Битва за Магас. Осетины и ингуши борются за право называться аланами
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
9 апреля 2017 года одновременно с президентскими выборами в Южной Осетии состоялся референдум по вопросу переименования республики в Государство Алания. Однако задолго до проведения голосования между кавказскими республиками разгорелись споры за право на историческое наследие древней Алании. В частности, на сайте "Change.org" была опубликована петиция с требованием "переименовать нынешнюю Республику Ингушетия в Республику Алания". На публикацию петиции последовала резкая реакция со стороны части осетинского общества. Вечером 5 марта более 500 человек собрались во Владикавказе, протестуя против того, чтобы Аланией называлась Ингушетия 1.
Непросто понять, насколько с исторической точки зрения оправданы претензии сторон в подобных спорах. Особенно в условиях, когда исследовательские центры в республиках Северного Кавказа часто ведут не столько научную, сколько пропагандистскую работу. "Кавказский узел" попробовал найти ответы на некоторые из самых насущных вопросов в дискуссии об аланском наследии, а также разобраться в сути приводимых сторонами аргументов и в политической подоплеке их позиций.
Историческая Алания - это политическое образование, возникшее во второй половине I тысячелетия н.э. на территории обитания аланских племен в Центральном Предкавказье 2, павшее под ударами монголов в первой половине XIII века.
Аланские ворота ингушского Магаса
Я сам никогда не ассоциировал себя с аланами
После скандала, возникшего в связи с публикацией петиции о переименовании Ингушетии в Аланию, заместитель министра по делам национальностей Ингушетии Руслан Мизиев заверил, что государственные органы республики к этой инициативе отношения не имеют. "Я сам никогда не ассоциировал себя с аланами", - сказал чиновник. Стоит, однако, напомнить, что отсылки к аланскому наследию есть, например, в официальной топонимике Ингушетии. Столица республики - основанный в 1994 году город Магас - имеет то же название, что и столица исторической Алании. Кроме того, в 2015 году в столице республики по инициативе мэра Беслана Цечоева возведена триумфальная арка "Аланские ворота" 3. Площадь на которой возведены ворота также именуется Аланской.
Место для строительства столицы Ингушетии было определено на основе предположения историка Нурдина Кодзоева, который считал, что находящееся в верховьях речки Эрз-Эли аланское городище Хатой-Боарз и есть исторический Магас 4.
Один из наиболее авторитетных кавказских археологов В.А. Кузнецов изначально придерживался точки зрения, что Магас следует отождествлять с городишем Алхан-Кала на территории Чечни у слияния р. Ассы с р. Сунжей в 17-18 км к западу от г. Грозного. Позднее он идентифицировал его с Нижне-Архызским городишем в Карачае, а потом вообще отказался от таких попыток, признав их безосновательными до проведения новых исследований 5. Достоверным образом расположение исторического Магаса не установлено до сих пор 6.
Доказывая, что именно ингуши являются потомками древних алан, сторонники этой версии часто пользуются лингвистическими доводами 7, усматривая в словах, имеющих аланское происхождение сходство с современным ингушским или чеченским языком. Обычно при этом ссылаются на идеи чеченского филолога Якуба Вагапова. Аланское словосочетание "Алановийамути", например, предлагается переводить как чеченское "Алано вуй а Мути" - "Этот Мути алан" 8, а в восходящем к аланам названии города Алейнкорт - видеть ингушское слово корт ("голова", "вершина") 9. На основе таких поверхностных сходств некоторые участники дискуссий из Ингушетии и Чечни делают заключение: "Аланы говорили чисто на нашем языке" 10.
Аланы говорили чисто на нашем языке
Поскольку ингушский и чеченский языки не входят в индоиранскую языковую ветвь и вообще не относятся к индоевропейским, лингвистические аргументы такого рода предполагают, что аланы - вопреки широко распространенной версии 11 - были не ираноязычным, а нахоязычным народом.
В интернет-спорах у сторонников истории об аланах-ингушах в качестве аргумента особой популярностью пользуется высказывание экономиста Евгения Сатановского о том, что вайнахи являются "самым старым автохтонным" народом в России 12. Они, по словам Сатановского, "в этом высокогорном уголке Кавказа они осели раньше всех прочих" 13.
