Защита обвинила силовиков в фальсификации дела о халифате

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В ходе прений по делу о попытке создания в Кабардино-Балкарии халифата адвокаты Карова и Желдашева попросили суд оправдать своих подзащитных. Они заявили об отсутствии событий преступлений, которые вменяются подсудимым, и обвинили силовиков в поиске мнимых врагов.

Как писал "Кавказский узел", дело уроженцев Кабардино-Балкарии, обвиняемых в попытке создания в республике халифата с шариатской формой правления, с августа 2016 года рассматривается в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону. 18 мая на процессе начались прения, прокурор потребовал до 20 лет тюрьмы для подсудимых. 19 мая выступившие в ходе прений адвокаты заявили, что данные следствия по делу противоречивы, и попросили суд оправдать подсудимых.

Обвиняемыми по делу проходят Олег Мисхожев, Ахмед Балкаров, Ислам Шогенов, Руслан Кипшиев, Кантемир Желдашев, Артур Каров, Заур Текужев и Руслан Жугов. В деле также фигурируют умерший во время следствия Залимхан Тхамоков и убитый во время задержания Ибрагим Гугов. По версии следствия, они состояли в незаконном вооруженном формировании, целью которого было изменение конституционного строя и установление в Кабардино-Балкарии халифата. Также они обвиняются в том, что перезахоронили по мусульманскому обычаю их товарища Александра Попова, следствие эти действия посчитало вандализмом и надругательством над умершим. Помимо этого, они обвиняются в покушении 26 декабря 2013 года на полковника полиции Темботова, которое сорвалось из-за того, что СВУ не сработало. Большинство подсудимых заявили, что дали показания следствию в результате пыток.

Адвокат Карова обвинил силовиков в поиске мнимых врагов

23 мая в Северо-Кавказском окружном военном суде продолжились прения по делу о халифате, который, по версии следствия, хотели установить в Кабардино-Балкарии 10 жителей республики, передает присутствовавший на заседании суда корреспондент "Кавказского узла".

В начале судебного заседания взял слово адвокат подсудимого Артура Карова Юрий Бачурин. В своей речи он попытался найти истоки дела о халифате, назвав его "абсурдным".

Бачурин напомнил, что в 2005 году произошло нападение боевиков на Нальчик, в результате которого силовики понесли, по его словам, "страшные" потери, некоторые здания у силовых структур были захвачены. Однако, по словам адвоката, с 2005 по 2011 годы "республику подчистили", а мощные силовые структуры, требующие ежедневного государственного финансирования, остались.

Испытывая фантомные боли, силовики начали поиск мнимых врагов

"Испытывая фантомные боли, силовики начали поиск мнимых врагов", - заявил Бачурин и выразил уверенность, что ФСБ и Следственный комитет в массовом порядке возбуждают дела о незаконных вооруженных формированиях и терроризме для нагнетания атмосферы страха в республике.

По словам адвоката, этой "кампанейщине" оказана всесторонняя поддержка из центра, например, с 2009 года ужесточались основные статьи (208, 278, 317 УК РФ), по которым было предъявлено обвинение подсудимым. Защитник указал также на то, что на скамье подсудимых в военном суде гражданские лица.

Уголовное дело было возбуждено 26 декабря 2013 года в день покушения на полковника МВД Артура Темботова, продолжил адвокат. Однако он выразил сомнение в том, что имело место само событие преступления.

Бачурин напомнил, что допрошенный 16 октября 2016 года в суде Темботов заявил, что ни с кем из подзащитных знаком не был, и покушение на него не могло быть совершено из чувства мести. Машину Темботов оставил в людном месте, где много видеокамер. Также Темботов тогда рассказал, что, отъезжая от здания МВД КБР, где ему подложили самодельное взрывное устройство (СВУ), услышал странный щелчок и подумал, что автомобиль нужно показать механику. При этом, указал на противоречие адвокат, на другом судебном заседании специалист-взрывник, сотрудник ФСБ под псевдонимом "Гром", в своих показаниях рассказал, что СВУ под машиной Темботова не сработало из-за нарушения радиуса действия пульта взрывного устройства.

