Призер Каннского кинофестиваля запретил показывать свой фильм в Кабардино-Балкарии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Кантемир Балагов запретил показывать в Нальчике свой фильм «Теснота», который получил приз FIPRESCI Международной федерации кинопрессы, мотивировав это реакцией городских властей.
«Кавказский узел» писал, что фильм «Теснота» получил главный приз во второй по значимости конкурсной программе Каннского фестиваля «Особый взгляд».
Действие картины происходит в Нальчике в конце 90-х годов. В центре сюжета - история местной еврейской семьи, из которой похитили молодого человека и его невесту. Чтобы отдать выкуп, семье приходится продать бизнес и обратиться за помощью к еврейской общине.
Пост Балагова оказался недоступен сегодня утром
Сегодня ночью на своей странице в Facebook Кантемир Балагов написал, что проката и показа фильма в столице Кабардино-Балкарии не будет.
"Проката и показа "Тесноты" В Нальчике не будет! Это мое решение, и оно окончательное. Мне очень жаль, но пробить глухоту официальных представителей КБР невозможно. Я не хочу выслушивать от них: "Наш город самый лучший и светлый город в России" и "Межнациональных конфликтов у нас никогда не было", - видимо я жил в другом Нальчике. Я жил в настоящем Нальчике, и этот город я люблю больше Вас! А вы, дорогие власти КБР, продолжайте топить свою молодежь, и добьетесь того, что большинство талантливых людей уедут из вашего "Светлого Города", - говорится в записи.
Утром пост Балагова был либо удален, либо доступен только для подписчиков. Издание «Северо-Кавказские новости» привело комментарий пользователя на публикацию Балагова.
«Причина сама за себя кричит - насколько усвояемо это будет для нашего национального пищеварения. Ну да, конечно, "В тесноте" - это не по небу босиком бегать, куда не так "легко и радужно". Грустно это очень, и на мой взгляд, грозит и дальше оставить нас в трясине замкнутой, однобокой и застоявшейся культуры (особенно тв и кино), давно не выдающей (за редким исключением - работы ребят с той же фабрики) достойного, качественного, и что главное, "острого" продукта, застрявшей на задворках "совковой" подачи... Одно то, что показ фильма на родине вызывает сомнения и страхи непонимания, уже само по себе печально и для нас, и за нас... И лишний раз только подтверждает твои слова и виденье... Одно могу сказать - у таланта, у настоящего таланта, должен быть характер! И у тебя он однозначно есть!» - отмечается в приведенном комментарии.
Критики увидели в центре фильма национальные противоречия
По мнению кинокритиков, в фильме «Пустота» Балагов раскрывает острую тему национальных противоречий на Кавказе.
"Теснота" говорит о Северном Кавказе и его проблемах без колониальной оптики. Первые слова в этом фильме принадлежат самому режиссеру — его речь дана титрами, в которых он представляется и говорит, что картина частично основана на реальных событиях, на его личном опыте. И фильм, начинающийся с такого, казалось бы, невозможного авторского представления, дальше тоже существует по собственным законам, изобретенным для него режиссером, - как первое свидетельство о жизни целого мира, который никогда еще не говорил за себя, за который всегда разговаривали другие: федеральные телеканалы, политики и режиссеры. Потому и тема национальных противоречий не кажется здесь спекулятивной. Противоречия между евреями и кабардинцами, между русскими и чеченцами, между кабардинцами и русскими не просто прописаны в сценарии или звучат в диалогах — они буквально разлиты в воздух", - приводит мнение кинокритика Константина Шавловского издание «Коммерсантъ».
Сам Кантемир Балагов для себя считает очень важным, чтобы действие его картины происходило там, где "зациклены на традициях".
"На Северном Кавказе институт семьи немного другой, чем в центральной части России. Традиции, корни, необходимость жениться на ком-то своей национальности, чтобы не смешивать кровь, – все это в 90-е годы больше чувствовалось, но и сейчас осталось. Есть какие-то моменты – типа «кровь не вода» – их не смоешь. Есть какие-то устойчивые вещи, с которыми сложно, скажем так, соседствовать. Мне важно было, что действие фильма происходит именно там, где зациклены на традициях, и главная героиня, собственно, и хочет выбраться из всего этого", - рассказал в режиссер в интервью изданию GQ.
Ранее одна работа Кантемира Балагова была представлена в рамках 68 Каннского фестиваля в 2015 году. Как сообщал "Кавказский узел", его картина "Первый я" вошла в альманах российских короткометражных фильмов Global Russians.
Мэрия Нальчика неоднозначно отреагировала на фильм
Стала известна реакция властей республики на фильм "Теснота". Начальник Управления культуры администрации Нальчика Мадина Товкуева рассказала, что не видит угрозы имиджу города со стороны фильма.
«Талантливые люди имеют право на свое видение. Я не считаю правильным обсуждать его точку зрения. Я не думаю, что на наш город может повлиять этот фильм. Но я думаю, что большинство жителей будет против такого взгляда на Нальчик», - сказала Товкуева 29 мая в интервью радиостанции «Говорит Москва».
Она не согласилась с тезисом о проблеме межнациональных браков.
«Что касается межнациональных браков, то это норма. Здесь очень много ребят женится на русских девочках, на осетинках, на грузинках. У нас очень много интернациональных браков. Это то, что я наблюдаю», – пояснила Товкуева.
Фильм «Теснота» уже куплен крупнейшей европейской кинокомпанией Wild Bunch, его ждет международный прокат. О прокате в России информация пока не появлялась.