Панов попросил исключить оперативную видеосъемку из числа доказательств
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Часть оперативных видеозаписей по делу гражданина Украины Артура Панова, обвиняемого в подготовке теракта в Ростове-на-Дону, являются постановочными, поскольку либо переснимались, либо были вырваны из контекста, заявил подсудимый. Суд отложил рассмотрение ходатайства Панова до следующего заседания, передает корреспондент "Кавказского узла".
Как информировал "Кавказский узел", 19-летний Артур Панов, переехавший в Ростов-на-Дону с Украины в ноябре 2015 года, обвиняется в подготовке теракта. 34-летнему ростовчанину Максиму Смышляеву предъявлено обвинение в пособничестве Панову. Артур Панов, помимо подготовки теракта, также обвиняется в размещении в группе "Фракция Красной Армии" в соцсети "ВКонтакте" трех статей, оправдывающих терроризм. Смышляев вину отрицает, Панов признает частично. На заседании 10 мая подсудимый Панов заявил, что еще до задержания отказался совершать теракт.
23 мая в Северо-Кавказском окружном военном суде после двухнедельного перерыва, связанного с занятостью адвокатов и командировками судей, продолжилось рассмотрение дела в отношении Панова и Смышляева, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.
Заседание началось с ходатайства адвоката Артура Панова Сергея Московкина с просьбой приобщить к делу резолюцию Европарламента с требованием от России освободить 30 украинских политзаключенных, в частности, Артура Панова.
16 марта Европарламент принял резолюцию "Политические заключенные в тюрьмах России и ситуация в Крыму", в которой содержится призыв к российским властям "немедленно освободить 30 украинских граждан и способствовать их возвращению на родину", пишет Bykvu.com.
В свою очередь, гособвинитель Туркаева высказалась против приобщения резолюции, назвав её «просто распечаткой из Интернета». В итоге суд отказал защите в удовлетворении ходатайства.
Далее участники процесса приступили к просмотру видеозаписей и фотографий, изъятых у свидетеля обвинения Евгения Жолудева – инженера-сапера ОМОН управления МВД по Ростовской области. Отметим, что на заседании 25 апреля Жолудев подтвердил, что вел видеосъёмку в комнате Панова в общежитии.
На первом видео под названием «допрос» Артур Панов, одетый в майку одного из магазинов бытовой техники поверх куртки, называет своё имя, фамилию и отчество, дату и место рождения, а также говорит, что компоненты взрывного устройства он закупил в обычных бытовых магазинах. На записи Панов отмечает, что "планировал самоподрыв".
Артур Панов пояснил в суде, что видео переснималось два раза, а под самоподрывом подразумевал взрыв устройства.
Панов попросил провести по видеофайлам психологическую экспертизу, поставив перед экспертами вопросы о том, обладает ли он познаниями в изготовлении самодельного взрывного устройства (СВУ), и о том, наблюдается ли на видеозаписи у Панова признаки заученности или заранее подготовленной речи. Ходатайство будет разрешено на следующем заседании.
На втором видео запечатлены стоящие на полу пакет с селитрой и клетчатая хозяйственная сумка с одеждой. Голос за кадром спрашивает у Панова, где он узнал информацию о сборе взрывного устройства, на что тот ответил: «На различных радикальных сайтах».
На третьем видео камера фокусируется на другой большой сумке, а за кадром ведётся диалог двух мужчин, один из которых сказал о необходимости осмотреть ее. Все содержимое сумки осматриваются под запись, однако в ней находят лишь консервы и инструменты. Далее в кадре появляется фарфоровая кружка. Закадровый голос задаёт вопрос: «В ней изготавливал заряд для детонатора?». Другой голос отвечает утвердительно.
Затем проводится осмотр ещё одной сумки. Панов говорит, что это не его вещи, однако содержимое сумки осматривают и находят паспорт на имя уроженца Молдавии. «С одной банды, скорее всего», - сказал один из мужских голосов. На заднем плане в это время слышен голос Панова, дающего пояснения.
После этого было продемонстрирован видеофайл, на котором заснята чёрная маска с прорезями для глаз, билет студента исторического факультета Государственного университета имени Тараса Шевченко на имя Артура Панова, а также предполагаемые компоненты для СВУ.
Панов по окончании просмотра сказал, что он не помнит, чтобы у него была маска, но остальные предметы принадлежат ему. «Видео снято отрывками, между отрывками происходило много чего. Когда я покидал общежитие, все вещи были на месте, а когда меня привезли, все вещи были уже разбросаны», - отметил подсудимый.
Ещё на одном видео запечатлены листовки "Манифест "Фракции Красной Армии" с символом этой организации - автоматом на фоне красной пятиконечной звезды. Панов сказал, что привёз листовки с собой из Украины.
"Фракция Красной Армии" (РАФ, нем. RAF, Rote Armee Fraktion) - немецкая леворадикальная террористическая организация, основанная в 1968 году и получившая название в честь революционных армий СССР, Китая и Кубы. 2 апреля 1968 года члены организации совершили поджог двух супермаркетов во Франкфурте-на-Майне, назвав их символами системы потребления, сообщает "Энциклопедия Кирилла и Мефодия".
