Защита потерпевших раскритиковала решение суда по делу Закаева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Права потерпевших при теракте на Дубровке при вынесении приговора Хасану Закаеву соблюдены не были, заявили адвокаты. Закаев не сможет выплатить потерпевшим компенсации на общую сумму в 37,5 млн рублей, подчеркнули они.
Как сообщал "Кавказский узел", Хасан Закаев сегодня был приговорен Московским окружным военным судом к 19 годам колонии строгого режима. Гражданские иски пострадавших при теракте были удовлетворены судом частично. Московский окружной военный суд взыскал 37,5 млн рублей в пользу потерпевших с Хасана Закаева.
Прокурор просил суд признать Хасана Закаева виновным в пособничестве в захвате заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году, назначить ему 23 года колонии, а также удовлетворить все гражданские иски потерпевших на сумму около ста миллионов рублей. Сам Закаев заявил в последнем слове, что, перевозя оружие, не знал о подготовке захвата заложников.
"Права потерпевших не восстановлены и не соблюдены"
Защита Хасана Закаева, признанного сегодня виновным по делу об организации теракта в Театральном центре на Дубровке, намерена обжаловать приговор. Об этом после судебного заседания сообщил адвокат Закаева Сулейман Ибрагимов, передает корреспондент "Кавказского узла".
"Обжалуем приговор в той части, по которой Закаев не признал вину", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ибрагимов, заметив, что защита не согласна со сроком наказания.
Один из представителей потерпевших, адвокат Игорь Зубер сообщил, что в ближайшее время вместе с другими представителями потерпевших намерен провести совещание, на котором будет выработана дальнейшая стратегия действий потерпевшей стороны. Зубер заметил, что приговор "ни в каком смысле не устраивает потерпевшую сторону". "Права потерпевших не восстановлены и не соблюдены", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Зубер.
"В ходе прений прокурор признал наличие причинно-следственной связи между гибелью заложников и проведением спасательной операции российскими спецслужбами. Вместе с приговором судья мог вынести частное определение и о необходимости проверить данное заявление и провести соответствующее расследование. Определение должно было быть адресовано соответствующим компетентным госструктурам, но оно вынесено не было", - сказал Зубер.
Если бы не было штурма центра на Дубровке, то "не было бы и жертв по неосторожности", заявил 9 марта прокурор на заседании по делу Хасана Закаева. В России впервые официально заявлено о причинной связи между штурмом и гибелью заложников, отметили адвокаты потерпевших.
"Размер компенсаций является крайне низким"
При этом Игорь Зубер уверен, что компенсации (500 тысяч рублей каждому), назначенные судом потерпевшим, выплачены не будут. "У нас не было иллюзий относительно того, что суммы по искам будут оплачены. Мы знали, что выплатить компенсацию Закаев не сможет. Иски подавались для того, чтобы повысить процессуальный статус потерпевших, а также исчерпать внутренние средства правовой защиты, чтобы в ЕСПЧ продемонстрировать, что национальные средства правовой защиты неэффективны, так как потерпевшие не могут получить даже компенсацию", - рассказал Зубер.
В свою очередь еще один представитель потерпевших, адвокат Сергей Панченко, после заседания суда заявил, что намерен обжаловать приговор по части исков. В то же время обжаловать срок, назначенный Закаеву, потерпевшая сторона не намерена.
Панченко констатировал, что "на стадии следствия отношение к российским гражданам было наплевательским". По его мнению, таким же оно "осталось в решении суда".
Размер компенсации Панченко назвал "крайне низким", заметив, что даже при дорожной аварии суммы выплат являются большими."Люди три дня находились в заложниках, а за это им взыскали меньше, чем при дорожной аварии. Удовлетворенные суммы являются крайне низкими по российской судебной практике", — сказал Панченко.
Адвокат также назвал размер компенсации "державной щедростью". "Слов нет", - заявил Панченко.
По данным следствия, Закаев в составе преступного сообщества, организованного Шамилем Басаевым, отвечал за доставку в Москву оружия, взрывчатки и так называемых "поясов шахидов". Взрывчатку боевики привезли из Чечни на КамАЗе в баллонах для сжатого воздуха, а оружие — в кузове под мешками с картошкой, отмечается в размещенном на "Кавказском узле" справочном материале "Террористический акт на Дубровке (23-26 октября 2002 года)".
"За взрывы в Москве и Волгодонске выплатили лишь 50 рублей"
Президент Союза адвокатов России Игорь Трунов, защищавший интересы пострадавших от терактов в Москве и Волгодонске 9 и 13 сентября 1999 года, в Театральном центре на Дубровке, у станции метро "Рижская" и на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой" в 2004 году, а также от теракта в "Домодедово", предположил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", что "потерпевшие ничего не получат".
"В свое время по делу о взрывах домов на Каширке и в Гурьяново мы заявляли большие суммы, но лишь с целью показать законодателям неверность действующих норм права, регламентирующих возмещение вреда потерпевшим. Те, кто был осужден за взрывы в Москве и Волгодонске, за все время пребывания в колонии выплатили потерпевшим всего лишь 50 рублей. Хотя были тысячи потерпевших, каждому из которых назначили компенсацию в пять или три миллиона рублей", - рассказал Трунов.
Схема является "бестолковой даже в той ситуации, где потерпевших немного", подчеркнул Трунов. "Необходимо менять законодательство: были предложения Следственного комитета создать специальный фонд для выплаты компенсаций, который бы наполнялся за счет конфиската. Тем не менее, такая схема принята не была", - рассказал Трунов.
Адвокат Игорь Зубер высказался, что, по мнению представителей потерпевших, во время судебного процесса не были установлены обстоятельства гибели каждого из заложников, действительная причина смерти. По данному поводу Зубер планирует подачу жалобы в Верховный суд РФ. "Если же и решение ВС нас не устроит, то мы обратимся в ЕСПЧ", - сказал адвокат.
23 октября 2002 года во время мюзикла "Норд-Ост" боевики, требуя немедленного прекращения боевых действий в Чечне, захватили в заложники 916 человек. Спустя трое суток, 26 октября 2002 года, была проведена спецоперация по освобождению заложников. В ходе нее, по официальным данным, были убиты 40 боевиков, погибли 130 мирных граждан, более 700 пострадали.