Бачурин перечислил все "странности", связанные с невзорвавшимся СВУ: следствие так и не установило, каким образом бомба крепилась в автомобилю Темботова, не установлено, кто его снимал, в материалах дела нет фото устройства, прикрепленного к днищу, а есть только фото СВУ, уже извлеченного оттуда, а также его остатки после ликвидации.

Адвокат указал суду, что силовики передвигали предмет, не опасаясь взрыва, и что это устройство после извлечения из-под машины Темботова находилось в сухом, абсолютно чистом холщовом мешочке. Бачурин выразил сомнение, что мешочек мог остаться чистым после своего пребывания под днищем автомобиля, проехавшего, согласно экспертизе, еще семь километров по улицам Нальчика.

"Вероятно, под машину Темботова подложили специально приготовленный для этого муляж СВУ с элементами взрывного устройства", - продолжил адвокат и сослался на заключение взрывотехнической экспертизы от 9 января 2014 года. Согласно этой экспертизе, СВУ, найденное под автомобилем Темботова, состояло из смеси алюминиевой пудры и аммиачной селитры. Сама по себе эта смесь, по словам адвоката, не взрывается, и ей необходим детонатор, например, гексоген, "однако следов взрывателя экспертиза не обнаружила", указал Юрий Бачурин.

Защитник выразил мнение, что полковника Темботова "использовали втемную" коллеги из центра Э или же сотрудники ФСБ для того, чтобы в республике под угрозой вымышленного халифата провести очередную "зачистку и нейтрализацию".

Из "липового", по мнению Бачурина, покушения на Темботова и выросло дело о халифате, к которому органы предварительного следствия попытались притянуть его подзащитного Артура Карова, арестованного через 6,5 месяца, 11 июля 2014 года, с подкинутой гранатой и признавшегося после ареста в том, что он состоял в НВФ, руководителем которого якобы был Олег Мисхожев. Однако его подзащитный четко пояснил, продолжил защитник, что дал признательные показания под пытками и в результате обмана сотрудников полиции, которые после издевательств обещали ему условный срок за подкинутую гранату.

Бачурин попросил суд критически относиться к прокурорской проверке, не подтвердившей применения недозволенных методов следствия в отношении подсудимых, и выразил уверенность, что при ее проведении следователь Махов должен был опросить в первую очередь подсудимых и его родственников, а сам "только лишь опросил сотрудников ЦПЭ, которые пытали подсудимых". "Вот такая вот проверка была", - заявил защитник.

В середине апреля процесс по делу о халифате был прерван для проверки заявлений о пытках подсудимых. 27 апреля прокуратура заявила в суде, что не нашла подтверждения правдивости этих заявлений.

Адвокат попросил суд оправдать своего подзащитного по ст. 208 и ст. 222 УК РФ из-за отсутствия объективной стороны преступления (наличия блиндажей, огнестрельного оружия, боевой техники, приготовлений к захвату власти) и освободить прямо в зале суда.

Адвокат попросил оправдать Желдашева "в связи с отсутствием самого события преступления"

Следующим выступил адвокат Кантемира Желдашева Сергей Логинов. В своем коротком выступлении он указал на необоснованность обвинения его подзащитного по ст. 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов).

По версии следствия, Желдашев в конце мая 2013 приобрел у лидера одного из НВФ, Анзора Хабекова, 19 патронов к автомату АК-47, гранату РГД-5 и взрыватель УЗРГМ, которые спрятал в подвале своего дома.

