Юристы заявили о незаконности закрытия мечети в поселке Шамхал
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Решение закрыть мечеть может принять только суд, заявили опрошенные "Кавказским узлом" дагестанские юристы, которые сочли незаконными действия силовиков в отношении закрытой по требованию правоохранителей шамхальской мечети. Представители мечети утверждают, что у них все документы в порядке.
Как писал "Кавказский узел", 16 мая салафитская мечеть в Шамхале - пригороде Махачкалы - была закрыта по требованию сотрудников правоохранительных органов. При этом представители религиозной общины под названием "Религиозная группа "Муслим" заявили о намерениях обратиться с жалобами в МВД и прокуратуру, а в случае неудовлетворения жалоб - обратиться с иском в суд. Представители мечети в Шамхале связали гонения с позицией нового руководства полиции. Руководство местного отдела полиции объяснило закрытие мечети отсутствием документов, удостоверяющих легальность ее функционирования в поселке.
Решение закрыть мечеть может принять только суд, считают юристы
"Каждый год законодательство меняется. Каждый год Минюст вносит новые поправки в Гражданский кодекс и в закон о НКО. Это законодательство с каждым годом ужесточается, и с каждым годом увеличивается отчетность организаций", - отметил в комментарии "Кавказскому узлу" дагестанский юрист Биякай Магомедов.
По его словам, для регистрации организации обычно требуют устав, анализ которого проводит Минюст на предмет его соответствия федеральным законам "О религиозных организациях" и "О некоммерческих организациях". "Сейчас в принципе можно закрыть любую религиозную организацию, так как в эти два закона было внесено огромное количество поправок", - рассказал Магомедов.
Как пояснил юрист, каждый раз, когда вносится новая поправка в законодательство в сфере религиозных организаций и НКО, соответствующая организация должна вносить поправку и в устав. "Для того чтобы мечеть функционировала как религиозная организация в соответствии со всеми требованиями российского закона, она должна нанять опытных юристов, бухгалтеров. Мы понимаем, что только пять процентов всех НКО делают так", - сказал Магомедов.
Со слов юриста, "любая ликвидация - будь то религиозная община или иное НКО - осуществляется только в судебном порядке". "Иные пути закрытия или ликвидации какой-либо религиозной организации являются нарушением закона", - отметил он.
Магомедов также констатировал отсутствие у религиозных организаций практики обращения в суд для признания действий сотрудников полиции незаконными. "В данном случае, если религиозная организация обратится в суд с такими требованиями, то она выиграют суд только потому, что нарушена сама процедура", - пояснил юрист.
Как пояснил Магомедов, сотрудники полиции не уполномочены закрывать мечети и ликвидировать религиозные организации. "Каждый орган государственной власти наделен определенными полномочиями, и сотрудники полиции не уполномочены прекращать деятельность религиозной организации и закрывать мечеть. Это делается лишь на основании решения суда, поэтому тут действия силовиков явно незаконны", - заключил эксперт.
С мнением Биякая Магомедова согласен и другой махачкалинский юрист Арсен Магомедов.
По его словам, в первую очередь для законного функционирования мечети должны иметься бумаги, свидетельствующие о наличии права собственности на землю, на которой построено данное здание.
"Что касается закрытия мечети, то причин может быть множество, но здесь важна не причина, а сама процедура ликвидации, - отметил он. - Прекратить или приостановить деятельность какой-либо организации может только суд и никакие другие административные органы".
Представители мечети сообщили о передаче полицейским всех документов
Представители мечети утверждают, что у них все документы в порядке.
"Все документы в порядке. И устав, и "зеленка" (имеется ввиду свидетельство на право собственности, которое изначально выпускалось на бумаге зеленого цвета, – прим. "Кавказского узла") на помещение есть. При регистрации организации мы предъявляли все документы в Минюст, но новый начальник (руководство местного отдела полиции сменилось около двух недель назад, уточняется 18 мая на сайте ПЦ "Мемориал", - прим. "Кавказского узла") ссылается на отсутствие их у него, хотя при прежнем начальнике мы передали все копии этих документов", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель мечети Гамзат Гамзатов.
Со слов Гамзатова, 23 мая, сняв копии со всех документов, представители мечети передали их заместителю начальника отдела полиции поселка Шамхал.
Со слов Гамзатова, прихожане надеются, что мечеть откроют к месяцу Рамадан.
"Пока не думали, что дальше будем делать. Если не откроют, то придется думать, что делать, наверное, молодые в город будут ездить на таравих (таравих – желательная молитва, которая совершается в месяц Рамадан после обязательной ночной молитвы, – прим. "Кавказского узла"), а старики останутся дома, им куда ехать. Но прихожане надеются, что вопрос с мечетью решится в скором времени", - отметил Гамзатов.
В свою очередь в республиканском МВД корреспонденту "Кавказского узла" заявили об отсутствии информации по данному случаю. "Мы не обладаем какой-либо информацией на сей счет", - пояснил представитель пресс-службы министерства.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована хроника закрытия мечетей в Дагестане.