Юристы сочли предвзятой позицию суда в Баку по делу о блокировке сайтов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Блокировка сайтов оппозиционно настроенных СМИ в Азербайджане связана с попыткой властей ввести в стране цензуру, заявили юристы, представляющие в суде интересы оппозиционных изданий. Претензии у властей вызвали критикующие правящий режим публикации, но суд игнорирует доводы ответчиков, отметили юристы.
"Кавказский узел" писал, что Центр электронной безопасности (ЦЭБ) Министерства транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана обратился в суд с просьбой блокировать ряд оппозиционных сайтов. Представители этих интернет-ресурсов заявили о политическом характере дела. Рассмотрение иска было назначено на 1 мая.
В исковом заявлении центра содержится просьба "ввиду создания угроз защищаемым законом интересам государства и общества" принять решение об ограничении доступа к доменам azadliq.info (сайт газеты "Азадлыг"), azadliq.org (сайт азербайджанской службы "Радио Свобода"), azerbaycansaati.com (функционирует за рубежом), а также на "интернет-ресурсы, где размещаются телепрограммы Azərbaycan saatı ("Азербайджанский час") и телеканала TuranTV".
"Истец предоставил суду только заголовки публикаций"
Судебное заседание по делу о блокировке сайтов состоялось сегодня в Сабаильском районном суде Баку в небольшом зале, рассчитанном на 20 мест. При этом в зале присутствовали активисты, оппозиционеры и сотрудники посольств США, Великобритании, Германии и миссии Евросоюза. Еще около полусотни активистов остались на улице – перед зданием суда, сообщает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.
В начале заседания представители ответчиков поинтересовались, какие новые материалы поступили от истца. Представитель истца Бахтияр Мамедов сказал, что иск "был составлен на основе письма от генпрокурора, в котором обоснованы требования к ответчикам".
При этом судья Нуреддин Багиров объявил, что выдвинутые представителями ответчиков ходатайства о проведении лингвистической экспертизы публикаций отклонены. Судья никак не объяснил это решение. Он также отклонил ходатайство о привлечении генпрокуратуры в качестве третьего лица.
Представитель издания meydan.tv, адвокат Эльчин Садыгов заявил, что "ходатайства даже не были обсуждены". "Вы же говорили, что ходатайства будут рассмотрены на сегодняшнем заседании. Однако даже не начав обсуждения, вы объявляете об отклонении ходатайств", - обратился к судье Садыгов.
Истец предоставил суду "только заголовки публикаций, из-за которых требует блокирования сайтов", обратил внимание адвокат Адиль Исмайлов, представитель "Радио Азадлыг" (азербайджанская служба "Радио Свобода", azadliq.org).
"В публикациях есть призывы к свержению конституционного строя"
Согласно информации, обнародованной в ходе заседания, претензии у истца, в том числе, вызвали публикации "Темный бизнес Фонда Гейдара Алиева в Румынии", "У алиевского режима нет будущего, его будут рассматривать только как авторитарного узурпатора", "Половинчатый указа Алиева о помиловании вызывает недовольство и вопросы", "Бакинский режим коррупционен, авторитарен и погружен в экономический кризис", "Религиозная угроза и авторитаризм как взаимные доноры". Также претензии у истца вызвали материалы о самоубийствах.
Адвокат Исмайлов отметил, что "ни в одной из данных публикаций нет нарушения закона". "Вообще, представив только заголовки, и не указывая конкретных выражений, неправомерно кого-либо обвинять", - сказал юрист.
В свою очередь представитель истец отметил, что "никто не обвиняется". Однако в обращении прокуратуры указано, что "в перечисленных публикациях есть призывы к подрыву стабильности и свержению конституционного строя", заявил представитель истца.