"Среди интеллектуалов в Ингушетии, – отмечает кавказовед Николай Силаев, – тема "пришельцев-осетин" и "аланов-ингушей" очень популярна. Жест строительства Аланских ворот ее подкрепил и сделал практически официальной, хотя глава республики, возможно, этого не хотел – такие жесты не в его стиле. В свою очередь осетинские интеллектуалы видят в этом угрозу, причем не только национальному престижу (кто-то оспорил эксклюзивную связь осетин с аланами), но и угрозу закрепления за ними символического статуса "пришельцев". А это и впрямь серьезно, как мы знаем из опыта конфликтов восьмидесятых–девяностых годов" 14.
Претензию некоторых ингушей на право считаться наследниками алан трудно отделить от многолетней истории осетино-ингушского противостояния по поводу территорий Пригородного района (ныне относится к территории Северной Осетии, до 1944 года часть современного Пригородного района РСО-А входила в состав Чечено-Ингушской АССР). Ведь возможность называться аланами в контексте этого конфликта увязывается с правом претендовать и на территории исторической Алании.
Чеченцы и ингуши связывают "аланство" прежде всего с территориальной проблемой
Этнолог Виктор Шнирельман в своей книге "Быть Аланами" отмечает: "Чеченцы и ингуши связывают "аланство" прежде всего с территориальной проблемой. Ингушам это нужно для того, чтобы чувствовать себя вправе предъявлять претензии на Пригородный район, а чеченцам - чтобы отстоять свои права на равнинные Наурский и Шелковской районы, переданные им в 1957 г. из состава Ставропольского края. В свою очередь, балкарцы и карачаевцы ищут в аланской идентичности надежную основу для утверждения своего автохтонного статуса в борьбе с теми, кто называет их поздними пришельцами на Северном Кавказе". 15.
Для осетин право называться аланами актуально по аналогичным причинам. Как указывает Шнирельман, оно, во-первых, наделяет их "древней государственной традицией", во-вторых, позволяет "претендовать на обширные земли, включая Пригородный район" 16.
В интервью "Кавказскому узлу" председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина отметила, что предложение переименовать Ингушетию в Аланию - провокация, но само обострение ситуации связано именно с нерешенными до сих пор земельными проблемами в Пригородном районе.
Территориальный спор между Ингушетией и Северной Осетией в 1992 году стал причиной вооруженного противостояния, последствия которого до сих пор окончательно не устранены, хотя часть ингушского населения смогла вернуться в населенные пункты Пригородного района. Подробнее с этим сюжетом можно ознакомиться в статье "Осетино-ингушский конфликт" доктора исторических наук В.А.Тишкова из раздела "Справочник".
Как Северная Осетия стала Аланией
Для современных Северной и Южной Осетии отсылки к аланскому наследию стали краеугольным камнем национальной идентичности. При этом выработан миф не только отождествляющий осетин с аланами, но и повествующий о более глубокой индоевропейской преемственности, прослеживаемой, по меньшей мере, на протяжении трех тысячелетий. Особенно в официальной версии национальной истории подчеркивается языковая преемственность принадлежащего к индоиранской ветви осетинского языка от языка скифов. В осетинских учебниках истории фиксируется идея о "стойком сохранении индоевропейско-арийско-иранского наследия" 17, несмотря на очевидные расхождения с фактами: индоевропейские племена скифов и сарматов, от которых прочерчивают свою генеалогию осетины, были заклятыми врагами, а между аланами и более поздними осетинами антропологи фиксируют значительные различия в их физическом облике 18.
Результаты исследований в области физической антропологии, основанные на изучении форм черепа, свидетельствуют о значительном сходстве облика осетин с внешним видом других народов Кавказа, относимых к кавкасионскому антропологическому типу. К этому типу принадлежали древнейшие племена, жившие на территории Кавказа еще до прихода алан 19. Такого рода данные являются аргументами в пользу о "кавказском субстрате" в этногенезе осетин, суть которой состоит в том, что их предки принадлежали к древнейшим коренным (автохтонным) народам Кавказа, которые впоследствии либо смешались с ираноязычными пришельцами-аланами, либо и вовсе не смешивались, а только переняли элементы их языка и культуры. Такой точки зрения придерживался, например, антрополог Валерий Алексеев, отмечавший, что "местный компонент не только принял участие в этногенезе осетин, но и сыграл в нем решающую роль - подавляющее большинство предков осетин относилось к местным кавказским, а не к пришлым скифо-сармато-аланским племенам" 20. Следы кавказского субстрата находят не только во внешнем облике осетин, но и в лингвистическом материале - в структуре и лексике осетинского языка. Языковед Василий Абаев, например, писал: "Пришельцы аланы нашли, конечно, на занятых ими землях Кавказа не безлюдную пустыню, а какое-то старое население, по языку, надо полагать, родственное другим коренным народам Кавказа: вейнахам, черкесам, сванам, грузинам, абхазам. Нет никаких оснований думать, чтобы это коренное доиранское население Алании-Осетии было истреблено или вымерло. Гораздо вероятнее, что оно. смешалось с пришельцами иранцами и этим смешением и было положено начало современному осетинскому этническому типу" 21.
