпускнице пришлось сбежать из аула Тахтамукай, заявила их родственница в эфире ток-шоу на федеральном канале. В ток-шоу приняла участие медалистка Рузанна Туко, которая нарушила черкесские традиции и вела себя недостойно, заявили Наима Нефляшева и Аскер Сохт.
Как писал "Кавказский узел", 21 июня на выпускном вечере в школе Тахтамукайского района одна из медалисток Рузанна Туко заявила, что ее одноклассница незаслуженно получила медаль, потому что является дочерью чиновника в районной системе образования. В Минобразования Адыгеи пообещали выдать аттестаты 28 июня. О получении выпускниками школы №1 в Тахтамукае аттестатов заявил 28 июня глава Минобрнауки Адыгеи.
По результатам проверки руководитель управления образования в Тахтамукайском районе Адыгеи была отстранена от должности за организацию сдачи ЕГЭ на пункте, где экзаменовалась ее дочь. Педсовет школы по просьбе самой выпускницы отозвал ее медаль, сообщили республиканские власти. Проверку сообщения о незаконной выдаче медали начали и следователи СКР.
“Если она сдаст тест не на “два”, то я заберу свои слова обратно”
27 июня Рузанна Туко и ее отец стали участниками ток-шоу “Прямой эфир” на канале “Россия-1”. Программа вышла в эфир 27 июня, ее запись опубликована на сайте телеканала.
На вопрос ведущего о том, было ли выпускнице “страшно выйти на сцену и такое сказать”, Рузанна Туко ответила отрицательно. “Это была до такой степени несправедливость, до такой степени наглость, там были такие подробности, что если бы я так не поступила, то я перестала бы уважать себя”, - заявила Рузанна Туко.
Рузанна Туко также заявила о том, что дочь чиновницы была переведена в ее школу в 11-м классе. “Она проучилась один год, чтобы подтянуть оценки. За весь учебный год я не помню ни одного ее ответа [на уроках]”, - сказала Туко, также заявив о том, что “девушка постоянно хамила, отказывалась убирать телефон на уроках и позволяла себе все, что могла позволить”.
При этом Рузанна Туко отметила, что эта одноклассница “не была ей ни врагом, ни другом”. Также она призналась, что поговорила с одноклассницей 21 июня на выпускном вечере в школе Тахтамукайского района, перед выходом на сцену. “Я ее спросила - а что ты тут делаешь? На что она мне ответила матом”, - сказала Туко. Сравнивая свои оценки с оценками одноклассницы, Рузанна Туко заявила о том, что она “является стипендиатом Путина”.
Рузанна Туко в ходе ток-шоу заявила о том, что “ее учителя знали о том, что они делают, и сами подставили себя”. Также во время ток-шоу выяснилось, что семья Рузанны Туко и ее одноклассница проживают в одном дворе. “Своей однокласснице я хочу сказать - если она сядет и сдаст какой-нибудь тест не на “два”, то я заберу все свои слова обратно”, - сказала Туко.
В ходе передачи выступил и отец выпускницы, Руслан Туко. Он вошел в студию, держа в руках папку с сертификатами и дипломами дочки. Руслан Туко заявил, что он не знал о том, что его дочь собирается выступить в ходе выпускного вечера с критикой в адрес одноклассницы.
Также он признался, что видеозапись выступления Рузанны Туко на выпускном вечере снял его сын. Позже запись была опубликована на сервисе YouTube.
Руслан Туко заявил, что перед выпускным вечером у него произошел конфликт с директором школы по поводу высоких оценок дочери чиновницы. “Так это была ваша война или вашей дочери?” - спросили у Руслана Туко. “Это война всей России против коррупции!”, - заявила Рузанна Туко, не дав ответить отцу.
Во время ток-шоу выяснилось, что Руслан Туко является бывшим полицейским и записал свои разговоры с выпускниками на диктофон. В ходе ток-шоу эти записи были воспроизведены, на них выпускники заявляли о низком уровне знаний одноклассницы Туко.
При этом в ходе ток шоу родственница одноклассницы Рузанны Туко заявила о том, что после скандала с получением золотой медалью матери-чиновнице и ее дочери-выпускнице пришлось сбежать из аула Тахтамукай. "Сейчас они находятся далеко", - заявила она.