Тогда Исмайлов спросил у представителя истца, "в каких предложениях публикаций есть противоправные призывы". "Заостряется внимание на причинах самоубийств, утверждается о социальной напряженности в стране", - ответил ему представитель истца Мамедов. "А что, пресса не должна писать о самоубийствах?", - задал вопрос Исмайлов. В ответ Мамедов заявил, что в материалах "неправильно заявлять о массовых самоубийствах".
Позиция Минсвязи фактически свидетельствует о попытке введения цензуры в Азербайджане, констатировал юрист Исмайлов. "Из ваших слов выходит, что СМИ должны распространять материалы в рамках, которые устанавливает правительство", - обратился к представителю истца юрист.
При этом юрист Исмайлов и представители других ответчиков вновь ходатайствовали о привлечении генпрокуратуры в качестве третьей стороны. Однако судья Багиров заявил, что в этом нет необходимости. Он объявил о завершении расследования и назначил заключительные выступления сторон на 12 мая.
"Сайты оппозиционных изданий заблокированы с 27 марта"
После завершения заседания представитель издания azadliq.info Самед Рагимов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заявил о предвзятости суда. "Суд не внял доводам защиты, что истец не представил конкретные доказательства. Судья отказался привлечь генпрокуратуру в качестве третьего лица, хотя инициатором блокировки сайтов ряда издания является именно это ведомство. Судя по заголовкам публикаций, указанным в иске, требование о блокировке сайтов имеет политические мотивы. Во всех этих публикациях содержалась критика власти", - отметил Рагимов.
По его словам, законодательство позволяет блокировать сайты на неограниченное время. "Фактически сайты оппозиционных изданий заблокированы с 27 марта. По закону, Минсвязи должно было сначала предупредить руководство сайтов и потребовать удаления информации, вызывающей у него нарекания, а потом обращаться в суд. А в данном случае без всякого предупреждения сайты блокировали. А спустя месяц обратились в суд, чтобы узаконить это решение", - сказал Рагимов.
Вместе с тем юрист подчеркнул, что "речь не идет об экономическом ущербе, причиненном заблокированным ресурсам". "Дело в том, что критикующие правительство сайты и так не могут привлечь рекламу. Поэтому падение просмотров не влияет на финансовое состояние сайтов. Эти ресурсы фактически существуют благодаря частичной поддержке международных доноров и энтузиазму местных журналистов. От блокировки больше страдают местные пользователи, которые лишаются альтернативных источников информации. Правда, эти блокировки удается обходить при помощи прокси серверов. Но об этом многие пользователи не знают", - сказал Рагимов.
"Власти страны хотят уничтожить свободную прессу"
Власти Азербайджана фактически "объявили врагами представителей свободной прессы", заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли. "Журналисты объявлены врагами потому, что они разоблачают факты коррупции, нарушения прав человека. Власти страны по надуманным предлогам хотят уничтожить свободную прессу", - сказал Али Керимли.
Между тем международная организация в защиту журналистов "Репортеры без границ" осудила блокировку пяти ведущих независимых новостных веб-сайтов в Азербайджане. "Блокируя пять ведущих новостных веб-сайтов, правительство президента Ильхама Алиева уничтожает все остающиеся следы свободы СМИ в Азербайджане", - приводятся в заявлении организации слова Йохана Бира, главы бюро в Восточной Европе и Центральной Азии.
"Международное сообщество должно, наконец, положить конец безнаказанности правительства и привлечь его к ответственности за систематические нарушения Европейской конвенции о правах человека и Международного пакта о гражданских и политических правах", - подчеркивается в заявлении организации "Репортеры без границ", размещенном на сайте организации.
Отметим, что Freedom House в годовом отчете "Свобода в мире-2017" назвало Азербайджан государством без свободной прессы и с частично свободным Интернетом, в котором повсеместно ущемляются политические права и гражданские свободы. 26 апреля международная организация в защиту журналистов "Репортеры без границ" обнародовала свой рейтинг "Индекс уровня свободы прессы", в котором Азербайджан занял 162-ю строчку из 180. Составители рейтинга отметили, что в Азербайджане продолжается война с критиками власти.