Пострадавшие от теракта в Беслане сочли компенсации от ЕСПЧ символическими

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Решение ЕСПЧ в пользу родственников жертв бесланского теракта является победой, но назначенные компенсации не будут ощутимы для государства и останутся символическими, заявила глава "Голоса Беслана" Элла Кесаева. Для потерпевших главное в вердикте - признание того, что власти своими действиями допустили массовую гибель заложников, рассказал журналист Алан Цхурбаев.

Как сообщал "Кавказский узел", сегодня стало известно, что Европейский суд по правам человека признал нарушение прав родственников погибших и пострадавших при захвате бесланской школы в 2004 году и присудил 409 заявителям компенсацию в размере 2,955 миллиона евро и еще 88 тысяч евро для возмещения судебных расходов. Суд постановил, что российскими властями не были приняты необходимые меры для расследования всех обстоятельств теракта и причины гибели заложников.

Родственники погибших в теракте обратились в ЕСПЧ в 2007 году. Они настаивают на том, что российские власти могли предотвратить теракт и массовую гибель заложников. 2 июля 2015 года ЕСПЧ принял к производству жалобу большей части заявителей, пострадавших от захвата заложников в Беслане.

Решение ЕСПЧ – это безусловно победа потерпевших, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Элла Кесаева - глава общественной организации "Голос Беслана", созданной пострадавшими от теракта и выступающей за независимое расследование событий 1-3 сентября 2004 года.

"Мы были уверены, что мы выиграем, но нам еще необходимо ознакомиться с полным текстом решения, чтобы говорить с полным знанием дела. Мы выиграли вторую статью Европейской конвенции по всем пунктам, то есть было нарушено основное право на жизнь, и применение огнеметов было признано, и танков", – указала она.

В то же время, по словам Эллы, сумма компенсации не является удовлетворительной.

"Европейский суд очень низко оценил человеческую жизнь. Лично я ждала, что решение должно быть не чисто символическим, а ощутимым для государства. А выходит, что государство не понесло ни юридической, ни даже финансовой ответственности за теракт в Беслане. Поэтому в этой части решения радоваться нечему", – констатировала она. 

Российский Минюст после объявления решения ЕСПЧ заявил, что будет обжаловать вердикт. Присутствующие в решении формулировки о том, что достаточных мер для предотвращения теракта и спасения жизней заложников власти не приняли, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал "абсолютно неприемлемыми".

Если Минюст добьется пересмотра дела, то адвокаты потерпевших будут доказывать в суде, что власти нарушили также статью 13 Европейской конвенции (право на эффективные средства правовой защиты), прокомментировал заявление российских властей адвокат Сергей Князькин.

"Я считаю, что это будет абсолютно неправильно со стороны Минюста, потому что, если будет пересмотр, мы докажем, что было нарушение по статье 13 Конвенции "Право на эффективные средства правовой защиты" и, наверняка, будут компенсации гораздо больше. Те компенсации, которые были назначены, несоизмеримы с тем, какой ущерб понесли потерпевшие", - заявил он в интервью РИА "Новости".

То, что Минюст объявил о намерении обжаловать вердикт ЕСПЧ, является продолжением политики российских властей в отношении событий в Беслане, отмечает корреспондент "Кавказского узла", автор блога "Осетия и вокруг: взгляд изнутри" Алан Цхурбаев.

"Это меня не удивляет. Естественно, решение ЕСПЧ противоречит официальной версии о теракте в Беслане, и поэтому реакция Минюста, реакция властей России – совершенно ожидаема", – говорит он.

Алан много общался с родственниками жертв теракта, и, по его словам, нет никаких сомнений, что решение ЕСПЧ очень много для них значит.

"Я общался с ними сегодня лично, и я видел их реакцию, видел эмоции в их глазах. Абсолютно точно, что для них это – гиперважно, это решение, которого они ждали порядка десяти-двенадцати лет", – подчеркнул журналист.

Что касается вопроса о размере компенсаций, то для потерпевших он хоть и важен, но вторичен по сравнению с более значимыми моментами вердикта ЕСПЧ, поясняет Алан.

"В решении ЕСПЧ, кроме суммы компенсаций, есть еще признание того, что было нарушено право на жизнь, что было необоснованное применение оружия, и в этом смысле это решение очень важно. Это признание – то, чего они в первую очередь добивались", – сказал он.

1 сентября 2004 года боевики захватили 1128 заложников в спортзале школы №1 Беслана. Операция по их освобождению завершилась 3 сентября 2004 года. В результате теракта погибли 334 человека, 186 из которых были детьми, еще 810 человек получили ранения. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована статья "Террористический акт в Беслане (1-3 сентября 2004 года)", в разделе "Хроники" доступна хроника теракта и последовавших за ним событий.

источник: корреспонденты "Кавказского узла"