Политологи связали освобождение Велитова с подготовкой Кремля к выборам

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Кремль готовится к президентским выборам-2018, с этим связан курс на псевдолиберализацию и прекращение уголовного преследования ряда активистов, заявили кавказовед Михаил Рощин и политолог Дмитрий Орешкин, прокомментировавшие освобождение из-под домашнего ареста имама московской мечети "Ярдям" Махмуда Велитова. Имам освобожден под давлением верующих, счел правозащитник Олег Орлов.

Как сообщал "Кавказский узел",  21 февраля имам московской мечети "Ярдям" Махмуд Велитов, чьи слова об убитом дагестанском религиозном деятеле Гаппаеве следователи сочли оправданием терроризма, вышел из-под домашнего ареста под подписку о невыезде. Имам был задержан 11 июля 2016 года и находился под домашним арестом.

Абдулла Гаппаев, согласно заявлениям его друзей, получал угрозы со стороны силовиков. Он вызывался в полицию после инцидента со свадебным кортежем в Кизляре 27 апреля 2013 года. По версии очевидцев, силовики остановили кортеж с исламскими флагами и избили участников церемонии. МВД в свою очередь назвало участников инцидента экстремистами, четверо из них позже стали обвиняемыми по делу о применении насилия в отношении представителей власти.

"Результаты экспертизы нужно признать недействительными"

Адвокат освобожденного из-под домашнего ареста имама Велитова Дагир Хасавов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заявил о том, что он "намерен добиться полного оправдания Велитова".

По словам Хасавова, положительным результатом работы защитников стало не только освобождение имама из-под домашнего ареста, но и переквалификация обвинения с ч. 2 ст. 205.2 Уголовного кодекса (УК) РФ ("Публичное оправдание терроризма с использованием СМИ") на ч. 1 ст. 205.2 УК РФ ("Публичное оправдание терроризма").

Сторона защиты имама "планомерно добивалась сначала домашнего ареста, потом смягчения режима домашнего ареста, где были предусмотрены двухчасовые прогулки два раза в неделю", также отметил адвокат. "Сейчас мы заинтересованы в том, чтобы дело побыстрее было передано в суд", - сказал Дагир Хасавов.

При этом, по его словам, сторона защиты ходатайствует о признании недействительной лингвистической экспертизы, проведенной в рамках следствия по делу Велитова. Эксперты вышли за пределы своих полномочий, утверждает Хасавов.

Велитов в своем обращении про Гаппаева говорил, что "был убит один из активных членов мусульманской уммы", заметил адвокат. Однако в заключении эксперта значится, что Велитов тем самым "выразил поддержку организации "Хизб ут-Тахрир" ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (Партия исламского освобождения) — международная исламская политическая организация, запрещенная в России судом. - Прим. "Кавказского узла")". "Тем самым происходит полная подмена понятий", - убежден адвокат.

"Я считаю, что состава преступления в деле Велитова нет. Мы будем добиваться его полного оправдания", - заключил адвокат.

"Пятничные проповеди теперь проводятся только на татарском языке"

После ареста Велитова московская мечеть "Ярдям" функционировать не перестала, заявили корреспонденту "Кавказского узла" прихожане мечети. При этом прихожане отметили, что после ареста Велитова пятничные проповеди начали вести только на татарском языке.

"Пятничную проповедь в мечети теперь проводят только на татарском языке, имамы ни слова не говорят во время проповеди по-русски. А Велитов проводил проповеди на русском языке. Лично я не понимаю татарский язык. И таких прихожан мечети, которые не понимают татарский язык, достаточно много", -  заявил корреспонденту "Кавказского узла" прихожанин мечети Дмитрий.

По его утверждению, прихожане "подходили к имаму с просьбой не проводить пятничную проповедь только на татарском языке". "Имам сказал, что примет нашу просьбу к сведению. Учитывая многонациональный фактор прихожан, имам должен понимать, что большинство из них не понимают татарский язык и лучше использовать русский", - отметил Дмитрий.

Другой прихожанин мечети в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" также отметил тот факт, что "пятничные проповеди в мечети теперь проводятся только на татарском".

"Либеральный тренд связан с предстоящими выборами президента"

В России сейчас "в целом наблюдается тренд на либерализацию наказаний", отметил старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Михаил Рощин, прокомментировав освобождение Велитова из-под домашнего ареста.

При этом Михаил Рощин напомнил, что "некоторым видным одиозным гражданам, неугодным власти, была предоставлена некая "амнистия"". К примеру, как указал Рощин, на свободу выпущен активист Ильдар Дадин, а Верховный суд Российской Федерации обязал президиум Курганского областного суда пересмотреть дело воспитательницы из Екатеринбурга Евгении Чудновец, осужденной за репост видеоролика с обнаженным ребенком.

"Идет специальная линия: пересматривать дела тех, кто совершил незначительные преступления. В словах Велитова нет очевидного призыва к терроризму либо насилию, в противном случае вряд ли бы имам вышел на свободу", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Рощин.

Кавказовед не исключил, что "либеральный тренд связан с предстоящими выборами президента в 2018 году". Власти решили приостановить преследование гражданских и религиозных деятелей, считает Рощин.

"Смягчения очевидны, с ними и связана замена меры пресечения Велитову. Ведь выборы состоятся почти через год (голосование в рамках выборов президента России планируется провести 11 марта 2018 года. - Прим. "Кавказского узла")", - сказал Рощин.

С точкой зрения Михаила Рощина согласился политолог Дмитрий Орешкин, заявивший о демонстративном смягчении ситуации с преследованием активистов в России. "Сергей Кириенко, глава предвыборного штаба Путина на президентских выборах 2018 года, понимает, что итоги выборов должны будут смотреться правдоподобно, и есть смысл заранее проявить либеральность", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Дмитрий Орешкин.

Политолог не исключил, что освобождение имама Велитова из-под домашнего ареста "может быть частью закулисной договоренности властей с исламским духовенством".

"Это важно, потому что исламское духовенство, во всяком случае в Москве, свой приход жестко контролирует. Если они скажут голосовать за того или иного кандидата, то прихожане и будут голосовать "за". Очевидно, что в столице будет маленькая явка и ссориться с исламской общиной, контролирующей в Москве до полумиллиона избирателей, властям ни к чему", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Орешкин.

"Освобождение Велитова не связано с делами Дадина и Чудновец"

В свою очередь член совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов считает, что к освобождению имама Велитова привело давление верующих. У московского имама есть большая группа поддержки в столице среди верующих, отметил Орлов.

"На мой взгляд, смягчение меры пресечения имама не является следствием либерализации либо псведолиберализации строя. Очевидно, что дела Дадина и Чудновец пересматривались в рамках права, что нормальная история. Освобождение Велитова никак с этими делами не связано", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Орлов.

В качестве примера правозащитник привел ситуацию в Дагестане. "С одной стороны, ведется уголовное преследование бывшего представителя салафитской мечети Магомеда Магомедова. С другой стороны, в судах республики все чаще и чаще принимаются постановления о снятии граждан с профилактического учета", - обратил внимание Олег Орлов.

"Я объясняю это правосознанием судей - если на них не давят, то принимаются взвешенные решения. Когда происходят серьезные нарушения норм Конституции, как это произошло с Велитовым, и при этом нет политического заказа, судьи часто действуют в рамках права", - заявил правозащитник.

Материалы о преследовании активистов, журналистов и правозащитников в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов".

источник: корреспонденты "Кавказского узла"