Защита врача Орловой сочла субъективными показания судмедэксперта
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В ходе проведения экспертизы по делу врача Орловой было выявлено большое количество нарушений, умерших в январе 2012 года новорожденных можно было спасти в случае правильного лечения, заявила суду в Нальчике судмедэксперт Светлана Мошенская. Орлова не являлась лечащим врачом новорожденных, заявила защита подсудимой, назвав показания эксперта "субъективным мнением".
Как сообщал "Кавказский узел", в январе 2012 года в Нальчике в Республиканской детской клинической больнице (РДКБ) умерли восемь новорожденных, находившихся на искусственной вентиляции легких. Родители связали смерть детей с отключением электричества в больнице, однако Минздравом республики нарушений в работе РДКБ не было обнаружено. Обвинение было предъявлено четырем врачам, в том числе завотделением патологии новорожденных РДКБ Кабардино-Балкарии Любови Орловой.
Зимой 2015 года Нальчикский горсуд посчитал, что в деле Орловой не определен круг лиц, подлежащих уголовной ответственности, и вернул дело прокурору. Прокуратура в Верховном суде республики добилась отмены этого решения. Летом 2016 года горсуд вновь вернул дело в прокуратуру, на этот раз Верховный суд республики согласился с этим решением. Через президиум ВС прокуратура снова добилась возвращения дела в суд.
"Младенцы должны были находиться в работающих кувезах"
На процессе по делу врача Орловой, который проходит в горсуде Нальчика, показания дала судмедэксперт республиканского центра судебно-медицинской экспертизы Светлана Мошенская, сообщает сегодня корреспондент "Кавказского узла".
Эксперт Мошенская напомнила суду, что при поступлении пациента в больницу ему назначается лечащий врач. "Если он взялся лечить - то он обязан лечить", - отметила Мошенская.
Лечащий врач, как подчеркнула Мошенская, должен назначить лечение по основному заболеванию пациента, контролировать его ход, созывать консилиумы. А в обязанности реаниматологов входит поддерживать жизнь пациента.
"Если больному нужен препарат, которого нет в больнице, лечащий врач должен об этом написать заведующему отделением, либо главному врачу, либо начмеду", - сказала суду свидетель.
По словам Мошенской, в ходе проведения экспертизы по делу Орловой "было выявлено огромное количество дефектов в оказании медицинской помощи умершим новорожденным".
"Невозможно выхаживать недоношенных детей без определения кислотно-основного состояния. Младенцы должны находиться в работающих кувезах (инкубатор интенсивной терапии для новорожденных. - Прим. "Кавказского узла"). Просто недопустимо, чтобы недоношенный ребенок, весом 1200 граммов, содержался в неработающем кувезе. Это снижает шансы этого ребенка на выживание", - заявила Светлана Мошенская.
"Как можно было мерить температуру ртутным градусником ребенку, находящемуся на грелках, и насколько данная температура объективна. Я - педиатр, но не понимаю, как это возможно. Все сложилось в комплекс, и есть прямая причинно-следственная связь", - добавила Мошенская.
"Отключение электричества усугубило состояние детей"
Отвечая на вопрос гособвинителя о том, кто должен был отвечать за детей, если они находились в реанимации, но числились за отделением патологии новорожденных, эксперт пояснила, что в отделении реанимации нет постоянных врачей.
"Там врачи – дежурные. Они не могут быть лечащими врачами. Поэтому должен быть кто-то один, кто отвечает за пациента, с кем согласуется лечение, и кто принимает решения. Лечащий врач это тот, за которым закреплен пациент по его основной патологии. Новорожденного пациента ведут два врача – врач-реаниматолог и врач-неонатолог", - рассказала Мошенская.
При этом Мошенская сослалась на приказ № 409 Минсоцразвития, в соответствии с которым новорожденного с патологией каждые три часа должен осматривать врач-неонатолог.
На вопрос о том, на основании каких нормативных актов эксперт пришла к выводу, что лечащим врачом умерших детей была Орлова, Мошенская ответила, что "такие выводы и не делались".
"Но кто тогда, по вашему мнению, был лечащим врачом этих детей?", - спросили у судмедэксперта в ходе заседания. "Я не могу сказать. Этот вопрос решает следствие. Это, во-первых. Во-вторых, в истории болезни посмотрите - там написано", - отметила Мошенская.
Судмедэксперту был задан уточняющий вопрос: "Если в истории болезни написано, что лечащим врачом была Орлова, то значит, так и есть?". "Да. И посмотрите, кто подписывал посмертный эпикриз (суждение о состоянии больного, о диагнозе, причинах возникновения и развитии болезни. - Прим. "Кавказского узла")", - ответила Мошенская.
Затем гособвинитель уточнила у эксперта, могло ли отключение электричества стать причиной смерти детей. Мошенская ответила, что комиссия пришла к выводу, что отключение электричества "усугубило состояние детей". "Холодный кислород, без подогрева, безусловно усугубил состояние у недоношенных, у которых не сформирована легочная система", - сказала судмедэксперт.
При этом эксперт отметила, что только у двоих умерших детей "смерть наступила из-за отключения электричества, так как они просто не смогли раздышаться". "Если бы их лечили адекватно, отключение электричества усугубило бы их состояние. Но привело бы к смерти или нет - я не могу сказать", - ответила эксперт.
По мнению Мошенской, "отключение электричества стало толчком к ухудшению состояния детей". Однако эксперты не могут ответить на вопрос, выжили ли бы дети или нет, подчеркнула она.
"Но мы можем говорить, что, если бы лечение было правильное, у этих детей был шанс на благополучный исход. У них не было заболеваний, от которых наступает стопроцентная летальность", - сказала Мошенская.
При отключении электроснабжения республиканской детской клинической больницы системы жизнеобеспечения и реанимации обеспечивались за счет самодельного генератора, изготовленного из мотоциклетного двигателя, ранее рассказал суду бывший главный врач больницы Мухамед Эльчепаров. Врач Любовь Орлова, которой предъявлено обвинение по делу о смерти младенцев в медучреждении, не несла никакой ответственности за умерших малышей, пояснил в суде свидетель.
"Орлова не назначалась лечащим врачом"
Эксперту были заданы вопросы также стороной защиты. Комментируя показания эксперта, адвокат Елизавета Шак отметила, что показания Мошенской "являются ее субъективным мнением".
"Согласно положениям федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лечащий врач назначается приказом главного врача больницы. Такого приказа в отношении Любови Орловой не было, и она не назначалась лечащим врачом. Это подтвердила на тот момент занимавшая должность и. о. главного врача Светлана Индрокова, ранее допрошенная в суде. В отделении реанимации и интенсивной терапии лечащим врачом является анестезиолог-реаниматолог", - отметила адвокат.
Адвокат также обратила внимание, что "у Мошенской нет специализации по неонатологии и анестезиологии-реаниматологии, а есть специализация по педиатрии".
"Сторона защиты считает, что она некомпетентна вообще давать какие-либо выводы по данной экспертизе", - заявила Шак.
Следующее заседание пройдет 24 мая, после чего стороны планируют перейти к прениям.