Признательные показания Губашева об убийстве Немцова зачитаны без его присутствия в суде

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Убийство оппозиционного политика Бориса Немцова спланировали и осуществили Заур Дадаев, Беслан Шаванов и Анзор Губашев, говорится в оглашенных сегодня на суде показаниях подсудимого Анзора Губашева, данных на предварительном следствии.

Как сообщал "Кавказский узел", 5 апреля суд приступил к допросу подсудимого Шагида Губашева, который заявил, что узнал о том, кто такой Немцов, из теленовостей о его убийстве. По его словам, с одним из подсудимых, Тамерланом Эскерхановым, он впервые встретился только в суде. На заседании 6 апреля Шагид и Анзор Губашевы, а также Тамерлан Эскерханов в присутствии следователя рассказали суду, что их принуждали к даче показаний. Следователь заверил суд, что никакого давления на подсудимых не оказывалось.

Оппозиционный политик Немцов был убит в Москве 27 февраля 2015 года. Кроме Шагида Губашева (также упоминается в СМИ как Шадид), подсудимыми по делу проходят его брат Анзор Губашев, а также Заур Дадаев, Тамерлан Эскерханов и Хамзат Бахаев. Все подсудимые заявили о невиновности. В деле также фигурируют чеченские офицеры Руслан Мухудинов, Руслан Геремеев и убитый при задержании Беслан Шаванов. Заказчиком убийства следствие считает Мухудинова, однако, по мнению семьи Немцова, настоящих заказчиков нужно искать в руководстве Чечни.

Сегодня судья удалил с процесса по делу об убийстве Немцова Шагида и Анзора Губашевых после пререканий в присутствии присяжных.

Прокурор зачитала показания Анзора Губашева

Прокурор Мария Семененко зачитала показания Анзора Губашева, данные на предварительном следствии, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Согласно протоколу допроса от 18 марта 2015 года, на вопрос следователя о том, почему убийство было совершено именно на Большом Москворецком мосту, Анзор Губашев ответил, что это случайность. "Подвернулся случай, использовали момент", - заявил Анзор Губашев, протокол допроса которого зачитала Семененко.

На тот же вопрос следователя в протоколе допроса от 30 марта 2015 года Анзор Губашев ответил то же самое, добавив, что Борис Немцов планировал митинг на 1 марта 2015 года.

Также согласно протоколам, которые зачитала прокурор, подсудимый указал, что слежку за Немцовым в феврале вел он, Заур Дадаев и Беслан Шаванов, сообщает корреспондент "Кавказского узла" из зала суда.

"Хотел рассказать, как все было, как этого человека убрали мы, человека - Немцова. Мы - это брат мой Заур (Дадаев) и Беслан (Шаванов), трое нас было", - цитирует сегодня показания Губашева, данные им на допросе 18 марта 2015 года, "Интерфакс".

Признательные показания, по словам Губашева, он решил дать, так как "непричастные люди тоже обвиняются, подозреваются, точнее".

По словам Губашева, о Немцове он узнал из Интернета, а когда к нему в январе 2015 года из Чечни в отпуск прилетел Дадаев, то он рассказал ему про оппозиционера, которого в показаниях подсудимый охарактеризовал оскорбительным словом, "что он вообще представляет, что он сказал". Претензии к Немцову, по его словам, у него появились в связи с высказываниями политика относительно карикатур на пророка Мухаммеда.

Сразу после убийства Бориса Немцова следствие рассматривало различные версии, среди которых была месть за поддержку Борисом Немцовым журналистов французского еженедельника Charlie Hebdo, в котором были опубликованы карикатуры на пророка Мухаммеда. В окончательной редакции обвинения версии убийства за высказывания Немцова о карикатурах в журнале Charlie Hebdo нет.

Затем, согласно зачитанным на процессе показаниям Анзора Губашева, они решили "пригласить" к себе Шаванова, который согласился присоединиться к подготовке преступления, так как "любой мусульманин согласится, любой здравомыслящий человек".

Также в показаниях от 30 марта 2015 года, оглашенных на заседании, уточняется время начала подготовки преступления. По словам Губашева, "примерно осенью 2014 года, вполне возможно в ноябре месяце, он обратил внимание на Немцова". "Когда мой брат Заур Дадаев прилетал ко мне в Москву в октябре-декабре 2014 года. Мы с ним неоднократно обсуждали вызывающее поведение Немцова", - сообщил Губашев.

Шаванов, по показаниям Губашева, присоединился к подготовке до 20 января 2015 года. Затем, в течение примерно месяца, с 20-х чисел января, они вместе с Шавановым следили за Немцовым, сообщил следователю подсудимый. "Было крайне сложно его найти и настигнуть, потому что он любил ходить пешком и часто находился в толпе людей. А мы не хотели, чтобы пострадал еще кто-то из посторонних людей при убийстве Немцова", - сказал он.

