Али Кучмезов рассказал об обстоятельствах "чернобыльского дела"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Следствие по уголовному делу о мошенничестве при осуществлении выплат ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС завершено. По словам обвиняемого по делу руководителя республиканского отделения "Союз "Чернобыль" Кабардино-Балкарии Али Кучмезова, он только представлял интересы членов организации на основании выданных ему доверенностей.

Как информировал "Кавказский узел", 16 июля 2015 года в суд было передано дело в отношении Залины Алхасовой, обвиняемой в мошенничестве в особо крупном размере (ч.4 ст.159 УК РФ). По данным следствия, она причастна к хищению бюджетных средств в размере 256,8 млн рублей, неправомерно выплаченных через суд "чернобыльцам". Залина Алхасова была помощницей Леры Алхасовой, частнопрактикующего юриста, по чьей инициативе участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС подали в суд иски о возмещении морального вреда. 3 октября 2016 года стало известно, что Нальчикский горсуд приговорил Залину Алхасову к четырем годам колонии общего режима и штрафу 200 тысяч рублей. 14 августа 2015 года по делу о мошенничестве с деньгами "чернобыльцев" была осуждена бывшая помощница судьи Лейла Дадуева. Всего, по данным следствия, к делу о мошенничестве, помимо Лейлы Дадуевой и Залины Алхасовой, привлечены Лера Алхасова, судья Елизавета Боташева (Бечелова), руководитель республиканского отделения "Союз "Чернобыль" Али Кучмезов. Кроме того, уголовное дело о ложном доносе возбуждено в отношении 10 "чернобыльцев".

В Кабардино-Балкарии завершено следствие по уголовному делу о мошенничестве при осуществлении выплат "чернобыльцам". Обвиняемые – экс-сотрудник Минсоцзащиты республики Лера Алхасова, экс-судья Нальчикского горсуда Елизавета Бечелова, председатель республиканской общественной организации "Союз "Чернобыль" Али Кучмезов, а также их адвокаты приступили к ознакомлению с материалами уголовного дела, сообщил 25 февраля корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Аральбек Думанишев, представляющий интересы Али Кучмезова.

В 2011-2012 годах 484 "чернобыльца" из Кабардино-Балкарии обратились в суды с исками о компенсации морального вреда. Суд удовлетворил иски. В пользу "чернобыльцев" было взыскано более 670 млн рублей. С июля 2012 года Верховный суд КБР стал отменять решения судов и взыскивать с "чернобыльцев" выплаченные им компенсации. Основанием для этого стало то, что "чернобыльцы" получали деньги за событие 1986 года, а закон о компенсации морального вреда был принят в 1994 году.

После многочисленных жалоб "чернобыльцев" и публикаций в СМИ, в мае 2013 года президиум Верховного суда КБР отменил решение о взыскании. С "чернобыльцев" перестали взыскивать выплаченные им компенсации.

Интересы "чернобыльцев" в судах представляла экс-сотрудник Минсоцзащиты республики Лера Алхасова. Ее обвинили в мошенничестве, так как, по данным следствия, Алхасова брала с "чернобыльцев" гонорар в сумме, равной половине выплаты. Но после того, как "чернобыльцы" отказались от своих показаний, заявив, что платили Алхасовой добровольно, ее уголовное преследование было прекращено, а десять "чернобыльцев" были привлечены к уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

В октябре 2014 года Лера Алхасова была повторно заподозрена в совершении мошенничества с компенсациями, полученными "чернобыльцами". Фигурантами дела также стали ее помощница Залина Алхасова и руководитель республиканской организации "Союз Чернобыль" Али Кучмезов.

Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Али Кучмезов, весной 2011 года он узнал от "чернобыльцев" района, что они сдали документы для получения компенсации морального вреда Лере Алхасовой, бывшей работнице министерства труда и социального развития. По его словам, Алхасова им пояснила, что вопрос будет решаться в суде.

"Естественно, я как председатель обязан был выяснить и довести до членов организации, какие надо сдать документы для обращения в суд. Члены организации - это люди, пострадавшие от техногенных и ядерных катастроф в возрасте от 55 до 85 лет. Не каждый мог по состоянию здоровья ездить за 80 км из города Тырныауза в Нальчик, чтобы сдать документы, а впоследствии получить деньги. Кроме того, многие из них выехали за пределы республики, но при этом оставались членами нашей организации. Эти люди также давали мне доверенность, чтобы я за них сдавал документы представителю "чернобыльцев" Лере Алхасовой и получал присужденные судом деньги", - рассказал Кучмезов.