Логинов указал на то, что факт приобретения оружия и боеприпасов подтверждается только первоначальными признательными показаниями его подзащитного, от которых он уже отказался. Но если даже предположить, что оно было, следствие не доказало участие в нем организованной группы лиц, как это предполагает ч.3 ст.222 УК РФ, отметил адвокат. "Непонятно, с кем Желдашев договаривался и вступал в преступный сговор", - заявил Логинов.

С таким же успехом моего подзащитного можно обвинить в убийствах Кеннеди, Леннона или теракте 11 сентября

Он отметил, что все обвинение против Желдашева строится на словах и прямых доказательств (фото- и видеосъемки, показаний свидетелей) о получении Желдашевым оружия от Хабекова и участия подсудимого в НВФ Хабекова просто не существует.

"С таким же успехом моего подзащитного можно обвинить в убийствах Кеннеди, Леннона или теракте 11 сентября", - сказал адвокат.

Заявления следователя, что Желдашев знал Анзора Хабекова, являются ничем не подтвержденной "фантазией" следователя, а жена Хабекова на допросе в суде заявила, что никогда его в доме не видела, продолжил Логинов.

Защитник подчеркнул, что в поле зрения правоохранительных органов Желдашев попал 26 декабря 2013 года, после покушения на Темботова, и чем он занимался раньше, силовики не могли знать, что подтвердил секретный свидетель "Мамонтов". Утверждение прокурора о том, что Желдашев до 17 апреля 2017 года состоял в "НВФ Мисхожева" также не основано на фактах, утверждает адвокат.

Далее Логинов обвинил силовиков в похищении и пытках своего подзащитного. Он напомнил суду о видеозаписи, в которой Желдашев 16 апреля 2014 года шагает по улице Толстого после свидания с девушкой и затем пропадает с экранов, и о том, что у обвиняемого перестал работать телефон. "С 21.00 вечера 16 апреля до 04.00 утра 17 апреля Желдашев находился с неизвестными лицами, которые его пытали. Это утверждение прокуратура до сих пор не опровергла", - заявил защитник.

Кантемир Желдашев рассказал суду в ходе заседания 10 апреля, что подвергся пыткам после допроса, а под записанными показаниями подписался, их не читая.

В заключение своей речи Сергей Логинов попросил оправдать своего подзащитного в связи с отсутствием, по его словам, самого события преступления.

Мисхожев выразил надежду на справедливое решение суда

Олег Мисхожев, также выступивший в прениях, отверг все обвинения в свой адрес и признал себя виновным только в перезахоронении по мусульманскому обряду тела своего погибшего товарища Александра Попова. Он раскаялся в содеянном и выразил надежду на условный срок.

В Нальчике все просто: пришел, получил срок и ушел. Надеюсь, здесь не так

По словам Мисхожева, в Кабардино-Балкарии обвиняемых по ст. 208 и 222 УК РФ силовики "штампуют штабелями", и когда он узнал, что его дело направлено в Ростов-на-Дону, он обрадовался.

"В Нальчике все просто: пришел, получил срок и ушел. Надеюсь, здесь не так", - отметил Мисхожев.

Адвокаты раскритиковали представителей прокуратуры

Прокуратура ведет себя пассивно в ходе процесса, сообщили защитники корреспонденту "Кавказского узла".

По словам адвоката Юрия Бачурина, отказы в ходатайствах защиты происходят с отсутствием мотивировки. "Их любимые формулировки: отказать за необоснованностью, доводы защиты голословны, доводы защиты несостоятельны. Прямое отрицание - это все, на что способны гособвинители", - заявил адвокат.

Адвокат Алексей Мельдер посчитал выступление прокуратуры в прениях крайне скудным. "Несколько часов зачитывания обвинительного заключения, из которых половину времени занимало перечисления статей УК, в которых обвиняют подсудимых", - прокомментировал он.

Комментариями от представителей обвинения относительно заявлений адвокатов "Кавказский узел" пока не располагает.

Материалы о влиянии событий на Ближнем Востоке на ситуацию на Кавказе собраны "Кавказским узлом" на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"