Открытое письмо общества "Мемориал"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Министру юстиции Королевства Дания
госпоже Лене Есперсен
Глубокоуважаемая госпожа Есперсен!
Мы обращаемся к Вам с этим открытым письмом в связи с запросом Российской Федерации о выдаче в Россию Ахмеда Закаева, задержанного на территории Дании.
Мы не знаем, какие материалы представила властям Дании российская Генеральная прокуратура в обоснование своего утверждения о причастности г-на Закаева к совершению преступлений на территории Российской Федерации. Мы уверены, что датские органы юстиции самым серьезным образом исследуют эти материалы и вынесут решение, соответствующее нормам международного права.
Однако, независимо от вопроса об обоснованности или необоснованности обвинений против г-на Закаева, мы хотели бы, чтобы при вынесении решения по вопросу об экстрадиции было принято во внимание еще одно обстоятельство.
"Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" в статье третьей запрещает выдавать любых лиц, вне зависимости от их вины, в другие государства, если существуют серьезные основания полагать, что там им может угрожать применение пыток.
При этом, согласно Конвенции, "для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека".
В связи с вышесказанным обращаем Ваше внимание, что, к сожалению, органы дознания и следствия Российской Федерации широко применяют практику пыток и жестокого обращения по отношению к задержанным и арестованным (см. приложения 1, 2, 3, 4).
Наши организации в течение последних лет ведут мониторинг ситуации с правами человека в Чеченской Республике, стремятся привлечь внимание российской и мировой общественности к происходящим там массовым нарушениям прав человека и способствовать защите жертв конфликта. Мы можем утверждать, что пытки и жестокое обращение с людьми, обвиняемыми в участии в незаконных вооруженных формированиях или пособничестве им, приобрели систематический характер. Имеют место многочисленные случаи, когда задержанные исчезают еще на этапе дознания. В ряде случаев трупы этих людей со следами пыток и насильственной смерти были позже обнаружены (см. приложения 2 и 5).
За время второго вооруженного конфликта в Чеченской Республике (с осени 1999 г.) среди многих других представителями российской федеральной власти, были задержаны два высоких должностных лица из администрации Аслана Масхадова и выборных органов, сформированных в Чечне в 1997 г.: вице-премьер правительства Чечни Турпал-Али Атгериев и председатель чеченского парламента Руслан Алихаджиев. Судьба обоих была трагична. Турпал-Али Атгериев был осужден к лишению свободы, но вскоре после этого скончался в тюрьме. Руслан Алихаджиев бесследно исчез после его задержания (см. приложения 6 и 7).
Мы хотели бы обратить Ваше особое внимание на положение людей, осужденных к длительному (или пожизненному) сроку тюремного заключения ? именно это, независимо от того, виновен Ахмед Закаев в пособничестве терроризму или нет, грозит ему, если он будет выдан российскому правосудию. В качестве одной из иллюстраций того, как обращаются в России с заключенными, прилагаем к нашему обращению статью "Поза "Ку"", опубликованную в газете "Известия" и посвященную режиму содержания в тюрьме для осужденных к пожизненному заключению (обращаем Ваше внимание также на репортаж из этой же тюрьмы, показанный по телеканалу НТВ в дни кризиса с заложниками в Москве).
По поручению Совета Правозащитного центра "Мемориал" -
Председатель Совета ПЦ "Мемориал" О.П.Орлов;
Председатель Московской Хельсинкской группы, Президент Международной Хельсинкской Федерации Л.М.Алексеева
6 ноября 2002 года