ЕСПЧ начал коммуникацию по жалобам азербайджанских активистов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Европейский суд по правам человека приступил к коммуникации с правительством Азербайджана по двум группам дел, связанных с жалобами на нарушение свободы собрания и отказ в государственной регистрации НПО. Властям предложено в трехмесячный срок ответить на заданные ЕСПЧ вопросы.
О начале коммуникации по жалобам на нарушение свободы собрания и отказ в государственной регистрации НПО корреспонденту "Кавказского узла" сегодня рассказали юрист Халид Багиров и правозащитник Интигам Алиев.
"Участники акции в Шеки никому не мешали"
По словам юриста Халида Багирова, 13 февраля он получил из ЕСПЧ уведомление о начале коммуникации по делу шести граждан Азербайджана, которые были задержаны в августе 2014 года за участие во флешмобе в городе Шеки в защиту находившегося в тюремном заключении правозащитника Расула Джафарова.
"Полиция обвинила этих людей в нарушении правил проведения пикетов и митингов. Однако это был всего лишь флешмоб, и его участники просто развернули плакаты с лозунгами в поддержку Джафарова. Они никому не мешали, акция проводилась у стен средневековой крепости. Тем не менее, двух участников акции, Али Абдуллаева и Рауфа Абдурахманлы, приговорили к пяти суткам административного ареста, еще четверо были подвергнуты денежным штрафам на сумму в 500 манатов (по курсу на 2014 год - 600 долларов)", - рассказал Багиров.
По его словам, в жалобе содержится просьба признать нарушения прав заявителей по ст. 10 (Свобода выражения), ст. 11 (Свобода собраний и объединений), ст. 6.1 (Право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 6.3 (Право на использование защиты адвоката по своему выбору) Европейской конвенции прав человека.
Как отметил Багиров, правительство Азербайджана, согласно правилам ЕСПЧ, должно в трехмесячный срок ответить на заданные судом вопросы.
"Власти отказывается регистрировать независимые НПО"
Другое дело, коммуникация по которому началось в ЕСПЧ, связано с обращением учредителей восьми НПО – "Правовое просвещение сумгаитской молодежи", "Центр развития сельских женщин", "Региональный центр прав человека и социальных исследований", "Социальные инициативы и права человека", "Центр общественных инициатив", "Пропаганда культуры и поддержка народного творчества", "Комитет защиты прав и свобод человека" и "Поддержка развития медиа".
Представителем заявителей, за исключением НПО "Поддержка развития медиа", является известный азербайджанский правозащитник Интигам Алиев.
"Министерство юстиции по надуманным причинам отказывается регистрировать не лояльные властям НПО. Многие НПО годами не могут добиться регистрации. Минюст придирается к уставным документам, когда устраняются недостатки, они выявляют новые "ошибки". При этом суды отказываются удовлетворять иски против НПО", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Алиев.
Заявители просят ЕСПЧ признать нарушение их прав по ст. 6.1 (Право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 11 (Свобода собраний и объединений) Европейской конвенции прав человека. Кроме того, заявители, чьи интересы представляет Интигам Алиев, поставили также вопрос о нарушении их прав по ст. 34 (Индивидуальные жалобы).
"Статья 34 гласит, что ЕСПЧ может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые считают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных Европейской конвенцией прав человека. Правительства при этом обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права", - сказал Интигам Алиев.
"Однако при моем задержании в августе 2014 года прокуратура провела обыск в офисе нашей организации и изъяла документы заявителей, связанные с их жалобой в ЕСПЧ. Эти документы не имели никакого отношения к предъявленным мне обвинениям", - отметил правозащитник.
Интигам Алиев - азербайджанский юрист, адвокат, общественный деятель. На протяжении многих лет занимается правозащитной деятельностью, в том числе защитой прав граждан с использованием юридических механизмов Европейского суда по правам человека. В апреле 2015 года приговорен к 7,5 года лишения свободы. В марте 2016 года реальный срок заменен на условный. В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована история уголовного преследования правозащитника.
В свою очередь глава НПО "Правовое просвещение сумгаитской молодежи" Эльчин Мамед рассказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", что "без регистрации общественным организациям в Азербайджане фактически невозможно работать".
"Наша организация была создана еще в 2000 году. Но нам отказывали в регистрации. В 2006 году мы подали в суд на Минюст. Судебные тяжбы в Азербайджане продолжались несколько лет. Наконец, после того как Верховный суд окончательно отклонил наш иск, мы решили обратиться в Европейский суд. Отсутствие государственной регистрации серьезно ограничивало нашу работу. А после поправок, внесенных в законодательство об НПО в 2013 и 2014 годах, без регистрации стало вовсе невозможно работать", - сказал Эльчин Мамед.
Напомним, что в феврале 2014 года в Азербайджане были приняты поправки, согласно которым незарегистрированные Минюстом НПО фактически потеряли возможность пользоваться грантами. Теперь законодательство обязывает НПО каждые 90 дней сообщать в госорганы об изменениях в своих реестровых списках, введены новые правила проверок деятельности НПО и установлены новые виды нарушений, за которые полагаются крупные штрафы для НПО и их руководителей.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказским узлом" подготовлена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".