Под огонь критики попали новые азербайджанские законы о телевидении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В последние годы независимые СМИ Азербайджана боролись против вмешательства государства в свою деятельность. Сегодня международные агентства и неправительственные организации обеспокоены тем, что серьезные изменения в законодательстве, касающемся телерадиовещания, станут препятствием для дальнейшего развития независимых средств массовой информации.
В преддверии президентских выборов 2003 г. азербайджанские власти попали под огонь критики Совета Европы и других международных организаций, требующих создания законодательства о СМИ, которое бы носило более открытый характер. Соответственно 11 октября президент Гейдар Алиев одобрил предложения Совета по национальному телевидению и радио, которые, как считает президентская администрация, сближают азербайджанские стандарты с требованиями Совета Европы.
Алиев, кроме того, подписал указ о создании специальной комиссии, а парламент начал обсуждение отдельного законопроекта, который превратит государственное телевидение в "общественное телевидение", хотя и финансируемое государством, но независимое в своей редакционной политике. Однако предложения правительства вызвали серьезную критику. Прозвучали предложения о существенной доработке указа, а делегация Совета Европы выступила с публичной критикой нового закона.
В настоящее время азербайджанское руководство располагает гораздо более сильными рычагами влияния на СМИ, чем соседние государства. В то время как в Грузии и Армении, взятых вместе, функционируют 100 независимых телеканалов, в Азербайджане, население которого равно суммарной численности населения обоих соседних государств, всего 13 каналов. В некоторых районах телезрителю не остается другого выбора, как смотреть государственное телевидение. Что касается независимых каналов, то они, как многие считают, так или иначе связаны с правительством. Почти все электронные СМИ в любом случае уходят от острых тем, опасаясь ответных мер правительства, в том числе отзыва лицензий на вещание.
Обеспокоенность вызывает прежде всего автократический характер нового законопроекта о СМИ. Во-первых, указ возлагает на президента всю ответственность за назначение представителей, которые будут регулировать телерадиовещание. Задачей комиссии по телерадиовещанию, согласно законопроекту, является рассмотрение заявок региональных телестанций на получение лицензий, хотя некоторых из них работают уже несколько лет. Некоторые эксперты опасаются, что Комиссия по телерадиовещанию будет, в сущности, осуществлять контроль над СМИ через процедуру выдачи лицензий. "Неправильно, когда только президент может назначать Совет", - заявил 12 октября агентству "Туран" депутат Этибар Мамедов.
С этим соглашаются и международные организации. Произвольно назначаемая президентская комиссия не оставляет "шанса на подлинно независимый Совет, который позволил бы независимым СМИ работать в атмосфере честных и прозрачных решений", - заявила неправительственная организация Internews. Европейский Союз официально заявил в июле, что "предложенный непрозрачный метод назначения членов в Совет по национальному телевидению и радио. ставит под сомнение его независимость от государственной власти".
Отсутствие прозрачности относится прежде всего к указу о Комиссии по телерадиовещанию, который, в отличие от связанного с ним законопроекта о телерадиовещании, был издан без участия парламента. Власти утверждают, что действовали согласно конституции, однако делегация Совета Европы в октябре отвергла это объяснение. "Чтобы создать подлинно независимый Совет и общественную телекомпанию, необходимо заложить их в сами законы. В противном случае всегда останется возможность вмешательства президента в деятельность этих организаций", - говорится в заявлении делегации.
Однако эти опасения кажутся носящими технический характер по сравнению со следующим предложением защитников свободных СМИ. "Выбор членов комиссии президентом или же парламентом мало чем отличаются друг от друга, - заявил EurasiaNet Фуад Сулейманов, юрист, работавший вместе с правительством над законопроектом о СМИ. - В любом случае они не будут независимыми". По словам Сулейманова, влияние президента на парламент настолько велико, что законодатели будут безоговорочно соглашаться с его кадровыми назначениями. Настоящей реформой, сказал юрист, было бы образование подлинно независимого общественного телеканала, финансируемого государством, но свободного от государственного контроля. В настоящее время Сулейманов участвует в работе парламентской группы, разрабатывающей такой законопроект. Считается, что трансформация государственного телевидения в общественную телерадиовещательную организацию будет иметь решающее значение и повлияет на будущее независимых СМИ в Азербайджане.
Делегация Совета Европы заявила о своем несогласии с первой частью первоначального плана государства, заключавшейся в том, чтобы сохранить государственное телевидение и просто занести нового "общественного" вещателя в список уже имеющихся компаний. "Было заявлено, что закон не выполнит своей задачи, если государственное телевидение будет сохранено и станет работать параллельно общественному", - сообщила делегация. "Содержать две отдельные компании было бы непосильной задачей для Азербайджана. и [эта система] никогда не получила бы международного признания или одобрения со стороны Совета Европы".
Если власти согласятся с этим аргументом, азербайджанским законодателям придется переписать закон и убрать из него пункты, касающиеся государственного телевидения. Некоторые сторонники открытых демократических СМИ надеются, что власти пойдут по этому пути, поскольку пересмотр закона и декрета о телерадиовещании может заставить парламент и президента пойти навстречу требованиям, высказанным Советом Европы и другими международными организациями.
Директор азербайджанского представительства Internews Джон Бойт выразил надежду, что пересмотр законов и удовлетворение требований Совета Европы вынудит азербайджанские власти рассмотреть и требования, выдвигаемые его организацией. По его мнению, влияние президентской стороны на Комиссию по телерадиовещанию могло бы быть ограничено, если бы можно было зарезервировать в ней несколько мест за учеными, религиозными, общественными деятелями и др. По мнению Бойта, важную роль должен играть и парламент, так чтобы состав комиссии по крайней мере соответствовал волеизъявлению граждан.
"Дверь для изменений и реформ будет открыта", - сказал Бойт, заметив, что общественное мнение в этом году уже сыграло свою роль при внесении изменений в законопроект о государственной тайне. "Возможность для изменений имеется, имеется и прецедент. Будем надеяться, что все получится".
Опубликовано 12 ноября 2002 года