Эксперты заявили об угрозе конфликтов в связи с легализацией поселений в Дагестане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Планы властей легализовать поселения на землях отгонного животноводства в Кизлярском, Тарумовском и Ногайском районах вызывают недовольство местных жителей, поскольку такой подход можно расценить как отъем земли, заявили участники "круглого стола" на тему: "Земельный кризис в Ногайском районе Республики Дагестан: причины, последствия и пути решения".
"Кавказский узел" информировал, что власти Дагестана в августе 2012 года обратили внимание на существование на землях отгонного животноводства населенных пунктов, не имеющих правового статуса. После этого Минсельхоз республики решил придать этим поселениям законный статус с вовлечением их в систему органов местного самоуправления. 29 декабря 2014 года министерство по управлению государственным имуществом Дагестана сообщило о выявлении на землях отгонного животноводства республики 199 сельских поселений площадью свыше 10 тысяч гектаров.
9 июня в Москве состоялось заседание "круглого стола" на тему: "Земельный кризис в Ногайском районе Республики Дагестан: причины, последствия и пути решения". Участники встречи обсудили планы властей Дагестана по проведению земельной реформы, связанные с легализацией на землях отгонного животноводства в Кизлярском, Тарумовском и Ногайском районах новых населенных пунктов, передает корреспондент "Кавказского узла".
Основная проблема заключается в том, что под видом земельной реформы планируется провести отъем земель у жителей трех преимущественно ногайских районов Дагестана, сказал "Кавказскому узлу" один из участников "круглого стола", старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН, уроженец села Терекли-Мектеб Ногайского района Ахмет Ярлыкапов.
"Нехватка земли - в целом общедагестанская проблема. Но в этом случае власти Дагестана решают сиюминутные задачи каких-то конкретных людей. Серьезность проблемы в том, что... в местах отгонного животноводства из других районов Дагестана образовались... поселения, которых там не должно было быть. Допустимы были только временные жилища пастухов — кошары", - сказал он.
По его словам, теперь власти решили легализовать эти поселения, однако такой подход руководства Дагестана вызывает недовольство жителей ногайских районов. "Они требуют решения проблемы в масштабе всей республики и с учетом мнения самих местных жителей", - заявил Ярлыкапов.
Проблему невозможно решить с помощью такого рода легализации, полагает он.
"Для того чтобы правильно ее решить, необходимо всесторонне проанализировать пути выхода, и очевидно, что только с привлечением федеральных экспертов. Этого не было сделано. Реальной картины того, что сложилось в Дагестане после вырождения отгонного животноводства в постоянное и возникновения этих поселений, нет. Не было и открытого обсуждения со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с людьми, от земель которых в свое время отчуждались пастбища. Власть сейчас пытается решить проблему за счет слабых, которые вроде бы ответить ничем не смогут", - полагает Ярлыкапов.
В целом, по его словам, земельную проблему в этих районах нельзя решать ни в коем случае без участия федерального центра. "Она становится болезненной межнациональной проблемой", - пояснил он.
Как информировал "Кавказский узел", 25 июня 2014 года в соответствии с законом республики от 9 октября 1996 года №18 "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан" было принято постановление правительства Дагестана №288. Этим постановлением утвержден порядок предоставления земельных участков из земель отгонного животноводства, рассмотрения ходатайств о строительстве жилья для работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере отгонного животноводства, производственных построек капитального характера и закладке многолетних насаждений на землях отгонного животноводства. Также постановлением установлено, что право на заключение договора аренды участков на землях отгонного животноводства предоставляется юридическим лицам и гражданам только по результатам проведения торгов за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, на срок не более семи лет с возможностью последующей пролонгации договора в установленном порядке.
Это постановление правительства вызвало протест жителей Ногайского района, которые 20 марта 2015 в селе Терекли-Мектеб провели сход. Участники встречи выступили против легализации возведения капитальных построек на землях отгонного животноводства и заявили о необходимости спасения земель отгонного животноводства от опустынивания.
