Правозащитники в Азербайджане охарактеризовали как "политическое" дело о протестах в Сиязани

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Приговор по делу о протестах в городе Сиязани будет обжалован, заявил адвокат Эльчин Садыгов. Дело имеет признаки политического, а приговоренные  к лишению свободы участники протестов могут быть признаны политзаключенными, полагают правозащитники.

Как сообщал "Кавказский узел", 13 января 2016 года в Сиязани прошла акция протеста против повышения цен и безработицы, она завершилась столкновениями между сотрудниками полиции и протестующими. Против демонстрантов был применен слезоточивый газ и резиновые пули.

11 задержанных после столкновений жителей Сиязана - Фариз Керимов, Муслим Азимов, Талиб Агамалыев, Джошгун Багишов, Эльчин Алиев, Заур Шакяров, Кямран Абдуллаев, Айдын Сафарли, Абасет Сулейманов, Намиг Мастанов и Низами Ганиев - были 29 марта приговорены к различным срокам лишения свободы.

Среди статьей, по которым они признаны виновными: ст. 186 (умышленное уничтожение чужого имущества), ст. 221 (хулиганство), ст. 228 (незаконное хранение и ношение оружия), ст. 233 (организация действий, способствующих нарушению общественного порядка или участие в них), ст. 234 (незаконный оборот наркотиков), ст. 315 (оказание сопротивления представителю власти с применением насилия) УК Азербайджана.

Азимов и Шакяров приговорены к шести годам лишения свободы, Керимов, Сулейманов, Мастанов, Багишов, Агамалыев, Алиев, Абдуллаев и Ганиев – к четырем годам, Сафарли - к двум годам, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Эльчин Садыгов.

Он пояснил, что представляет интересы троих осужденных по данному делу - Закира Шакярова, Низами Ганиева и Джошгуна Багишова.

"Возможно, я присоединюсь к защите и некоторых других осужденных. К процессу подключатся и другие коллеги. Члены семей всех осужденных сообщили о несогласии с приговором... Даже поверхностный анализ позволяет полагать, что предварительное следствие проводилось с грубыми нарушениями закона, доказательства собраны недопустимыми методами. Люди вышли протестовать против девальвации и повышения цен. С другой стороны после задержания были нарушены их права на защиту, им не позволили вызывать адвокатов по выбору. Назначенные государством адвокаты не оказали качественной юридической помощи", - сказал Садыгов.

Он сообщил, что приступил к подготовке жалобы в Сумгаитский апелляционный суд по делам своих подзащитных с целью отмены приговора, освобождения и признания нарушения их прав, гарантированных Европейской конвенцией прав человека.

Глава общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтай Гюльалыев назвал осужденных в связи с событиями в Сиязани "потенциальными политзаключенными".

"К сожалению, члены семей арестованных обратились к нам только после суда. Они полагали, что если не будут предавать дело огласке, приговор будет мягким, и арестованных отпустят. Следствие проводилось в закрытом режиме, никакой информации общественности не предоставлялось. В начале правоохранительные органы заявляли, что задержанные подвергнуты лишь административным арестам», - сказал Гюльалыев.

По его мнению, в этом деле есть признаки, которые позволяют назвать его "политическим".

"Акция носила мирный характер. После резкой девальвации маната в декабре 2015 года произошел рост цен на продукты питания, в том числе на муку и хлеб. В регионах это особо чувствительный вопрос, поскольку доходы населения очень низкие. В январе 2016 года прошли протесты против роста цен в целом ряде регионов – Сиязани, Губе, Физули, Ленкорани и других. Акции были подавлены силовыми методами. При этом правительство вынуждено было пойти на уступки, освободив от НДС импорт зерна и муки, чтобы вернуть цены на хлеб на прежний уровень", - сказал Гюльалыев.

Осужденные по сиязаньским событиям после изучения их дел могут быть включены в список политзаключенных, полагает он.

Такого же мнения придерживается и глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов.

"Власти жестко пресекают народные протесты в регионах. Против их участников фабрикуются уголовные дела как бы в назидание другим, чтобы сдержать рост протестного движения. Люди собираются и протестуют против произвола местных чиновников или роста цен, а потом их же наказывают по сфабрикованным обвинениям. Так было по событиям августа 2015 года в Мингячевире и декабря 2016 года в Биласуваре, когда арестовали переселенцев из Джебраильского района, протестовавших против отключения у них электричества", - сказал Гасанов корреспонденту "Кавказского узла".

Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.

Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" опубликована статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"