Суд признал незаконным недопуск адвокатов отца Гасангусейновых к делу

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Советский райсуд Махачкалы сегодня удовлетворил жалобу Муртазали Гасангусейнова на отказ следствия допустить к делу об убийстве его сыновей-чабанов адвокатов Правозащитного центра "Мемориал".

Как писал "Кавказский узел", Наби и Гасангусейн Гасангусейновы из села Гоор-Хиндах были убиты 23 августа 2016 года. Силовики заявили, что братья были боевиками и открыли по ним стрельбу. Родные и односельчане братьев настаивают на том, что чабаны никак не связаны с вооруженным подпольем. После того, как следствие отказалось признать отца Гасангусейновых потерпевшим по делу об их убийстве, мужчина подал жалобу на бездействие следствия.

23 марта Советский суд Махачкалы удовлетворил жалобу Гасангусейнова, признав действия следственного управления незаконными и обязал его устранить нарушения. 30 марта суд выслушал доводы сторон процесса и согласился с позицией адвокатов Гасангусейнова из Правозащитного центра "Мемориал" об их праве выступать в качестве защитников убитых братьев-чабанов. Адвокаты пытались вступить в дело, но представители следствия настаивали на том, что это невозможно без заявления Муртазали Гасангусейнова с просьбой привлечь их в качестве адвокатов. 

Суд встал на сторону Муртазали Гасангусейнова и его адвокатов

Сегодня судья Советского райсуда Махачкалы Патимат Махатилова поддержала жалобу Муртазали Гасангусейнова на отказ следствия допустить к делу об инциденте 23 августа 2016 года его адвокатов из дагестанского отделения Правозащитного центра "Мемориал" Мурада Магомедова и Шамиля Магомедова. Судья зачитала лишь резолютивную часть своего решения.

С подробностями обстоятельств убийства Наби и Гасангусейна Гасангусейновых можно ознакомиться в статье "Убийство чабанов в Дагестане" в "Справочнике" "Кавказского узла".

Адвокат Гасангусейнова заявлял отвод судье

Предыдущее заседание суда состоялось 31 марта. В самом его начале адвокаты заявили отвод судье Патимат Махатиловой, обосновав его тем, что на предыдущем заседании суда 30 марта она удалила из зала суда руководителя дагестанского отделения ПЦ "Мемориал" Сиражудина Дациева и по ее указу были стёрты записи с диктофона правозащитника. 

По мнению адвокатов, судьей были нарушены пункты 12, 13 постановления Пленума Верховного суда России от 13 декабря 2012 года №35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов", а также нарушена статья 123 Конституции России о том, что "разбирательство дел во всех судах открытое". Адвокаты заявили, что удаление Дациева из зала суда является "прямым нарушением гласности судопроизводства". 

Адвокат Мурад Магомедов заявил, что адвокатов из зала суда нельзя удалять, а личная неприязнь участников процесса "может помешать вынесению правосудного решения". Магомедов также рассказал, что до начала судебного заседания отцу убитых братьев Гасангусейновых было предложено написать заявление следователю с просьбой допустить двух адвокатов от ПЦ "Мемориал" к делу в качестве защитников. На этом основании адвокат сделал вывод о том, что суд заранее занял позицию следствия и что это может быть аргументом для объявления отвода судье. 

Прокурор Магомед Ибрагимов просил ходатайство об отводе не удовлетворять. По его мнению, "заявления адвокатов о предвзятости судьи являются необоснованными".

Позицию прокурора поддержали следователь Баграт Сафаралиев и его коллега из Следственного управления Следственного комитета России по Дагестану Гамдулаев.

Ходатайство об отводе судье было отклонено

Судья отвод не удовлетворила, сославшись на часть 1 статьи 61 УПК РФ (обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу), в которой указан перечень исчерпывающих оснований для отвода судьи, и не установив таких оснований в деле.

Обратившись к адвокату Мураду Магомедову, судья заявила, что, если он и был удален из зала суда, то, видимо, на это были основания. Судья также допустила, что Магомедовым был нарушен порядок в суде, что и стало причиной его удаления и при этом она заявила, что "о личных отношениях с адвокатами речи быть не может". 

Адвокаты попросили привлечь к делу в качестве заинтересованного лица Муртазали Гасангусейнова. Судья ходатайство адвокатов удовлетворила. 

Высказывая свою позицию, Муртазали Гасангусейнов заявил, что адвоката Саида Ибрагимова, который якобы защищая интересы семьи Гасангусейновых, был привлечен к делу об их убийстве, он не нанимал.

"Я не знаю, кто нанял этого адвоката, я его не нанимал, однако он вступил в дело. Почему адвокатов, которых я хочу привлечь в качестве защитников, не допускают к делу? Следователь говорит о каком-то заявлении, которое я должен был написать, чтобы их допустили. Когда Ибрагимов в дело вступал, я не писал никакого заявления, почему они вдруг сейчас этот вопрос подняли? Это делается специально", - выразил свое недовольство в суде Муртазали Гасангусейнов. 

Представители следствия и прокурор спрашивали у него, почему он не написал заявление о допуске адвокатов. 

Мурад Магомедов заявил, что заявление Муртазали Гасангусейнова об отказе от адвоката Саида Ибрагимова следователь не принял, заявив, что Ибрагимов соглашение заключал "не с Гасангусейновым, а с каким-то джамаатом" (джамаат - сельская община). "Не знаю, как это понимать", - сказал защитник.

Далее он прочитал заявление отца убитых, которое было подано в феврале 2017 года в Следственное управление СКР по Дагестану, где указал, что, несмотря на то, что написал заявление об отказе от услуг адвоката Ибрагимова, следователь в телефонном разговоре заявил ему, что Ибрагимов будет продолжать участвовать в деле в качестве адвоката.

Гасангусейнов указал в заявлении: "дальнейшее участие Ибрагимова в деле прошу считать нарушением моих прав как отца убитых", также он написал в заявлении, что в дальнейшем его интересы в деле будут защищать "иные адвокаты". 

Следователь заявил, что он не мог допустить к делу адвокатов Гасангусейнова без его заявления с фамилиями защитников

Судья, прокурор и представители следствия высказывали претензии в связи с тем, что в заявлении Гасангусейнов не указал фамилии адвокатов, а написал "иные адвокаты". По их мнению, заявитель должен был указывать именно фамилии адвокатов, которые будут защищать его интересы. 

Ранее адвокаты Правозащитного центра "Мемориал" заявляли, что представители следствия не позволяют адвокатам Муртазали Гасангусейнов вступить в дело и сделали вывод о том, что следствие пытается лишить родителей права на реабилитацию сыновей.

Адвокаты просили суд удовлетворить их требования и допустить к делу в качестве адвокатов. Следователь Сафаралиев заявил, что он не мог их допустить к делу в качестве адвокатов, так как не было заявления Гасангусейнова о допуске именно этих адвокатов, а также, что не было данных о том, что Магомедов Шамиль и Магомедов Мурад являются адвокатами. 

"Вы могли бы узнать эти данные в реестре адвокатской палаты, это же элементарно. Мы данные адвокатов из других регионов именно по реестру уточняем", - заявила на это судья.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"