В государственной атрибутике Северной Осетии аланские мотивы - в частности изображение барса на фоне серебряных гор - появились в начале 1990-х годов. Впервые использование аланского наследия осетинской властью проявилось на официальном уровне 2 октября 1991 года, когда на сессии Верховного Совета единогласно был принят бело-красно-желтый флаг республики. Его три цвета должны были символизировать деление аланского общества на сословия жрецов, воинов и земледельцев, якобы унаследованное от скифов и сарматов 22.
Осенью 1994-го республика добавила к своему названию слово Алания. Одним из главных двигателей идеи переименования республики был известный осетинский филолог Тамерлан Гуриев. По мнению Гуриева, в осетинских культуре, фольклоре и языке сохранилось много черт из скифского и даже "арийского" наследия. При этом использование этнонима алан позволяло решить проблему объединения населения республики, разделенного на дигорцев и иронцев 23.
В отличие от иронского языка, на котором говорит сегодня большинство осетин, именно дигорский диалект обладает более архаичными чертами, указывающими на его родство с древне-иранскими языками 24.
Есть у осетин и своя версия расположения Магаса, которая предсказуемо расходится в ингушской. По их мнению, древняя столица алан располагалась к западу от Владикавказа 25.
Осетины правда потомки алан?
Как отмечает кавказовед Ахмет Ярлыкапов, "предположения, что осетины являются потомками алан, основаны на языке". "Это восточно-иранский язык, а аланы были ираноязычными. Потому осетины являются их прямыми потомками", – отметил эксперт. Вместе с тем, по его словам, споров вокруг этого вопроса остается много, и "есть масса иных предположений".
Историк Андрей Виноградов, доцент Высшей школы экономики, в интервью "Кавказскому узлу" напомнил, что о родстве осетинского языка с аланским можно судить, в частности, по Зеленчукской надписи и по пометам в одной рукописи, которая хранится в Санкт-Петербурге. "Что касается антропологии и генетики, то осетины являются такими же потомками алан, как балкарцы и карачаевцы", – рассказал Виноградов.
Зеленчукская надпись - надпись X века на могильной плите, записанная с помощью греческого алфавита. Была обнаружена археологом Д. М. Струковым в 1888 году на правом берегу реки Большой Зеленчук (левый приток Кубани). Считается наиболее известным письменным памятником аланского языка.
Сергей Арутюнов вопрос о языке, на котором говорили аланы, считает дискуссионным. Учёный в интервью "Кавказскому узлу" подчеркнул, что, бесспорно, наибольшая часть алан говорила на языке восточно-иранской группы. В эту же группу входят языки скифов и сарматов, а также современных осетинский. "Можно считать, что современный осетинский язык, иронский и дигорский диалекты ближе всего к этим языкам древних народов, хотя не абсолютно идентичны, потому что со временем языки менялись, распадались на диалекты", - объяснил Арутюнов.
При этом, однако, историк допускает, что часть алан говорила на тюркском языке. "Некоторые утверждают, что в основном скифы говорили на тюркском, но это преувеличение, однако часть могла говорить, это вполне возможно. Очень часто значение этого преувеличивается. Тюркские ученые, которые сами говорят на тюркском, в особенности балкарские, карачаевские ученые на Кавказе, склонны приписывать алан в основном к тюркам", – отметил исследователь.
По оценке Арутюнова, название "Республика Северная Осетия - Алания" – это "не спекуляция, а действительное отражение исторического факта". После разгрома монголами "Великой Алании", единственно уцелевший ее осколок сохранился именно в Северной Осетии, пояснил он 26.
Южная Осетия тоже Алания?