Анзор Губашев рассказал, что во время убийства был за рулем автомобиля Zaz Chance и что следил за Немцовым (в городе) несколько месяцев. Он отметил, что использовал для слежки свой автомобиль Zaz Chance. 
 
На вопросы следователя о том, что было 27 февраля вечером, Анзор Губашев, согласно протоколу, рассказал, что следил за ним вместе с Бесланом Шавановым. Он рассказал, как и где следил за Борисом Немцовым и Анной Дурицкой в день убийства политика. По его словам, стрелял в спину Немцову Заур Дадаев, а к месту убийства они вместе с Бесланом Шавановым подъехали, когда Борис Немцов уже лежал. 
 
«Борис Немцов шел по мост под руку со своей девушкой. Красная площадь от него справа была, он шел в сторону своего дома. Заур (Дадаев) за ним пошел, и мы видели, что он у него на хвосте, подъехали к нему, Заур в спину стрелял ему, мы его забрали», - зачитала Мария Семененко. 

Согласно оглашенным показаниям, пистолет Макарова калибра 9 мм с глушителем после убийства положили в "сумочку", а затем выкинули по дороге, скрываясь с места преступления. Губашев сказал следователю, что может показать и место убийства, и место жительства Немцова, а вот куда выкинули телефоны и пистолет, не может, потому что плохо знает город, передает Zona.media.

Согласно оглашенным показаниям, на вопрос о том, оказывалось ли на него давление, Анзор Губашев ответил следователю, что нет, и "никто не может оказать на него давление, кроме Всевышнего".

Анзор Губашев в ходе следствия в 2015 году заявил об отказе от признательных показаний, и в связи с этим его защитник Муса Хадисов обратился с просьбой о повторном допросе его подзащитного. 13 октября 2016 года Анзор Губашев заявил на суде, что подвергся пыткам. При этом представитель семьи Немцова усомнилась в этой информации.

Поскольку Губашев отказался от показаний на предварительном следствии, то видеозапись допроса проверили эксперты, чтобы выяснить, было ли на него оказано давление. Согласно оглашенным экспертизам, речь Губашева во время допроса не отрепетированная, а "спонтанная, но на хорошо известную тему", он находится в состоянии "умеренной психической напряженности", а в словах следователя "нет признаков внушения, манипуляции или угроз", сообщает РИА "Новости".

Комментариев сторон по поводу оглашенных показаний Губашева пока не поступало.
 
Эксперт раскритиковал экспертизу по видеозаписи из подъезда Дадаева
 
"Кавказский узел" писал, что, по версии защиты, запись из подъезда этого дома является алиби Дадаева, которого следствие считает непосредственным исполнителем убийства Бориса Немцова. Подсудимый Дадаев заявлял, что в момент убийства Бориса Немцова находился дома, на Веерной 3/4.
 
После оглашения протоколов допроса судья объявил перерыв до завтра для присяжных заседателей. Затем в зал суда был приглашен специалист Вадим Смехнов, который проанализировал заключение эксперта Юрия Макеева по аудиозаписи из подъезда по улице Веерной, 3/4. 
 
Вадим Смехнов заявил, что работает в главуправлении криминалистики СК на должности старшего эксперта. Специалист отметил, что на видеофайле были прерывания и они могли быть вызваны разными причинами, в том числе техническими. Он сказал, что был ограничен во времени и для того, чтобы определить, был ли монтаж, нужна отдельная экспертиза. Специалист исследовал запись не полностью.
 
«Этот анализ позволяет провести анализ общего содержания записи», - отметил он.
 
Он упомянул, что видеофайл содержит 84 часа записи вместо 120, и добавил, что настройки сервера таковы, что позволяли записывать только "полезный видеосигнал". 
 
"Если были бы иные настройки, у нас бы в местах ненадлежащей записи, пропусков были бы черные квадраты и запись была бы в 120 часов", - сказал он.
 
Смехнов раскритиковал заключение эксперта Юрия Макеева, обратив внимание суда на орфографические, пунктуационные ошибки в заключении. Он также отметил, что «специалист Макеев указал несуществующую литературу», заключение, по его словам, "не содержит исследовательской части, есть только мнение отдельного специалиста". 
 
Адвокат Вадим Прохоров спросил о длительности в прерывании видеозаписи. Вадим Смехнов ответил, что это можно определить только с помощью экспертизы. Адвокат Дадаева Марк Каверзин обратился к судье с вопросом о назначении экспертизы по записи. Судья прокомментировал, что ходатайство было подано  в феврале и в нем было отказано.
 
Напомним, 12 января суд счет видеозапись из подъезда дома на Веерной 3/4 недопустимым доказательством из-за ее технических характеристик и исключил ее из материалов дела
 
Новости о расследовании убийства Немцова собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Немцов". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена статья "Чеченский след в убийстве Немцова", а в разделе "Персоналии" - биография Бориса Немцова.
Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"