Родственники Мускиевых в Чечне могли содействовать его похоронам на родине*

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Семья Турпала-Али Мускиева, изгнанная из Чечни, имеет много родственников в Чечне, и именно их вмешательство могло привести к тому, что власти позволили похоронить его (троюродного брата Башира Заиева - уточнение «Кавказского узла» 6.12.2017) на родине, допустили правозащитники. Впрочем, по их словам, руководству республики тем самым удалось избежать лишнего резонанса и повести себя человечно.

Как писал "Кавказский узел", в январе в селе Цоци-Юрт прошли массовые задержания и спецоперация. В числе задержанных оказался Махма Мускиев - родственник убитого в 2006 году полевого командира Исы Мускиева. 14 января отец Махмы Турпал-Али был госпитализирован с инфарктом. А 22 января Турпала-Али и его семью силовики вынудили покинуть село. 8 апреля стало известно, что Турпал-Али Мускиев скончался, и его под контролем силовиков все же похоронили в родном Цоци-Юрте. Однако позднее стало известно, что умер не Турпал-Али, а его троюродный брат Башир Заиев.

В феврале умер тяжелобольной Асланбек Бахарчиев - еще один изгнанный из чеченского села отец предполагаемого боевика. Он скончался в Калмыкии и был похоронен в Ингушетии - по слова жителей Чечни, власти не разрешили семье Бахарчиева похоронить его на родине.

То, что родственника Мускиева, в отличие от Бахарчиева, на родине похоронить позволили, в Чечне воспринимается как благородный поступок, хотя, возможно, власти просто не желали привлекать к ситуации в республике лишнее внимание, считает глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.

"Вокруг Чечни шум из-за проблемы ЛБГТ. Может быть, в руководстве республики решили лишний раз не поднимать неприятные вопросы, которые могли бы возникнуть, если бы препятствовали погребению умершего на родине", – говорит она.

Вместе с тем правозащитница не исключила, что о разрешении на погребение договорились родственники изгнанных – из числа силовиков или крупных бизнесменов.

"Часто удается спасти людей в Чечне благодаря родственным связям, потому что может оказаться, что у кого-то есть родственник в окружении Кадырова. В общем-то, такие случаи не единичны, когда кто-то из кадыровцев имеет что-то против какого-то конкретного гражданина, проживающего в Чечне, а с другой стороны у того находятся покровители из их же компании, которые могут заступиться", – пояснила она.

Так или иначе, нужно помнить, что практикуемое в Чечне выселение людей из собственных домов незаконно, подчеркивает Ганнушкина.

"Такого рода обвинения людей – будто из-за того, что в их роду кто-то связан с незаконными вооруженными формированиями, они должны быть изгнаны из мест своего обитания – конечно же, никак не соотносятся с российским законодательством", – заключила она.

В Чечне распространена практика преследования родственников боевиков, глава республики Рамзан Кадыров неоднократно приказывал выдворять такие семьи из республики, а их дома - сносить. Подобные меры коллективной ответственности продолжают применять в Чечне, несмотря на то, что запрет на них был высказан президентом России

Местным обычаям, адату, такие действия также не соответствуют, добавил член правления Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.

"Коллективная ответственность рода предполагаемого боевика только выглядит как адат. На самом деле в этой процедуре виден разрыв традиции. Это явление – очень советское, но маскируемое под традиционное", – пояснил он.

Адат не предназначен для того, чтобы наказывать людей в рамках коллективной ответственности, продолжил правозащитник.

"По моим представлениям, адат нужен для того, чтобы защищать, а не для того, чтобы выселять всем селом людей из-за одного человека", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Черкасов.

Что касается ситуации с захоронением брата Мускиева, то, по словам Черкасова, у этой семьи действительно есть немало родственников, хотя трудно сказать, сделали ли они что-нибудь для обеспечения этих похорон.

"Еще сложнее сказать, изменилось ли отношение властей республики к проблеме выселенных членов семей предполагаемых боевиков. То, что разрешили похоронить – это хорошо, по-человечески. Но тем не менее сходы с выселениями и попытка оформить коллективное наказание как якобы волю народа, используя якобы традиции, – явление порочное и не в чеченской традиции", – убежден он.

* уточнение «Кавказского узла 07.11.2017 – в заголовок внесено уточнение.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"