"В середине 2012 года выплаты компенсаций по решению судов были прекращены. "Чернобыльцы", а также вдовы умерших ликвидаторов стали обращаться в офис региональной организации с просьбами выяснить, в чем дело. Одновременно судебные приставы начали накладывать аресты на имущество и счета тех, кто успел получить деньги", - рассказал Кучмезов.

"10 октября 2014 года в 7 часов 40 минут ко мне домой пришел следователь и показал документ на проведение обыска. Представьте мое состояние. Я был в шоке и долго не мог прийти в себя. На вопрос, в чем меня обвиняют, он ответил, что в мошенничестве. Якобы я присвоил чьи-то деньги. Забрали документы на квартиру, машину, забрали ноутбук, сберкнижки, на которые поступает пенсия и выплаты за потерю здоровья", - рассказал Кучмезов.  

Его обвинили в присвоении половины денег, полученных за "чернобыльцев" Н.Деревянко и А.Кодзокова.

Кучмезов говорит, что деньги он получил по их доверенностям и половину полученных сумм передал адвокату, согласно их же договоренности. На очных ставках Н.Деревянко и А.Кодзоков подтвердили, что им было известно, сколько председатель должен отдать адвокату, поэтому обвинение, что он присвоил деньги, не подтвердилось.

Тем не менее в середине 2015 года Кучмезов, по его словам, был задержан.

"Следователи в течение семи часов предлагали мне сказать "правду", кому и сколько передавалось денег", - вспоминает Кучмезов.

"Адвокат, которого они привели, шептал мне, скажи, как они хотят, и поедешь домой. Я ничего не мог сказать, потому что ничего не знал. Я такой же "чернобылец", как и все. У меня поднялось давление, начался гипертонический криз, предынфарктное состояние. Меня увезли в СИЗО г.Ессентуки, и только там вызвали скорую помощь. Давление было 220 на 105, и следующие три дня ежедневно ко мне приезжала скорая помощь", - вспоминает "чернобылец".

Потом были суды, где ему изменили меру пресечения на домашний арест и продлевали его до 12 месяцев.  По его словам, за год к нему скорую помощь вызывали 35 раз.

Позже с Кучмезова сняли обвинения в присвоении денег "чернобыльцев", однако предъявили обвинение в пособничестве Л. Алхасовой по ч.4 ст.159. Оба дела объединили в одно производство.

В настоящее время он находится под подпиской о невыезде.

В результате уголовного преследования в 2015 году Кучмезов, по его словам, не смог поправить здоровье в санатории, сделать операцию по замене коленного сустава и на кисти левой руки. Участились приступы гипертонии.

"Все обвинения в отношении Али Кучмезова беспочвенны, все на словах. Он выполнял свои обязанности как председатель общественной организации. Любой человек на его месте действовал бы точно так же. Он старался помочь "чернобыльцам", чтобы они получили возмещение морального вреда", - заявил говорит адвокат Аральбек Думанишев.

Али Кучмезову 76 лет. Он ликвидатор аварии на ЧАС, инвалид 2-й группы. По образованию – педагог. Работал на руднике "Молибден" проходчиком вертикальных выработок. Награжден орденом Мужества, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени.  

"Кавказский узел" также писал, что в 2011-2012 годах Нальчикским горсудом и Терским райсудом были удовлетворены иски 51 участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС к Минфину России о компенсации морального вреда. Решениями судов первой инстанции было постановлено взыскать из российской казны в пользу 484 истцов свыше 670 миллионов рублей. Начиная с июля 2012 года, Верховный суд Кабардино-Балкарии по искам республиканского управления казначейства стал отменять решения судов первой инстанции и выносить определения о повороте судебных решений. С "чернобыльцев" начали взыскивать полученные суммы компенсаций в полном объеме. Но в мае 2013 года президиум Верховного суда республики отменил определения нижестоящей инстанции о повороте судебных решений в отношении "чернобыльцев", в результате чего с них не стали взыскивать полученные суммы.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"