Также на видео был заснят опрос Артура Панова, который рассказал, что вёл блог на сайте «Открытая Россия». "В России я встречал людей, но он были не готовы к тому, что я хотел", - сказал Панов.
Подсудимый пояснил в суде, что видео вырвано из контекста, а сам он не знал, что велась съёмка. «На видео я снова говорю о том, что не нашёл себе сторонников среди тех людей, с кем общался. Люди в России далеки от того, что происходит на Украине. Следственное действие сопровождалось оскорблениями в мой адрес, пришли несколько понятых, у которых началась истерика, они орали, высказывали угрозы», - рассказал Панов.
На последнем видеофайле заснято взрывное устройство в банке из-под кофе.
После просмотра видеофайлов Артур Панов заявил ходатайство с просьбой исключить их из числа доказательств. «В протоколе обыска не указано о том, что велась видеосъёмка. Меня привезли, когда комната уже была вскрыта, а вещи вынуты. Следственное действие проводилось без адвоката и законного представителя», - аргументировал подсудимый. Это ходатайство также будет рассмотрено судом на следующем заседании.
Затем в зал был приглашён начальник Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД по Ростовской области Артур Метцгер, приглашенный по просьбе Панова. Полицейский пояснил, что Панова он видел один раз в декабре 2015 года, Смышляева не видел, но «знает всю историю на основании материалов».
В ходе ответов на вопросы Артура Панова Артур Метцгер рассказал, что в рамках расследования дела участия в следственных действиях не принимал, но подписывал различные поручения. Метцгер сказал, что ему известен сотрудник ведомства Александр Л., отметив, что он «уволился из органов в мае или июне 2016 года по личной просьбе».
На заседании 18 апреля Панов попросил истребовать из областного Центра по противодействию экстремизму копию приказа об увольнении сотрудника ведомства Александра Л., который, по словам Панова и Смышляева, присутствовал при их допросах, а также при обыске у Смышляева. На прошлом заседании Панов предположил, что он "мог быть уволен в связи с нарушениями по данному уголовному делу".
Отвечая на вопросы адвоката Максима Смышляева Галины Грибенюковой, Метцгер сказал, что ему известны граждане с фамилиями Юлия Милова и Дмитрий Ремизов.
«Милову я знаю по докладам как сожительницу Смышляева. В жалобе она писала, что она якобы доставлялась в ЦПЭ и к ней якобы применялось насилие. Проводилась проверка служебная и доследственная, с меня брались объяснения, и все изложенные ей доводы не нашли объективного подтверждения», - ответил полицейский.
Заявления Миловой он назвал желанием противодействовать следствию и суду.
Юлия Милова, подруга Максима Смышляева, рассказала о том, как ее допрашивали в качестве свидетеля, и заявила о давлении на нее, пишет портал «ОВД-Инфо».
Сотрудников также опрашивали после жалобы Ремизова, отметил свидетель.
"Были проверки, доводы также не нашли объективного подтверждения", - сказал Метцгер.
Корреспондент «Росбалта» в Ростове-на-Дону Дмитрий Ремизов в августе 2016 года заявил об избиении его во время опроса в Центре противодействия экстремизму (Центр «Э»), пишет «Росбалт».
Метцгер также подтвердил, что проверка проводилась по жалобе Смышляева о пропаже у него более 20 тысяч рублей после задержания, но доводы не нашли подтверждения.
Адвокат Смышляева спросила у свидетеля, не смущает ли его такое количество жалоб от разных людей по одному делу.
«За более чем 20-летний срок моей службы по особо сложным делам поступало по 40 и 60 жалоб. Это маленькое количество жалоб, мизерное. Никакие незаконные действия мы не применяем», - заявил начальник ЦПЭ.
При ответах на другие вопросы Панова Метцгер сказал, что не помнит выступления с докладом в Совете Федерации с упоминанием дела Панова, поскольку часто выступает на совещаниях.
«В марте 2016 года Метцгер в Совете Федерации представил доклад, в котором говорил о гражданской войне на территории Украины и абзац был посвящён моему делу. Сам факт выступления начальника ЦПЭ в Совете Федерации имеет под собой политическую подоплёку, меня там называют сторонником украинско-националистических движений», - заявил Панов.
В марте 2016 года Артур Метцгер выступал с докладом на «специальном совещании по вопросу влияния геополитической ситуации на проявления экстремизма и терроризма в РФ», проходившем в Москве в Совете Федерации, упоминая дело Панова, пишет «Свободная пресса».
Панов также подчеркнул, что его опрос и обыск в общежитии проводился без законного представителя, на что Метцгер сказал, что «присутствовал специалист с нужным образованием».
Рассмотрение дела продолжится 24 мая в 10.00 мск.
Комментариями от участников процесса относительно хода судебного слушания "Кавказский узел" пока не располагает.
С новостями о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа можно ознакомиться на тематической странице "Кавказского узла" "Эхо Украины на Кавказе".