Потерпевшая по делу "ростовских амазонок" указала на противоречия в экспертизах МВД и ФСБ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Валентина Чудакова, мать убитого командира нижегородского СОБРа Дмитрия Чудакова, и ее защитник попросили исключить из материалов дела "ростовских амазонок" заключение баллистической экспертизы карабина "Сайга", проведенного экспертами ФСБ.
Как информировал "Кавказский узел", по версии следствия, в группу, получившую известность под названием "ростовские амазонки", входили трое жителей Ставропольского края: убитый в перестрелке Роман Подкопаев, его гражданская жена Инесса Тарвердиева и ее дочь Виктория, а также двое жителей Ростовской области: сестра Подкопаева Анастасия Синельник и ее супруг Сергей, работавший в полиции. Подсудимым вменяются убийства 30 человек, в том числе правоохранителей и членов их семей. На заседании суда 2 марта были оглашены протоколы об обнаружении в доме Тарведиевых фотоаппарата убитой семьи Чудаковых.
6 марта в Ростовском областном суде продолжился процесс по делу "ростовских амазонок", в присутствии коллегии присяжных прокуроры огласили заключения нескольких экспертиз, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.
Согласно одному из оглашенных гособвинителем заключений, эксперт, исследуя "пластмассовые колпачки, изделия цилиндрической формы и фрагменты металла" с места убийства Чудаковых пришёл к выводу, что предметы являются "элементами охотничьих патронов калибра 410". Подобные патроны, согласно заключению, "подходят к самозарядному охотничьему оружию, каким может быть карабин "Сайга" и его всевозможные модификации".
Инесса Тарвердиева ранее заявляла, что семью Чудаковых Роман Подкопаев расстрелял из карабина "Сайга-410", кроме дочки Чудаковой, которая была убита ножом. Позднее подсудимая сообщила о неточностях в собственных показаниях.
Далее был оглашён протокол осмотра места происшествия, в ходе которого была изъята "цепь из жёлтого металла с разрывом". "Визуально схожий" фрагмент был найден в доме Тарвердиевых, в связи с чем эксперт пришёл к выводу, что фрагмент и цепь "могли быть схожи", сообщил гособвинитель.
Также были зачитаны справка о выдаче Дмитрию Чудакову служебного удостоверения, справка о движении средств по банковской карте Чудакова, с помощью которой последний раз операции совершались 6 июля 2009 года, и заключение по рыночной стоимости вещей убитых по состоянию на 8 июля 2009 года.
Помимо этого, гособвинитель огласил документ об исследовании кроссовок голубого цвета, на подошвах которых эксперты обнаружили следы почвы и, найдя в почве частицы растения горец, пришли к выводу, что эта почва из Аксайского района. Подсудимая Инесса Тарвердиева пояснила суду, что была в этих кроссовках в день убийства сотрудника банка Сергея Любецкого и в день убийства семьи Чудаковых.
После этого судья Борис Григоров поздравил женщин-присяжных с 8 Марта и сообщил, что стороне обвинения осталось представить всего несколько документов, после чего доказательства смогут представить потерпевшие и сторона защита.
Адвокат потерпевшей Валентины Чудаковой Галина Кадакова заявила ходатайство об исключении из материалов дела заключения судебной баллистической экспертизы от 16 мая 2014 года. В оглашенном ходатайстве адвоката и ее доверительницы сообщается, что в указанные даты исследования в Москве карабин "Сайга" на самом деле находился на исследовании в Ростове-на-Дону.
Судья предоставил сторонам время для подготовки позиции по ходатайству, одновременно вызвав для пояснений в суд упомянутых в тексте экспертов.
Последним ходатайством стала просьба обвинения огласить показания Ирины Калачёвой, матери жены Дмитрия Чудакова, указав, что она имеет ряд заболеваний и не может явиться на допрос. Судья оставил ходатайство без рассмотрения, так как выписка из болезни Калачёвой, представленная прокурорами датирована 2014 годом.
Рассмотрение дела продолжится в 10.00 мск 9 марта.
Манукян объяснила претензии потерпевшей стороны к баллистической экспертизе ФСБ
Суд в данном составе неспособен обеспечить объективное разбирательство, считает отстранённая от процесса бывший адвокат Валентины Чудаковой Светлана Манукян.
"Кавказский узел" писал, что Манукян, представлявшая интересы матери убитого Дмитрия Чудакова, в ходе предварительных слушаний в январе 2016 года была отстранена от участия в процессе. На заседании 24 февраля 2016 года приставы пытались вывести из зала суда Манукян, но та отказалась, заявив, что находится на местах для посетителей как частное лицо. Однако на следующем заседании, 25 февраля 2016 года, адвокат не была допущена в зал суда. Судья тогда объяснил, что Манукян удалена из зала суда за нарушение порядка судебного заседания "по решению председательствующего". На заседании 2 марта 2017 года по решению судьи Манукян была удалена из зала суда до конца процесса "за неоднократное нарушение порядка заседания".
"По многим обстоятельствам я вижу, что суд в данном составе не способен обеспечить объективное разбирательство. Я не вижу перспектив по этому делу при таком составе суда для вынесения решений и справедливого разбирательства", - сказала Манукян корреспонденту "Кавказского узла".
Она также объяснила, с чем связано заявленное 6 марта потерпевшей стороной ходатайство об исключении из дела заключения судебной баллистической экспертизы карабина "Сайга". По ее словам, в деле отсутствуют документы, свидетельствующего о том, где находился карабин "в те периоды, когда он не был на экспертизах и с ним не производилось каких-либо действий".
Согласно имеющимся в материалах дела документам, идентификационная экспертиза в отношении карабина проводилась в экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ) ГУВД по Ростовской области с 11 октября 2013 года по 16.00 23 января 2014 года, откуда, согласно отметке на сопроводительном письме, вернулось следствию только 3 марта 2014 года.
Однако, как отметила Манукян, 21 января 2014 года была вынесено постановление о назначении другой экспертизы карабина - в московском ЭКЦ ФСБ, в сопроводительном письме в адрес которого указано об отправке столичным экспертам этого карабина. По ее словам, в документах зафиксировано, что в Москве карабин был получен 23 января 2014 года, и с того же дня по 16 мая 2014 года проводилась его экспертиза.
"Он (карабин) при якобы получении находился ещё на экспертизе в ЭКЦ ГУВД Ростовской области и... никак не мог быть направлен в центр ФСБ. Более того, у нас большие сомнения, что именно этот карабин вообще изымался в жилище Подкопаева", - сказала Манукян.
Комментариями участников процесса относительно хода судебных слушаний, а также комментариями представителей ЭКЦ ГУВД по Ростовской области и ЭКЦ ФСБ России по поводу ходатайства потерпевшей стороны и заявления Манукян "Кавказский узел" пока не располагает.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещен подробный материал о деле - "30 убийств "ростовских амазонок".