Опрошенные "Кавказским узлом" эксперты сошлись во мнении, что границы древней Алании проходили по современным территориям юга России, не затрагивая Южную Осетию 27. При этом Андрей Виноградов, говоря об желании югоосетинских властей переименовать республику, связал эту инициативу с попыткой переформатировать границы исторической Алании. "Не углубляюсь в южноосетинскую политику, но очевидной целью мне представляется желание отождествить эту территорию как издревле принадлежащую аланам, что не подтверждается источниками. Более того, южноосетинские исследователи, работавшие над этим вопросом, например, Тогошвили, прямо говорят о том, что осетины появляются на территории современной Южной Осетии не ранее XIII века", – отметил Виноградов.
По мнению Ахмета Ярлыкапова, инициатива с переименованием Южной Осетии в Аланию связана с надеждами руководителей республики войти в состав России. "Я думаю, что хочется унифицировать название двух осетинских республик и таким образом в очередной раз подчеркнуть, что это фактически одна республика, один народ, и они должны быть в составе России. Я не уверен, что в России от этой идеи в восторге, и не уверен, что есть прямые указания из Москвы. Скорее, это внутренние надежды, а настроения известны: большинство населения хотело бы быть в составе РФ", – констатировал ученый.
Можно ли назвать носителями аланского наследия ингушей?
Попытки трактовать встречающиеся аланские надписи на чечено-ингушских (нахских) языках историк Сергей Арутюнов называет "околонаучными" . "Есть некоторые чеченские ученые, которые пытаются дошедшие до нас от аланского языка малочисленные надписи трактовать как надписи на одном из нахских языков или языке, близком к нахским. Однако у этого нет научных оснований", – говорит Арутюнов. При всей фрагментарности этих надписей нет сомнения, что они написаны на языке, близком к современному осетинскому и таким образом, относящимся к восточно-иранской группе языков, уверен Арутюнов. "Серьезные лингвисты этим не занимаются. И здесь, скорее, речь об околонаучных авторах, пытающихся политические спекуляции обосновать лингвистическими данными. Так, скажем, с какими только языками не увязывали шумерский язык, но это не научные, а околонаучные спекуляции", – отмечает историк.
"Аланы вобрали в себя часть нахского населения, и на территории Ингушетии встречаются аланские могильники. Однако если мы посмотрим даже на христианство на территории Ингушетии, оно совсем не такое, какое у алан, принявших его от Византии через Абхазию, а совсем другого типа, что особенно проявляется в архитектуре, которая пришла с территории Грузии", – считает Андрей Виноградов.
В ходе своего тысячелетнего обитания на Северном Кавказе аланы, по словам Виноградова, неизбежно включили в себя и часть нахских племен: чеченцев, ингушей, кистинцев. "Они их покорили, и нахская составляющая у них присутствовала. Мы знаем, что на территории Ингушетии встречаются погребения, приписываемые аланам, хотя материальная культура далеко не всегда связана с этнической идентичностью", – отметил Виноградов.
Как считает Сергей Арутюнов, в культурном плане ингуши безусловно унаследовали обычаи алан и это наследие они "в какой-то степени хранят и сегодня". "В культурном отношении все народы Северного Кавказа так или иначе унаследовали кое-что от алан", – рассказал учёный. Кроме того, у абхазов, например, осталась такая частица аланского наследия, как Нартский эпос. "У черкесов, кабардинцев он сохранился не в меньшей мере, отчасти он есть даже у чеченцев. Северный Кавказ – это очень пестрая в отношении языков территория, но культура в общем – это национальные вариации в целом очень общей, мощной культуры, в значительной степени продолжающей аланский путь", – пояснил Арутюнов.
Желание оспорить право осетин единолично считаться наследниками алан на Кавказе выражают не только некоторые ингуши и чеченцы, но и, например, карачаевцы. В частности, 17 февраля с просьбой к главе МИД России не допустить переименования в Аланию Южной Осетии обратилась неправительственная организация "Конгресс карачаевского народа". Такое переименование, как посчитали представители организации, "принципиальным образом противоречит реальным фактам истории".
По словам Сергея Арутюнова, не в меньшей мере чем народы Кавказа аланскую культуру унаследовали и народы Западной Европы: "Во Франции 30 городов имеют в своем названии корень "алан", самый крупный – Алансон. Слово "Каталония" хранит в себе название готов и алан". "Область, населенная аланами, до сих пор имеется в Венгрии", - добавляет Арутюнов. Аланским языком там сейчас никто уже не владеет, однако в эпоху позднего Средневековья близкий к осетинскому язык среди части населения Венгрии еще звучал. Следы аланского присутствия есть также и в Северной Африке.
