Военный суд несет потери

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Уже вряд ли может вызывать сомнение то, что убийство помощника председателя военного суда Владикавказского гарнизона майора Валерия Тищенко воскресным вечером 6 октября было совершено по основным канонам заказного преступления.

В последние годы военный суд стал одним из правоприменительных органов в защите интересов военнослужащих, находившихся в зоне боевых действий. Причитавшиеся им за службу в экстремальных условиях немалые суммы денежного довольствия в силу разных, в том числе и искусственно создаваемых, причин на долгое время оседали во многих структурах финансового продвижения. Сложившаяся порочная практика "денежного блокирования" зачастую провоцировала массовые обращения военных в суды в надежде получить подкрепленное законным решением право на выплаты "боевых".

И это была только первая стадия "выбивания" положенных за службу средств. Затем - предстояла еще малоприятная процедура "улаживания" дел с финансовыми отделами воинских частей, даже - с казначейством, через конвейер которого проходили необходимые деньги. Но пока лишь - в виде цифр в ведомостях. Чтобы получить их "вживую", требовалось освоить немало побочных механизмов отношений военнослужащих и финансовых чиновников. Так в военной среде прочно укрепилось новое понятие - "откат", суть которого разъяснялась самими военными и в многочисленных обращениях в редакцию "СО": причитающиеся от государства деньги реально можно было получить, лишь "отстегнув" определенный, негласно установленный, процент от общей суммы каждому ведомству, участвующему в этой финансовой круговерти.

Владикавказский военный суд, заваленный подобного рода исками, как правило, принимал решение в пользу истцов. Следователи считают, что не исключено, что такие исходы судебных разбирательств тоже становились промежуточным итогом сложившейся парадоксальной системы разрешения конфликтов. Да и ропот, нараставший с каждым месяцем, а то и годами ожиданий, в среде военнослужащих подбирался к критической точке. Все воинские правоохранительные подразделения на всю мощь использовали рычаги информационной закрытости для общественного мнения, и такой подход выводил устоявшуюся систему "выбивания боевых" в разряд современных, увы, и типичных закономерностей: отстегнешь - тогда и получишь. С этим смирились служивые, боясь потерять все, соглашались кто на четверть, кто на треть "отката".

Можно ли проводить параллели между данной версией и убийством сотрудника Владикавказского военного суда - покажет начавшееся следствие, к которому подключились прокуратура Затеречного округа и военная прокуратура Владикавказского гарнизона. Но то, что эта самая версия рассматривается в качестве основной рабочей, - уже однозначно, подтверждают следователи.

Опубликовано 9 октября 2002 г

источник: Газета "Северная Осетия"