Новость о том, что на территории Ногайского, Тарумовского и Кизлярского районов будут отделять земли и создавать новые поселения, возмутила не только жителей перечисленных районов, но и весь ногайский народ, заявил руководитель проекта "Ногайцы в исламе" Абдул-Алим Махсутов.
"Эти три района являются сердцем региона компактного проживания ногайцев всего мира... Проблема не только в новых поселениях, но и вообще в статусе земель отгонного животноводства, которые под опекой Махачкалы давно уже перестали быть отгонными. Скот там пасется круглогодично, вытаптывая степь, превращая ее в пустыню и оголяя останки наших предков на древних кладбищах", - рассказал он.
Народ выступает с требованием "вернуть земли, которые принадлежат ему по праву, под юрисдикцию своих районов и сельсоветов", заявил активист.
Такая же проблема существует и у кумыков, отметил Махсутов. "Так что не мудрено, что они сразу же поддержали нас... Также немаловажно, что и ногайцы Турции и Румынии выражают обеспокоенность в связи с сообщениями с родины", - сказал он.
"Кавказский узел" сообщал, что 1 августа 2015 года участники совместного заседания исполкома Национального совета кумыкского народа, ДРОО "Сплоченность", Совета старейшин кумыкского народа, общественной организации по защите прав депортированных народов "Анжи" заявили, что власти Дагестана игнорируют интересы коренных жителей равнины. 4 ноября 2015 года более 150 представителей общественных организаций и сельских общин на общедагестанском сходе приняли резолюцию с требованием отменить земельную реформу в Дагестане. Участники схода выражали опасения, что перераспределение земельной собственности приведет к отъему земель традиционного проживания кумыков.
Шевченко: под видом земельной реформы идет отъем земли
Под видом земельной реформы идет банальный отъем земли, считает член Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте России Максим Шевченко.
"С ногайцами поступают, как с индейцами, их пытаются загнать в резервации, отнимают у них землю, убивают их вождей и лидеров. На протяжении ряда лет... ногайские земли захватываются, продаются. Весь народ подвергается давлению - психологическому, политическому и экономическому", - полагает он.
Шевченко назвал сложившееся положение достаточно критическим и тревожным.
"Выходом из него может быть то, что ногайцы сейчас будут консолидироваться и выступать перед лицом государства неким единым субъектом ... Сейчас среди ногайцев найдется немало храбрых и авторитетных людей, которые не испугаются конфликта с ... системой власти", - сказал Шевченко.
Курбанов: земельный спор при участии власти может перерасти в этнополитический конфликт
В свою очередь старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов отметил, что исторические ареалы проживания тех или иных народов Дагестана и вообще восточной части Северного Кавказа часто менялись и никогда не были жестко зафиксированы.
"К примеру, когда-то зоны расселения ногайского и кумыкского народов были намного шире, затем они сужались. Точно так же менялись районы обитания лезгинов, аварцев, даргинцев, лакцев и других народов. Это происходило из-за войн, набегов или, допустим, из-за расселения других народов. Так расширили свою зону проживания ряд чеченских или кабардинских фамилий. Это естественный исторический процесс. И надо быть готовыми к тому, что не всегда границы прочерченных советской властью районов будут совпадать с границами расселения того или другого народа", - заявил он.
Но когда к естественному процессу миграции и переселения присоединяется власть со своим административным ресурсом и начинает интенсивно продавливать интересы только одного народа или закреплять законодательно ущемление прав традиционно проживающих других народов, создавать неравные условия для развития экономической жизни, бизнеса, тогда проблема и переходит в критическую фазу, считает он.
"Если при естественном ходе потенциальный конфликт мог быть разрешен на уровне маслихата (мирного урегулирования) старейшин родов или сел, то при участии власти ситуация земельного спора может перерасти в этнополитический конфликт. Поэтому властям необходимо быть предельно осторожными, принимать только взвешенные решения в зонах потенциального этнополитического напряжения", - полагает Курбанов.
Комментариями от представителей властей Дагестана относительно планов по проведению земельной реформы, затрагивающей проблему земель отгонного животноводства в Кизлярском, Тарумовском и Ногайском районах, "Кавказский узел" пока не располагает.