"Я бы сказал, что вся европейская, рыцарская традиция вооружения и обычаи во многом восходят к аланским воинским традициям", – считает Арутюнов. Есть даже ученые, которые видят аланское наследие, наряду с кельтским, в легенде о рыцарях круглого стола и короле Артуре 28.
Вопрос престижа
Как полагает Андрей Виноградов, притязание на аланское наследие для любого региона является вопросом причастности к великой истории. "Аланы были одним из самых могущественных народов на Северном Кавказе в средние века, и их имя – это знак престижа", – отметил исследователь.
Историк Сергей Перевалов отмечает, что напряженность вокруг аланского вопроса могла бы снизиться, если бы разговор удалось перевести "в чисто научную плоскость" с максимально непредвзятым изучением фактов. Однако на Кавказе сегодня нет даже учёных, которые могли бы заняться такого рода изысканиями. "В кавказских республиках (в том числе Северной и Южной Осетии) нет специалистов-античников и медиевистов со знанием древних языков (главные - латынь и древнегреческий) и умением работать с современной зарубежной литературой".
По словам Перевалова, в каждой из республик (РСО-Алания, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Чечня) есть свои академические институты, которые ведут "не столько исследования, сколько этноцентристскую пропаганду роли аланов в истории своих ("титульных") народов". Историческая наука в российских столицах и международных центрах в целом менее политизирована и историки редко вмешиваются в споры претендентов на аланское наследие" 29.
Вопрос, вынесенный на голосование в Южной Осетии 9 апреля, был сформулирован так: «Согласны ли Вы с внесением изменения в часть 1 статьи 1 Конституции Республики Южная Осетия, изложив ее в следующей редакции: "1. Республика Южная Осетия — Государство Алания — суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Названия Республика Южная Осетия и Государство Алания равнозначны?» 30. По данным ЦИК республики, за переименование проголосовали 80% избирателей.
Примечания
- Молодежь Владикавказа протестовала против переименования Ингушетии в Аланию // Кавказский узел, 06.03.2017.
- БСЭ. Изд. 3-е. Т. 1. М., Советская энциклопедия. 1969.
- Борьба за аланское наследие // Кавказ.Реалии, 03.03.2017.
- Цит. по: Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 180.
- Цит. по: Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 180.
- Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 181.
- Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 179.
- Аланы и Вайнахи // ИА "Чеченинфо", 11.12.2012.
- Открываются новые факты легендарной аланской истории ингушского народа / Мусса Зурабов // Magas.ru, 12.03.2013.
- Аланы и Вайнахи // ИА "Чеченинфо", 11.12.2012.
- Кузнецов В. А. Аланы // БСЭ, 1969; Большой Энциклопедический словарь. 2000.
- Ингуши – наследники аланов // МК-блоги: Блог Назира Евлоева.
- Цит. по: Ингуши – наследники аланов // МК-блоги: Блог Назира Евлоева.
- «Спор вокруг Алании» угрожает возрождением старых кавказских конфликтов // Взгляд, 07.03.2017.
- Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 280.
- Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 274.
- Цит. по: Шнирельман В.А. Очарование седой древности: Мифы о происхождении в современных школьных учебниках // Неприкосновенный запас 2004, 5(37).
- Шнирельман В.А. Очарование седой древности: Мифы о происхождении в современных школьных учебниках // Неприкосновенный запас 2004, 5(37).
- Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа. М.: Наука, 1974. С. 196.
- Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа. М.: Наука, 1974. С. 198.
- Абаев В. А., Осетинский язык и фольклор, т. 1, М.; Л., 1949. С. 78-80.
- Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 86.
- Цит. по: Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 84-85.
- Абаев В. А., Осетинский язык и фольклор, т. 1, М.; Л., 1949. С. 360.
- Цит. по: Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С.85.
- Ученые усомнились в исторической обоснованности переименования Южной Осетии // Кавказский узел, 09.03.2017.
- Ученые усомнились в исторической обоснованности переименования Южной Осетии // Кавказский узел, 09.03.2017.
- Там же.
- Аланское наследие и историческая мифология // Кавказ.Реалии, 27.02.2017.
- Тибилов назначил дату референдума о переименовании Южной Осетии // Sputnik, 06.02.2017.