Сама Рузанна Туко свое участие в ток-шоу пока никак не прокомментировала. При этом сегодня она опровергла информацию о том, что ее однокласснице по результатам работы комиссии была возвращена золотая медаль. “Никто ничего не признавал. Комиссия продолжает свою работу, ждём результатов на официальном сайте правительства Республики Адыгея”, - написала Рузанна Туко на своей странице в соцсети “ВКонтакте”. На сайте правительства Адыгеи информация о результатах работы комиссии по состоянию на 23:00 мск отсутствовала.
“Я поменяла свое отношение к этой выпускнице”
Об изменении своего отношения к выпускнице из Адыгеи Рузанне Туко, которая сообщила о том, что ее одноклассница необоснованно получила медаль, заявила старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, автор блога на "Кавказском узле" "Северный Кавказ сквозь столетия" Наима Нефляшева.
По словам Наимы Нефляшевой, отношение к девушке у нее изменилось после выхода в эфир ток-шоу “Прямой эфир” на телеканале “Россия-1”.
Началось все с борьбы с несправедливостью. А закончилось базарными “разборками”
“Я считаю, что озвученная девушкой проблема есть, и этим должны заниматься соответствующие органы. Но сама девушка и ее папа в своих походах по передачам уже выглядят некрасиво. Потому что они уже переступили черту дозволенного и извлекают из этой истории вторичные выгоды”, - сказала корреспонденту “Кавказского узла” Наима Нефляшева.
Выпускница Тахтамукайской школы Рузанна Туко, которая стала знаменитой на всю страну, в ходе телевизионной передачи “выглядела невоспитанной, самоуверенной и самовлюбленной девушкой, далекой от норм поведения, принятых в черкесском обществе”, привела свою точку зрения Наима Нефляшева.
“Почему ее папа позволил себе, не предупреждая детей и их родителей, записывать их слова на диктофон, задавать провоцирующие вопросы? Это какие-то запредельные методы”, - отметила Нефляшева.
Ранее Наима Нефляшева в своем блоге на “Кавказском узле” обратила внимание, что после заявлений Рузанны Туко “над Адыгеей повисла тяжелая свинцовая туча негатива”. “Не исключено, что Рузанна Туко, сама того не ведая, окажется просто верхушкой айсберга (или вишенкой на торте) в какой-то другой более серьезной игре”, - написала Наима Нефляшева в посте "Об истории с Рузанной Туко", который вызвал дискуссию пользователей.
“Вся эта история наносит колоссальный урон репутации Адыгеи”
Наима Нефляшева согласилась, что “сейчас трудно ожидать от современников следования канонической норме – хабзэ, которая была принята в 19 веке”. Но публичного неуважения к своим учителям, к старшим черкесы не могут допустить и сейчас, подчеркнула она.
“Зная, как сложно живут сельские учителя, разрываясь между работой, огородом, домом, свадьбами, похоронами - это просто удар под дых”, - заявила Наима Нефляшева.
“Отец главной героини пришел на передачу с папкой дочкиных грамот. Но где это видано, чтобы черкесы хвастались достижениями своих детей?”, - также отметила Нефляшева.
Наима Нефляшева также обратила внимание, что “во время передачи выпускница и к своему отцу отнеслась с нарушением традиций”. “Когда он вошел в студию, она даже не попыталась встать, чтобы поприветствовать его”, - заметила Наима Нефляшева.
При этом Нефляшева отметила, что она начала сомневаться в том, что “выступление девочки с обличительной речью на сцене Тахтамукайского дома культуры было экспромтом”.
“Сейчас я уже думаю, что это выступление заранее планировалось. Ведь эта ситуация наносит колоссальный урон репутации Республики Адыгея, тем более что осенью ожидается официальная смена руководства республики”, - считает Нефляшева.
Наима Нефляшева также отметила, что она разочарована возникшей ситуацией. “Началось все на высокой ноте - борьбы с несправедливостью. А закончилось базарными “разборками”. Эта история отражает глубочайший кризис черкесской культуры. К сожалению, это подтверждают все стороны конфликта”, - заключила Нефляшева.
У черкесов (адыгов) в сфере духовной культуры особое место занимает адыгэ хабзэ - совокупность традиционных норм и правил обхождения и поведения (этикет), отмечается в размещенном на “Кавказском узле” в разделе “Справочник” материале “Кабардинцы”.
“После выступления на выпускном вечере можно было остановиться”
Учителя и родители не научили выпускницу средней школы в Тахтамукае главному – человечности, в свою очередь считает педагог из Нальчика, которая прокомментировала ситуацию на условиях анонимности.
По словам педагога, ей “изначально не понравился поступок выпускницы, которая обвинила свою одноклассницу в получении медали по знакомству”.
“Нельзя так втаптывать в грязь других людей. Выпускница выступила на сцене, рассказала о проблеме - и на этом можно было бы остановиться. Но она продолжила выступать публично, в том числе на телевидении”, - отметила педагог.
Девушка думала, что она обвиняет свою одноклассницу и ее мать, также предположила педагог из Нальчика. “Но фактически она обвинила в нарушениях своих учителей”, - сказала корреспонденту “Кавказского узла” педагог.
При этом она напомнила, что по итогам проверки “оценки девочки, которая сдала свою золотую медаль, в итоге оставили в силе”.
“Но заявившая о нарушении выпускница все равно раз за разом обвиняет свою одноклассницу и ее мать. Возникает вопрос - чем она лучше другой стороны конфликта? Получается, что первая сторона активно использовала свое положение в своих же интересах. А сейчас заявившая о нарушениях выпускница используют свое положение в своих интересах”, - рассказала женщина. Она отметила, что “ей жалко выпускниц, которые оказались замешаны в этой грязной истории”.
“Одноклассница девушки подверглась настоящей травле”
О своем категорическом несогласии с позицией Рузанны Туко и ее отца заявил заместитель главы “Адыгэ Хасэ” Краснодарского края Аскер Сохт. По его словам, он “не согласен с их позицией, так как они выступают на ток-шоу и тем самым устраивают настоящую травлю однокласснице Рузанны Туко”.
Также он считает, что “сама ситуация возникала из-за проблем в системе образования Адыгеи”. “Это низкая квалификация молодых педагогов, дезорганизованный учебный процесс во многих учебных заведениях, отсутствие реального контроля за состоянием учебного процесса со стороны администрации многих школ, муниципальных отделов образования, Министерства образования республики”, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Аскер Сохт.
Вместе с тем он подчеркнул, что “учиться на “отлично” можно и в Адыгее, а введенная система ЕГЭ исключает коррупционную составляющую”.
Получение медалей "по знакомству" или диплома вуза "за деньги" происходило в Адыгее повсеместно, однако такие случаи ранее замалчивались, ранее заявили "Кавказскому узлу" представитель "Адыгэ Хасе – Черкесский Совет" Заурбий Чундышко и педагог Ирина Закреева.
“Девушка нашла в себе силы выступить против системы”
Однако научный сотрудник из Адыгеи Мадина А. в беседе с корреспондентом “Кавказского узла” заявила о том, что она “продолжает поддерживать девочку, которая обвинила свою одноклассницу в незаконном получении золотой медали”.
Женщина считает, что выпускница “имела право выступить в эфире телеканала «Россия-1»”. Также она уверена, что “принципиальную выпускницу поддерживает большинство населения страны”.
Поступок Рузанны Туко, ее согласие на участие в телепередаче “некоторые люди расценивают с точки зрения стереотипов о кавказской женщине”, считает научный сотрудник из Адыгеи.
Однако выпускница “нашла в себе силы выступить против системы”, рассуждает женщина. “После ее выступления на телевидении для меня в целом ничего не изменилось. Другое дело, что противоположная сторона пострадала, может быть, несоразмерно тому осуждению, что звучит по всей стране”, - отмечает Мадина.
По ее словам, главным аргументом в пользу принципиальной выпускницы стал эпизод, который она озвучила в «Прямом эфире». “Она же сказала, и никто этого не отрицает, что она предупредила свою одноклассницу и директора о своем выступлении. Но в ответ, по словам выпускницы, она услышала только мат. Если где-то мат используется для связки слов, то для черкесов это серьезная вещь”, - считает Мадина.
Женщина отметила, что у нее нет причин не верить выпускнице, однако ей хотелось бы выслушать и вторую сторону этого конфликта. “Для нас это тоже девочка-выпускница, людям и ее судьба небезразлична, но она же молчит. А мы бы хотели, чтобы и с ее стороны какие-то шаги были предприняты. В конце концов, реалии нашего существования загоняют нас в такие условия, что мы можем и ей сочувствовать. Но ничего не происходит, поэтому мы не знаем, можно ли сочувствовать”, - заключила Мадина.